Межнациональные и национальные конфликты на территории СНГ. Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:30, реферат

Описание

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, межконфессиональными, языковыми и др.

Работа состоит из  1 файл

Конфликт Груз-Абх.docx

— 36.22 Кб (Скачать документ)

    Новая эпоха, наступившая с распадом Советского Союза, характеризуется множеством примет, самой печальной из которых  можно назвать целую серию  конфликтов, разгоревшихся на постсоветском  пространстве.

    Свертывание внешнего влияния России, осуществляемое сначала во имя «общечеловеческих  ценностей» (под которыми на практике понимались интересы наших стратегических конкурентов), затем - ради снижения бюджетного дефицита, в конечном итоге принесло свои плоды: Россия утратила значимое влияние за пределами территории бывшего СССР. Даже представители  стран, наиболее благожелательно относящихся  к России, на деле склонны отрицать ее право защищать всех своих граждан.

    На  протяжении последних 15 лет безопасность Южнокавказского региона находится под угрозой неурегулированности конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, нестабильности в Чечне и Дагестане. Международные террористические сети, религиозный экстремизм используют сепаратистские движения в качестве отработки диверсионных актов и вербовки новых наемников. Россия столкнулась с этой угрозой в лице международного терроризма, попыток спровоцировать конфликты в зонах компактного проживания некоторых этнических меньшинств, экспорта радикальных религиозных течений в приграничных с Северным Кавказом и южных регионах страны. Это обуславливает активное участие России в урегулировании региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

    Среди потенциальных предпосылок к  новым межнациональным конфликтам в странах СНГ нужно назвать  безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и региональных конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма. В силу этих обстоятельств, по нашему мнению, Центральная Азия и Кавказ остаются наиболее конфликтными регионами. Быстрый рост населения, особенно его трудоспособной части будет способствовать вытеснению пришлого населения.

    В Российской Федерации в ряде регионов всё еще сохраняется межэтническая  напряженность в силу того, что  до сих пор не решены вопросы федеративного  устройства, уравнивания прав субъектов  федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от этнотерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.

Литература

1. Анискевич А. С. Политический конфликт. Владивосток, Изд-во ДВГУ. 1994.

2. Военная конфликтология: основные подходы к изучению вооруженных конфликтов // Современная конфликтология в контексте культуры мира. -- М., 2001.

3. Ибраева Г. СМИ в военно-политических конфликтах ХХ века // http://psyfactor.org/lib/infowar3.htm

4. Мальцев В. А. Основы политологии: учебник для вузов. -- М., 1997.

5. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль,2003, № 3.

Основные  события и даты в истории грузино-абхазского конфликта

1989 г., 18 марта -- 30-тысячный сход абхазов. Принято обращение к высшим органам власти СССР о возвращении Абхазии статуса (союзной) советской социалистической республики.

1989 г., 15-16 июля -- кровавые столкновения между грузинами и абхазами в Сухуми (16 погибших).

1990 г., 25 августа -- ВС Абхазии принимает Декларацию о суверенитете Абхазской АССР. Раскол между депутатами-абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

1991 г., 25 сентября -- выборы в ВС Абхазии; формирование депутатского корпуса проходит на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

1992 г., 6 января -- Владислав Ардзинба избран председателем ВС Абхазии нового состава.

1992 г., 5 мая -- наивысшая точка нараставших противоречий между абхазской и грузинской фракциями ВС. Грузинская фракция покидает заседание. В полном составе парламент больше не собирался.

1992 г., июнь -- в Абхазии идет процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

1992 г., 23 июля -- ВС Абхазии принимает постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978г. и введении в действие конституции 1925г., фиксировавшей доавтономный статус Абхазии.

1992 г., 14 августа -- начало грузино-абхазской войны.

1993 г., 30 сентября -- конец грузино-абхазской войны.

1993 г., 1 декабря -- во время начавшихся в Женеве мирных переговоров подписан Меморандум о понимании.

1994 г., 4 апреля -- в Москве подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта и Соглашение о беженцах и порядке их возвращения.

1994 г., лето -- в зоне конфликта начала развертываться миротворческая операция российских войск.  

Грузино-абхазский   конфликт  - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, проводившаяся еще при Лаврентии Берии, привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937-1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка. Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и самые крупные - в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений  между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне  Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который  выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15-16 июля 1989 года  в Сухуми произошли столкновения  между грузинами и абхазами. В  ходе беспорядков, по имеющимся  сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет  Грузии объявил об отмене Конституции  Грузинской ССР 1978 года и восстановлении  конституции Грузинской демократической  республики 1921 года.

Абхазское руководство  восприняло отмену советской конституции  Грузии как фактическую отмену автономного  статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный  Совет республики (при бойкоте  сессии со стороны депутатов-грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне).

14 августа 1992 года  между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе  грузино  абхазского  конфликта  положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице-премьера Грузии Александра Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского  правительства было установление контроля над частью своей территории и  сохранение ее целостности. Целью абхазских  властей - расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

Со стороны  центрального правительства выступали  Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства - вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года  в Москве в ходе встречи  Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе  (занимавших в то время посты  президента РФ и председателя  Госсовета Грузии) был подписан  документ, предусматривающий прекращение  огня, вывод грузинских войск  из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны  не выполнили ни одного пункта  соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный  характер, где ни одна из сторон не могла  одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько  документов о прекращении военных  действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных  действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные  действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими  войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи  было подписано Соглашение о  временном прекращении огня, в  котором Россия выступала в  роли гаранта. 

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Вооруженный конфликт 1992-1993 годов, по обнародованным данным сторон, унес жизни 4 тыс. грузин (еще 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов. Около 250 тысяч грузин (почти половина населения) были вынуждены бежать из Абхазии.

14 мая 1994 года  в Москве между грузинской  и абхазской сторонами при  посредничестве России было подписано  Соглашение о прекращении огня  и разъединении сил. На основе  этого документа и последующего  решения Совета глав государств  СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные  силы по поддержанию мира СНГ,  в задачу которых входит поддержание  режима невозобновления огня.

Коллективные  миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в  зоне  грузино-абхазского   конфликта . В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

2 апреля 2002 года  был подписан  грузино-абхазский  протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН.

25 июля 2006 подразделения  грузинских вооруженных сил и  МВД (до 1,5 тыс. человек) были  введены в Кодорское ущелье для проведения спецоперации против местных вооруженных сванских формирований («ополчения», или батальона «Монадире») Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили сложить оружие. Квициани был обвинен в «измене родине».

Официальные переговоры между Сухуми  и  Тбилиси после этого были прерваны. Как подчеркивали власти Абхазии, переговоры между сторонами могут возобновиться только в том случае, если Грузия начнет выполнять Резолюцию Совета Безопасности ООН, которая предусматривает вывод войск из Кодори.

27 сентября 2006 года, в День памяти и скорби, указом  президента Грузии Михаила Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию. В селе Чхалта на территории ущелья размещено так называемое «законное правительство Абхазии» в изгнании. В нескольких километрах от этого села дислоцированы абхазские военные формирования, подконтрольные Сухуми. Абхазские власти не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии  обратилось к российскому руководству  с просьбой признать независимость  республики и установить между  двумя государствами ассоциированные  отношения. Со своей стороны  российское руководство неоднократно  заявляло о безусловном признании  территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой  является Абхазия. 

Информация о работе Межнациональные и национальные конфликты на территории СНГ. Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия