Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:16, реферат
Международная экономическая интеграция характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. Integratio - восполнение или integer - целый.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретические аспекты международной экономической интеграции
1.1 Теоретические концепции МЭИ………………………………………….….4
1.2 Сущность и предпосылки МЭИ……………………………………………...5
II. Основные региональные экономические группировки ……………………9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17
Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.
Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.
Эффект домино. После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга.
В завершение отметим, что в общем виде интеграция для ведущих промышленных держав выступает как функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил. Что же касается стран третьего мира, то для них интеграция это, прежде всего средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации, ослабить то напряжение, с которым связано их экономическое развитие. Более конкретно это означает:[6]
ускорение темпов экономического роста;
создание оптимальной структуры хозяйства;
ослабление зависимости от бывших метрополий;
изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.
II. Основные региональные экономические группировки
Региональные группировки — военно-политические и экономические объединения (блоки) стран. К крупнейшим относятся военно-политический блок НАТО, преимущественно экономические объедения ЕС, НАФТА и АТЭС. Экономические региональные группировки объединяют рынки товаров и услуг, капиталов, труда, технологий; стремящиеся унифицировать налоговый, таможенный и инвестиционный режимы. Ускорение оборачиваемости товаров, капитала и информации между странами участницами повышает их экономическую эффективность и конкурентоспособность в международном разделении труда. В условиях глобализации получили широкое распространение региональные экономические объединения, создающие зоны свободной торговли, таможенные, валютные и другие союзы.
Процессы глобализации усилили роль региональных факторов в общественном производстве. В международных экономических отношениях преимущества получают государства, способные создать оптимальное соотношение между процессами глобализации и регионализации.
Если развитие интернационализации вширь ведет к глобализации, то развитие её вглубь — к интеграции и формированию целостных региональных пространств с единой валютно-финансовой системой. Технически и экономически развитые страны имеют больше производственных и финансовых возможностей для активного включения в международное разделение труда.
На ранних этапах экономического развития международное разделение труда было преимущественно межотраслевым. Согласно теории сравнительных преимуществ, в процессе международной конкуренции из всех производимых ими товаров страны специализируются на производстве тех, экспорт которых наиболее выгоден.
Каждой стадии развития национальной экономики соответствует определенный уровень воспроизводственной открытости к внешним рынкам. Во Франции, Германии, Соединенных Штатов и России в прошлом только достаточно высокий уровень развития промышленности способствовал постепенной либерализации импорта. К взаимному интегрированию наиболее расположены развитые страны. Здесь взаимодополняемость экономик обусловлена также взаимозависимостью между уровнем благосостояния и уровнем их технологического развития. Чем выше платежеспособность населения, тем более высокий спрос предъявляется на новейшие качественные изделия.
Особо отмечается низкая интеграционная эффективность между развивающимися странами, когда их экономический уровень не достигнул стадии органической необходимости объединения воспроизводственных процессов. Позитивным примером является западноевропейская интеграция развитых стран. В отличие от других субрегиональных объединений Европейский Союз служит успешным единственным опытом формирования единого рынка и создания соответствующих наднациональных институтов. Здесь удалось реализовать последовательную и постепенную интеграцию.
Перечислим крупнейшие региональные группировки, оказывающие влияние на международные экономические отношения и мировую торговлю.
Европейский союз.
Европейское Сообщество - объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. Страны-участницы ЕС: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
В основе экономической политики ЕС лежат следующие принципы:
o свободный торговый обмен
o свободная миграция рабочей силы
o свобода выбора местожительства
o свобода предоставления услуг
o свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
o Европейский фонд валютного сотрудничества
o Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
o Валютные интервенции.
o Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
o Среднесрочное кредитование.
o Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
ЕС организован в наднациональной форме. Он обладает рядом полномочий, которые были присущи только национальным государствам. На их основе действует целый ряд органов экономического и другого управления, имеющих межгосударственный (Европейский совет, Совет министров) и наднациональный характер (Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский суд, Палата аудиторов). Данное деление органов ЕС отражает разделение компетенции между институтами ЕС и национальными правительствами. Наднациональные органы реализуют общесоюзные цели, межгосударственные органы отражают национальные интересы. Главной особенностью организационно-правовой системы ЕС выступает превосходство права Европейского Союза над национальным правом в пределах основных договоров. ЕС выступает самостоятельным субъектом международного права, заключает торговые соглашения, соглашения о сотрудничестве с другими странами, является крупным центром предоставления экономической помощи.
Азиатско-Тихоокеанский регион
АТР - является формирующимся мировым полюсом экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Здесь расположено большинство государств мира, наиболее динамично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 90-х годов. Среди ведущих индустриально развитых стран региона выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. Доля АТР в суммарном мировом ВНП увеличилась с 4 % в 1950 г. до 25 % в 1995 г. и по прогнозам к 2025 г. этот показатель может составить 40-50 %. Чтобы удвоить национальный доход на душу населения, США и Великобритании потребовалось 50-60 лет, тогда как Китаю и Южной Кореи — 10 лет.[7]
Единственная в Азии экономическая сверхдержава Япония не претендует на региональное лидерство. Широкую популярность в АТР получила идея создания Большого Китая или мирового общего рынка под девизом китаецентризма «Китайцы всех стран и территорий, объединяйтесь!».
В большинстве стран АТР экономика имеет экспортную специализацию и продуктивное сельскохозяйственное производство. Здесь созданы исключительно благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, особенно в связи с низкой арендной платой за землю и дешевой рабочей силой. Ориентированная на малый и средний бизнес экономика наиболее приспособлена для нововведений. В АТР сформировался один их мировых финансовых центров, где концентрируются значительный инвестиционный и торговый капитал. На главных перекрестках этих потоков расположены процветающие коммуникационные полюса с преференциальным режимом — Гонконг и Сингапур. При этом особых успехов добились страны, оказавшиеся в политической изоляции (Тайвань) и поверженная во Второй мировой войне Япония.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
АТЭС - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объединение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили Россия, Вьетнам и Перу.
Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Важным ядром интеграции АТР служит созданная в 1967г. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Филиппин и Таиланда. Впоследствии были приняты Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976 года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества:
o Преференциальный доступ товаров в рамах взаимной торговли топливо и продовольствие;
o Сотрудничество в сфере торговли (при совместном выходе на внешние рынки и рынки третьих стран);
o Производственное сотрудничество;
o Экономические связи выработка общей позиции по экономическим проблемам, представляющим общий интерес для всех членов.
Цели АСЕАН — создание зоны свободной торговли, экономическое, социальное, политическое и культурное сотрудничество, развитие интеграционных процессов в регионе. В 1994 г. был создан региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ), объединивший 22 государства региона, включая Россию, США, Китай, Японию, Индию, Австралию и др. В целях экономической интеграции АТР АСЕАН принял решение о создании Зоны свободной торговли (АФТА). В 2002 г. «шестерка» ведущих стран приступила к снижению большинства тарифов во взаимной торговле и созданию других преференций. Особенно большое значение имеет заключенное соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли АСЕАН — Китай, ежегодные саммиты АСЕАН с Китаем, Японией и Индией.
Организация американских государств
ОАГ — основан в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе. Основная цель – поддержание мира в регионе, содействие социальному, культурному и экономическому развитию. Постоянный совет ОАГ находится в Вашингтоне.
Североамериканская ассоциация свободной торговли
НАФТА — экономическое сообщество Северной Америки. В 1988 г. между США и Канадой заключено Соглашение о зоне свободной торговли. В 1992 г. подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли. Главной задачей НАФТА является не только ликвидация таможенных барьеров, а создание единого континентально рынка и свободы продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создание НАФТА было обусловлено в первую очередь политическим фактором, связанным с геополитической трансформацией в Евразии после распада Советского Союза и усилением интеграционных процессов в Европе и АТР. Ведущая экономическая роль в НАФТА принадлежит США, поэтому оппоненты интеграции в Канаде и Мексике опасаются утраты национального контроля над некоторыми отраслями промышленности и негативные последствия для сельского хозяйства. США рассматривают НАФТА как трамплин для более глубокого проникновения в латиноамериканские страны. Это долгосрочная геополитическая цель преследует попытку создания в Новом Свете континентального единого рынка на условиях партнерства. Поэтому США заинтересованы продемонстрировать на примере НАФТА эффективность интеграции для других стран, хотя в Латинской Америке многие опасаются этой активности. Соглашение предусматривает к 2010 г. ликвидировать взаимные барьеры в движении только товаров и капитала. Основу интеграционного процесса в этом регионе создает транснационализация капитала, а именно американского, занимающего господствующие позиции в регионе. Как субъект мировой экономики НАФТА находится в начале процесса формирования.
Латиноамериканское экономическое объединение
Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора между Аргентиной и Бразилией. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка. Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР). Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования.
Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) - главной задачей интеграции является преодоление снижения доли Латинской Америки в мировой торговли и прямых иностранных инвестициях, ускорение свободного движения товаров и услуг. Созданная зона свободной торговли (ЗСТ) охватывает территорию в 12 млн. кв. км с населением около 200 млн. человек. Здесь производится примерно половина ВВП Латинской Америки. В 1995 г была преобразована в Таможенный союз. Кроме поэтапного устранения оставшихся таможенных барьеров был введен единый внешний таможенный тариф на продукцию, импортируемую из третьих стран. Важным направлением регионального сотрудничества явилась совместная энергетическая политика, предусматривающая создание объединенной энергосистемы и освоение месторождений нефти и газа. Мировой финансовый кризис 1998 г. показал слабый «запас прочности» латиноамериканской группировки.
|
Организация стран — экспортеров нефти
ОПЕК — добровольная межправительственная экономическая организация, основанная в 1960 году. Включает Иран, Ирак, Венесуэлу, Кувейт, Саудовскую Аравию, Катар, Индонезию, Ливию, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерию. В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия). Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений.