Межгосударственное сотрудничество и деятельность международных организаций по борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:28, доклад

Описание

Как-то в ходе одной из научных конференций довелось услышать довольно интересное наблюдение выступавшего, смысл которого сводился к следующему. Мы живем в мирное время, когда нет войн, вооруженных конфликтов, однако в больницах нередко можно встретить людей, пострадавших от огнестрельных ранений, взрывных устройств, контуженных и обгоревших.

Работа состоит из  1 файл

Межгосударственное сотрудничество и деятельность международных организаций по борьбе с терроризмом.docx

— 39.53 Кб (Скачать документ)

Военные и специальные  методы борьбы с терроризмом обычно используются для разрушения организационной  структуры террористической группы, уничтожения лагерей и баз, где  происходит подготовка террористов, ликвидации ее руководящего ядра, в которое  входят оперативники и идеологи. Но, как показала практика, одних этих мер явно недостаточно, чтобы справиться с этой проблемой. На место уничтоженных или схваченных террористов приходят новые люди, которые действуют еще более жестоко, изобретательно и активно.

Уроки антитеррористической кампании развеяли иллюзии о том, что исключительно военными средствами можно решить эту проблему. Использование  военной силы эффективно лишь в случаях, когда атакуется территория, на которой  размещаются базы и лагеря террористов. Но как только террористы растворяются среди населения, военные удары  перестают приносить пользу. В  этом случае на первый план выходят  «мягкие» методы противодействия терроризму, состоящие в устранении корней терроризма: внешних и внутренних, политических и экономических, социальных и культурных.

 

Политические и экономические  меры борьбы с терроризмом.

 

Террористы выражают ценности и верования определенного числа  людей. Поэтому уничтожение террористических организаций не будет означать конца  терроризма. Для того, чтобы искоренить это зло, следует, в первую очередь, устранять политические, социальные и культурные причины, беспокоящие людей. Это приведет к значительному сокращению социальной базы, из которой террористы черпают своих сторонников. Для этого требуется принятия политической стратегии борьбы с терроризмом. Название политическая не означает, что в ней должны быть задействованы только политические меры. Меры должны быть самыми разнообразными: экономическими, организационными, образовательными, информационными, культурными, но приводить к реальным изменениям во взглядах, настроениях, интересах, а, в конечном счете, ценностях людей. То есть они должны иметь далеко идущие политические последствия.

Такая политическая стратегия  должна учитывать уроки борьбы с  международным терроризмом в  Афганистане и Ираке, где доминировали

 

военные средства противодействия. Сегодня на первый план выходят долговременные и фундаментальные вопросы, такие  как права людей, их экономическое  благополучие, уважение к их религиозным  чувствам, национальной культуре. Решить их непросто, поэтому нынешний этап борьбы будет длительным и трудным.

В первую очередь необходимо знать мотивацию людей, поддерживающих террористов. Этих мотивов несколько. Во-первых, в тех странах, где легальная  деятельность оппозиции запрещена, террористические организации рассматриваются  населением как единственный защитник их интересов, борец за их права. Во-вторых, террористы выступают выразителями политических устремлений национальных меньшинств, права которых ущемляются властью. В-третьих, они борются против оккупации страны вооруженными силами иностранных государств. В-четвертых, выступают защитниками национальной культуры, традиций, ценностей, религии  перед лицом культурной экспансии  из-за рубежа. То есть террористы рассматриваются  населением как защитники обездоленных, униженных и потому поддерживаются ими самыми различными способами.

Как показывает опыт, труднее  всего остановить террористическую кампанию, базирующуюся на этнических проблемах, так как она имеет  более широкую поддержку у  населения, чем та, которая эксплуатирует  чисто политические требования. На правительствах лежит ответственность  за нерешенность проблем, которые приводят к возникновению насильственных конфликтов в обществе. Когда напряжение возрастает, они должны демонстрировать свое стремление к их разрешению или хотя бы первоначально к их смягчению, чтобы предотвратить насилие.

Примером политического  подхода к проблеме терроризма являются действия правительства Испании, которое  в конце 1970-х годов приняло  решение о предоставлении автономии  регионам страны с баскским населением.

 

Это был единственно верный шаг, который значительно уменьшил поддержку населением баскской террористической организации ЭТА.

После более чем трех десятков лет борьбы с терроризмом ИРА  правительство Великобритании вынуждено  было пойти на политические переговоры с «Шин Фейн», являющейся политическим крылом ИРА. Эти переговоры начались в 1998 году и в них участвуют три стороны -Великобритания, Ирландская Республика и политической руководство движения, выступающего за присоединение Северной Ирландии к Ирландской Республике.

Дольше всех противилось  началу переговоров с террористами правительство Республики Шри Ланка. Более 40 лет в стране продолжалась гражданская война, в ходе которой «Тигры освобождения Тамил Илама» широко использовали террористические методы. И только после того, как стало ясно, что противостояние правительственных войск и террористов, которых поддерживало практически все тамильское население, может длиться сколь угодно долго, правительство страны вынуждено было пойти на переговоры с ними.

Политический подход, начало переговоров с террористами не могут  сразу остановить длившееся годами насилие. После объявления о предоставлении автономии баскским территориям  организации ЭТА понадобилось свыше 25 лет, чтобы заявить о прекращении  террористического насилия. Сделать  это она была вынуждена в связи  с небывалым ростом протестных выступлений  населения страны, в том числе  баскской национальности, требовавшего прекращения террора.

Хотя ИРА заявила о  приостановке террористической деятельности в 90-х годах, однако другие организации, выражающие настроения непримиримой части  католического населения Северной Ирландии, продолжают борьбу.

Тем не менее, как свидетельствует  опыт указанных стран, начавшийся политический диалог получает поддержку значительного  сегмента населения,

 

создает предпосылки для  прекращения террористического  насилия. Большое значение имеет  то, что это позволяет не только уменьшить публичную поддержку  терроризма, но и оттянуть из террористических организаций прагматиков, умеренных, отделяя их от экстремистски настроенных элементов.

Но существует и другая точка зрения, что никаких переговоров  с террористами вести не следует, ибо это преступники, а с преступниками  надо разговаривать на языке закона. К тому же переговоры будут означать косвенное признание правоты  их дела, повысят внимание общественности к требованиям террористов, а  вместе с этим и их поддержку. Такой  позиции придерживаются США, Китай, Россия, Япония, Индия и другие государства. Эти страны имеют жесткое антитеррористическое законодательство, которое предусматривает  использование военных, специальных, криминальных мер в борьбе с террористами и их пособниками. Наряду с этим правительства  предпринимают все больше усилий по устранению факторов, приводящих людей  в террористические организации. Такая  работа дает больший эффект, чем  применение силовых методов. Это  наглядно можно увидеть на примере  России.

После завершения военных  действий в Чечне и разгрома вооруженных  формирований чеченских сепаратистов, разрозненные группы последних перешли  преимущественно к методам террора. Они стремились запугать местное  население и воспрепятствовать  его сотрудничеству с властями, зверски расправлялись с теми чеченцами, которые боролись за наведение порядка на местах, убивали представителей власти, работников правоохранительных органов. Террористическую деятельность они перенесли за пределы Чечни, организовав серию акций насилия на Северном Кавказе, в центральных районах России и Москве. Проявив особую жестокость при обращении с захваченными ими заложниками в Москве и Беслане, проведя серию взрывов в местах массового скопления людей, взорвав самолеты в воздухе, руководители террористической  кампании  рассчитывали  посеять   страх  в  российском

 

обществе и вынудить власти пойти на удовлетворение их требований, главным из которых было предоставление Чечне независимости.

Федеральные органы власти ответили на эти действия решением о повышении эффективности работы по дальнейшей нормализации ситуации в Чеченской Республике. Она предусматривала  широкий спектр действий в различных  сферах жизни общества. В первую очередь были усилены правоохранительные органы Чечни, в том числе за счет привлечения в их ряды бывших боевиков, добровольно сложивших оружие. Имея боевой опыт, обладая знанием особенностей военных действий на местности, приемов  и навыков, используемых боевиками, они ощутимо повысили эффективность  военных операций против них.

Во-вторых, была улучшена работа по сбору информации о тайных базах  боевиков, складах оружия и взрывчатых веществ, маршрутах их передвижения, местах их остановки в городах. Это  позволило проводить превентивные операции по обезвреживанию террористов, готовящих акции насилия.

В-третьих, и это главное, были приняты меру к восстановлению разрушенной войной экономики Чечни. Из федерального бюджета в республику направляются немалые средства на подъем сельского хозяйства, строительства, энергетики, то есть всех тех звеньев, без которых не могут заработать в полную силу другие отрасли экономики  и, в первую очередь, промышленность. Постепенно, но неуклонно стало увеличиваться  число создаваемых рабочих мест, что позволяет постепенно смягчать проблему безработицы, привлечь к труду  молодежь, которая первой попадает в сети террористов. Параллельно  стали открываться учебные заведения, в которых молодежь может получить не только общее образования, но и  приобрести специальность, востребованную в республике. По специальной программе  правительства Чечни одиноким и  многодетным матерям выдается комфортабельное  жилье. Развивается система здравоохранения, строятся поликлиники,   больницы,   оснащенные   современным   диагностическим   и

 

лечебным оборудованием. Внимание уделяется также объектам культуры, досуга жителей, открываются  парки отдыха и развлечений, выставочные  залы, магазины.

Все эти меры позволили  значительно оздоровить обстановку в Чеченской Республике. Затягиваются моральные раны, нанесенные войной; люди, уставшие от бомбежек, обстрелов, страстно желают мира, стабильности, порядка, хотят иметь работу, возможность пользоваться всеми элементарными благами - электроэнергией, отоплением, водопроводом, транспортом и т.д. И они уже получают такую возможность и не хотят возврата хаоса, беззакония, неопределенности, которые они пережили совсем недавно. В этом залог их поддержки усилий власти по устранению последствий недавней войны, налаживанию полноценной мирной жизни в республике. Это дает уверенность в том, что, чем больше успехов будет на этом пути, тем меньше шансов у террористов рассчитывать на поддержку населения.

Таким образом, российский опыт взаимоотношений центра и национальной окраины показывает возможность  решения проблемы националистического  терроризма путем удовлетворения экономических  и культурных запросов населения, предоставления местным органам власти самостоятельно решать жизненно важные вопросы.

 

При противодействии международному терроризму главным условием успеха в борьбе с ним является налаживание  тесного сотрудничества между странами, координация деятельности их структур, на которые возложена задача по сдерживанию  терроризма. То есть, если терроризм  международный, то и противодействовать ему следует объединенными усилиями заинтересованных государств.

Примером такой кооперации могут служить действия антитеррористической коалиции, сформировавшейся быстро и  по доброй воле стран   после   11   сентября   2001   года.   В   операции   по   уничтожению

 

террористических баз  в Афганистане и свержению  реакционного режима Талибан прямо  или косвенно приняли участие  десятки стран Европы, Америки, Азии, Океании. Одни страны направили свои воинские контингенты, другие предоставили свою территорию для размещения войск  коалиции, участвовавших в операции, третьи открыли свое воздушное пространство для пролета военно-транспортных самолетов, обеспечивавших снабжение  войск, четвертые поделились имеющейся  у них разведывательной информацией  о противнике. Все это имело  решающее значение в быстром разгроме подразделений движения Талибан  и террористов, разрушении их военно-тренировочных  баз.

На нынешнем этапе борьбы с терроризмом, когда использование  военных акций становится затруднительным, на передний план выходят проблемы размывания благоприятной для терроризма почвы. Это означает, что международное  сотрудничество становится особенно важным. В центр внимания мирового сообщества встают вопросы выработки такой  политики, которая учитывала бы все  факторы, влияющие на живучесть терроризма. В этом плане исключительную важность приобретает работа по перекрытию каналов  финансирования международных террористических организаций, выявлению источников денег, которыми оплачиваются закупки  оружия и взрывчатых веществ, работа по подготовке и проведению актов  террора.

На сегодняшний день эксперты выделяют следующие каналы финансирования международной террористической деятельности.

Во-первых, часть денег  поступает от состоятельных людей, симпатизирующих террористам. Они  занимаются легальным бизнесом, имеют  собственные компании со счетами, размещенными в крупнейших финансовых центрах  мира. Они вполне законно перечисляют  средства на счета различных разрешенных  организаций, созданных, как явствует из их уставов, для защиты прав тех  или иных этнических групп или  религиозных общностей. Эти организации   проводят   различные   шумные   акции   и   утверждают,   что

 

полученные ими средства потрачены на их организацию. На самом  деле на это они тратят часть денег, а остальная попадает прямо в  руки к террористам.

Во-вторых, международные  террористы получают деньги от различных  благотворительных фондов. Большинство из них созданы на нефтедоллары и существуют в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока. В частности, в Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах. Эти деньги направляются преимущественно исламским террористическим группам, ведущим борьбу за установление в своих странах исламского законодательства.

Информация о работе Межгосударственное сотрудничество и деятельность международных организаций по борьбе с терроризмом