Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование мировой торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мировой торговли, теоретических основ международной торговли, характеристика её видов и структуры, также в работе рассмотрены современные тенденции в развитии мировой торговли.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность мировой торговли……………………………………………………………….4
§1. Понятие мировой торговли………………………………………………………………………4
§2. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей………4
Глава II. Теоретические основы международной торговли…………………………………….….5
§1. Классическая теория международной торговли………………………………………………..5
§2. Модель Хекшера – Олина………………………………………………………………………..6
§3. Концепция Самуэльсона и Столпера. …………………………………………………………..6
§4. Парадокс Леонтьева. ……………………………………………………………………………..6
§5. Теория Вернона и Киндельберга. ……………………………………………………………….6
§6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера…………………………………………7
Глава III. Структура и виды мировой торговли…………………………………………………….7
§1. Отраслевая структура мировой торговли……………………………………………………….7
§2. Виды мировой торговли………………………………………………………………………….9
Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли………………………………12
Глава V. Россия в мировой торговле……………………………………………………………….14
§1. Место и роль России в мировой торговли……………………………………………………..14
§2. Основные торговые партнеры России………………………………………………………….17
§3. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………………………………...18
Заключение. ………………………………………………………………………………………….20
Библиография. ……………………………………………………………………………………….21
Приложение. …………………………………………………………………………………………22
Министерство
Образования Российской Федерации
Тольяттинская
Государственная Академия Сервиса
Кафедра
«Экономика и внешнеэкономическая
деятельность»
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Мировая торговля, её структура, виды,
направления развития»
Тольятти
2004
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Сущность мировой торговли…………………………………………………………
§1. Понятие
мировой торговли……………………………………
§2. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей………4
Глава II. Теоретические основы международной торговли…………………………………….….5
§1. Классическая
теория международной торговли……………………
§2. Модель
Хекшера – Олина………………………………………
§3. Концепция Самуэльсона и Столпера. …………………………………………………………..6
§4. Парадокс
Леонтьева. …………………………………………………………………………….
§5. Теория Вернона и Киндельберга. ……………………………………………………………….6
§6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера…………………………………………7
Глава III. Структура и виды мировой торговли…………………………………………………….7
§1. Отраслевая
структура мировой торговли…………
§2. Виды
мировой торговли……………………………………
Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли………………………………12
Глава
V. Россия в мировой торговле…………………………………………………………
§1. Место
и роль России в мировой торговли………………………………
§2. Основные
торговые партнеры России………………………………………………………….
§3. Россия
и Всемирная Торговая Организация…………………………………………………
Заключение.
………………………………………………………………………………
Библиография.
………………………………………………………………………………
Приложение.
………………………………………………………………………………
Введение.
Традиционной и наиболее
Я выбрала данную тему для написания курсовой работы, потому что она очень актуальна. Мировая торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. И, исходя из того, как развивается мировая торговля, можно судить о состоянии экономике в целом.
Целью данной работы является исследование мировой торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мировой торговли, теоретических основ международной торговли, характеристика её видов и структуры, также в работе рассмотрены современные тенденции в развитии мировой торговли.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «...экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы»1. Поэтому очень важно рассмотреть место и роль России в мировой торговле.
В процессе написания курсовой работы использовались материалы периодической печати, экономическая литература.
Работа состоит из введения, пяти
глав, заключения, библиографии и
приложения.
Глава I. Сущность мировой торговли.
Понятие мировой торговли.
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.
Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной
торговлей называется оплачиваемый
совокупный товарооборот между всеми
странами мира. Однако понятие «международная
торговля» употребляется и в более узком
значении. Она обозначает, например, совокупный
товарооборот промышленно развитых стран,
совокупный товарооборот развивающихся
стран, совокупный товарооборот стран
какого-либо континента, региона.
Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей.
Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами2 между государственно-оформленными национальными хозяйствами.
В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда. Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.
Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции.
Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения - между национальными хозяйствами.
С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.
Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия.
Активное
участие в международной
Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Таким
образом, место международной торговли
в системе международных экономических
отношений определяется тем, что, во-первых,
через нее реализуются результаты всех
форм мирохозяйственных связей - вывоза
капитала, производственной кооперации,
научно-технического сотрудничества.
Во-вторых, развитие международной торговли
товарами, в конечном счете, определяет
динамику международного обмена услугами.
В-третьих, рост и углубление межрегиональных
и межгосударственных взаимосвязей выступают
важной предпосылкой международной экономической
интеграции. В-четвертых, тем самым международная
торговля способствует дальнейшему углублению
международного разделения труда и интернационализации
хозяйственных связей.
Глава II. Теоретические основы международной торговли.
Многовековая
история мировой торговли опирается
на вполне осязаемую выгоду, приносимую
ею участвующим в ней странам. За этот
период объяснения причин и последствий
сложились в конкретные теории. Общая
теория международной торговли дает представление
о том, что лежит в основе этой выгоды от
внешней торговли или чем определяются
направления внешнеторговых потоков.
Информация о работе Мировая торговля, её структура, виды, направления развития