Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Оно весьма сложно, противоречиво, специфично, подвержено воздействию различных факторов и изменениям, но всегда имеет свое исходное, организованное начало. Если подходить ко всемирному хозяйству как к организованной системе отношений, следует определять экономический механизм ее внутреннего саморазвития и движения. По всей видимости, именно с этим механизмом необходимо соотносить общие принципы построения экономической системы, структуру производства, систему обмена деятельностью, другие звенья жизнеобеспечения национальных экономик.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Зарождение и основные этапы развития мирового хозяйства………………4
2. СНГ и мировое хозяйство……………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………16
• доля СНГ в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) – 3% при 24 у ЕС, 26 у НАФТА и 29% у АТЭС (без членов НАФТА);
• доля СНГ в государственных расходах – 1,5% при 40% у ЕС, 21 у НАФТА и 21% у АТЭС;
• доля СНГ в инвестициях – 3% при 19% у ЕС и НАФТА и 36% у АТЭС.
Такое “соотношение сил” подчас вынуждает нас в ущерб себе принимать правила игры более сильных участников хозяйственного обмена. Не случайно плюсы и минусы глобализации, поиск путей управления этим процессом, нейтрализация его негативных аспектов интенсивно обсуждаются на международных форумах, в том числе на встречах “большой восьмерки”. Поэтому наша задача – сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран, одновременно защитив их неокрепшую экономику от перепадов мировой экономической и финансовой конъюнктуры. В этой связи, несомненно, приемлема идея установления справедливого и демократического международного экономического порядка, основанного на принципах рыночной экономики и верховенстве закона.
Представляется необходимым обеспечить учет национальной специфики и конкретных условий экономического развития различных государств. Важно максимально ограничивать возможность возникновения ситуаций, подобных мировому финансовому кризису 1997-1999 гг., когда Россия и многие другие страны испытали на себе дестабилизирующий эффект быстрых и крупномасштабных миграций портфельных инвестиций, действий международных финансовых спекулянтов.
В складывающихся условиях для России необходимо при расширении экономических связей тщательно продумывать дальнейшие шаги, в полной мере учитывать собственные национальные интересы и реальные экономические возможности.
Линия на развитие России и Республики Беларусь в качестве органической части мирового хозяйства предполагает ее вхождение в основные структуры международного экономического общения. Поэтому важное значение придается продолжающимся переговорам о вступлении РФ и РБ во Всемирную торговую организацию на основе стандартных требований, но с предоставлением определенного периода для адаптации к правилам ВТО. Отсюда курс на постепенное (по мере достижения устойчивого роста производства) и дифференцированное по секторам открытие российского рынка с соблюдением необходимых и допустимых мировой практикой мер защиты отечественного производителя.
С либерализацией внешнеэкономической деятельности обострилась проблема допуска наших товаров на внешние рынки. Отечественные экспортеры сталкиваются не только с усилением конкуренции, но в ряде случаев и с попытками искусственного ограничения присутствия России в отдельных секторах торговли.
Одним из основных препятствий на пути развития торгово-экономического сотрудничества с наиболее развитыми странами остается нерешенность вопроса о признании рыночного характера российской экономики. В результате в отношении нашей страны продолжают применять особые, дискриминационные правила внешней торговли, которые включают в себя различного рода ограничения. Последние, в частности, позволяют западным партнерам инициировать так называемые антидемпинговые процедуры, затрудняют доступ российских производителей на рынки высоких технологий.
Благодаря предпринятым дипломатическим усилиям с 1 июля 1998 г. из “европейского права” удалены все прямые упоминания и характеристики России как страны с нерыночной экономикой. Приходится констатировать, что существенных подвижек в практике наших торговых отношений с ЕС тем не менее не произошло.
Сходные проблемы возникают и у других государств – участников СНГ. Поэтому перед нами встает одна задача – как найти свое место в меняющейся конфигурации современного мира. Речь, по сути, идет о выборе: входить в мировое хозяйство по одиночке, что для многих стран СНГ обернется скорее всего поглощением одним из формирующихся мировых “полюсов”, или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах и укрепляющего позиции входящих в него государств.
При поиске ответа на этот вопрос следует учитывать, что мировая экономика сегодня представляет многоярусную и весьма динамичную систему, на верхнем “этаже” которой происходит обмен преимущественно науко- и техноемкими готовыми изделиями и их компонентами. В частности, на эту статью дохода в развитых странах приходится от 85 до 95% прироста ВВП. Нижний “этаж” этой системы – сфера торговли природными ресурсами или их производными.
Очевидно, что сепаратная интеграция стран СНГ в мировое хозяйство при их нынешнем положении на нижнем “этаже” мирового рынка и слабом технологическом уровне приведет к превращению стран Содружества в сырьевую периферию мировой экономики. Данное обстоятельство является одним из решающих в определении долгосрочного курса России на укрепление Содружества и приоритетное развитие всесторонних связей со странами СНГ.
Следует, однако, признать, что развитие сотрудничества в Содружестве проходит непросто. Нарастают центробежные тенденции, связанные часто с объективным несовпадением национальных интересов государств-участников.
Факторами, размывающими наше взаимодействие, стали экономический кризис и нехватка инвестиционных ресурсов. Как следствие, усиливается переориентация внешнеэкономических связей стран СНГ на “дальнее зарубежье”, сокращается товарооборот между партнерами по Содружеству. Так, удельный вес “дальнего зарубежья” в торговле стран СНГ увеличился до 70%. Доля России в общем объеме зарубежных инвестиций в государствах Содружества снизилась до 1%.
Каковы причины такого положения? Принято считать, что серьезные проблемы создают различия в глубине и масштабах реформ в РФ и других странах СНГ, неустойчивые позиции их национальных валют и хронические неплатежи. Полагаю, что этим дело не ограничивается.
Не последнее место занимает объективная заинтересованность всех стран Содружества, включая Россию, в получении иностранных инвестиций для модернизации национальных экономик, а также в реализации производимых товаров и услуг за твердую валюту. Решить эту задачу возможно главным образом на путях приоритетного сотрудничества с промышленно развитыми странами и международными финансово-экономическими организациями. Но тогда страны СНГ неизбежно превращаются в конкурентов.
Очевидно,
что облик Содружества в XXI
Президенты стран СНГ четко сформулировали эти приоритеты в Декларации глав государств – участников СНГ об основных направлениях развития Содружества, принятой на заседании Совета глав государств 2 апреля 1999 г. Теперь главное, чтобы этот документ не повис в воздухе, не остался “вещью в себе”, как это нередко у нас случается.
Фундамент для дальнейшего движения вперед уже заложен. Это в первую очередь проделанная работа на многостороннем уровне по формированию зоны свободной торговли. На этом же заседании президенты подписали Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 г., которые направлены на ликвидацию искусственных барьеров во взаимной торговле, реальный запуск режима свободной торговли товарами на многосторонней основе. Важно, что соглашение удалось дополнить принципиально новыми положениями, предусматривающими создание конкретных механизмов и строгую дисциплину реализации. Они обеспечивают регулирование торговых связей в интересах всех участников Содружества.
Как
значительный шаг вперед можно рассматривать
тот факт, что текст Протокола
максимально приближен к
Все
эти меры будут способствовать реальной
интеграции в рамках СНГ, а также
повышению роли самого Содружества
в мировой экономике.
Становление всемирного хозяйства прошло длительный исторический путь. Экономические связи между различными регионами и странами Земного шара начали складываться еще в древние века: увлекаемый сказочным богатством Древней Индии и Китая, до предгорьев Гималайских гор довел свои войска Александр Македонский; на вратах Царьграда (Византия) прикрепил в знак победы свой щит древнерусский царь; за золотым руном на северное побережье Черного моря ходили в поход древние греки; с торговыми целями в последней четверти XIII в. совершил путешествие в Китай и прожил там 17 лет итальянец Марко Поло; с этими же целями в конце XV в. португальский мореплаватель Васко да Гама морским путем отправился в Индию и достиг ее; несколькими годами раньше генуэзец Христофор Колумб в поисках кратчайшего пути в Индию открыл Америку. Однако возникающие вследствие этого экономические связи носили эпизодический характер, развитие общественного производства имело локальное свойство и только с появлением в конце XVIII в. крупного машинного производства и транспортных систем и коммуникаций экономические связи во всемирном хозяйстве значительно упростились и начали приобретать стабильный, динамичный характер. На базе временных региональных рынков начал складываться всемирный рынок, чему способствовало развитие капиталистической системы хозяйства.
С момента образования всемирное хозяйство было многообразным и противоречивым. Такой его характер складывался исторически. Весьма противоречивой является основа современного всемирного хозяйства —мировое капиталистическое хозяйство. Ядро последнего образуют высокоразвитые страны, а на периферии капиталистической экономики находились и находятся страны с самым различным уровнем социально-экономического развития, что порождает весьма сложную гамму противоречий и противостояний.