Особенности интеграционных процессов в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание

Одной из тенденций развития современной глобальной экономики является формирование региональных экономических образований. Наиболее известные из них - Европейское сообщество и НАФТА. Страны СНГ объединяет не только геополитическое положение, но и длительное существование в одном государстве с жесткими хозяйственно-экономическими связями.

Целью моей работы является рассмотрение особенностей интеграционных процессов в СНГ. Таким образом, передо мной стояли следующие задачи: раскрыть как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интеграцию стран-участниц СНГ, современное состояние этих государств, а также перспективы их дальнейшего совместного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3

1. Содружество независимых государств…………………………………….4

1.1 Распад СССР………………………………………………………………..4

1.2 Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик……5

1.3 Сложности интеграционного процесса…………………………………...6

2. Торгово-экономические отношения стран-участников СНГ …………….9

2.1 Взаимная торговля………………………………………………………...10

2.2 Торговля со странами дальнего зарубежья……………………………...14

2.3 Инвестиции………………………………………………………………..17

3. Трудовая миграция населения……………………………………………..20

4. Причины недостаточного прогресса в экономической интеграции в рамках СНГ……………………………………………………………………24

5. Перспективы СНГ………………………………………………………….28

5.1 Общие тенденции…………………………………………………………28

5.2 Создание единого экономического пространства………………………31

Заключение……………………………………………………………..34

Библиография…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

МЭ СНГ.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

     Реализацию достигнутых соглашений в значительной степени тормозит их длительная ратификация. Сроки процедуры законодательством не определены и нередко межгосударственные договоры, заключенные в рамках СНГ, ратифицируются через несколько лет после подписания. «Так половина участников присоединилась лишь к 40-70% подписанных в рамках СНГ документов, преимущественно по экономической проблематике». Однако вступление в силу договоров и соглашений не означает начала их практической реализации, поскольку государства не выполняют взятые обязательства. [2, с. 14]

     Необходимо  проанализировать причины неисполнения уже действующих договоров, регулирующих торгово-экономические отношения, выявить причины, по которым не ратифицированы остальные заключенные договоры, внести соответствующие изменения и реанимировать их, либо отказаться от ряда соглашений.

     Интеграция  в рамках СНГ в сильной степени  зависит от позиции России. Для  политики российских правящих кругов длительное время была характерна эйфория по отношению к Западу, в то время как регион СНГ рассматривался как второстепенный, неперспективный и обременительный для России. Действительно, отношения со странами СНГ требовали определенных расходов. «Для России они заключались прежде всего в предоставлении тарифных преференций на 1,2 – 1,4 млрд. долл. в год и ценовых преференций при поставках главным образом  газа (Украине, Белоруссии, Молдавии, Армении и Грузии) и в меньшей степени  нефти, которые колебались в пределах 1,5-3,5 млрд. долл. в год. Россия также предоставляла кредиты некоторым странам СНГ (в целом 3,5 млрд. долл. госкредитов на начало 2003г. и 2,2 млрд. долл. частных кредитов)». [2, с.15] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Перспективы СНГ

     5.1 Общие тенденции

     Геополитическое и экономическое значение отношений  со странами СНГ весьма значительно, особенно в перспективе. Страны СНГ  – естественная зона взаимных интересов. Объединение усилий хотя бы в отдельных  областях и регионах СНГ существенно повысит вес этих стран и, разумеется, России в международных отношениях, а интенсивное расширение взаимных экономических связей может стать важным фактором их экономического развития.

     Несмотря  на все трудности и противоречия, СНГ оказалось жизнеспособным. Более того, с началом нового тысячелетия ситуация стала улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах оказалась нужной большинству постсоветских республик и, по-видимому, будет еще более нужной им в будущем. 

     При этом им нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному эталону в этой области, поскольку в  относительно недалеком прошлом  страны СНГ, в отличие от Европы, представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство и значительные элементы этого наследства ещё сохранились. Фактически речь идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений. [4, с. 89]

     По  мере того, как происходит становление  собственной государственности, у  правящих кругов стран СНГ уменьшаются  опасения, что интеграция может повлечь  за собой подрыв их суверенитета. Возможности  расширения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках.

     В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое  разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. создают хорошие возможности для расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках. Но она обычно намного дешевле, и торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, добывающей промышленности.

 Эксперты  указывают на различную готовность государств СНГ к интеграции, которая осуществляется на трех разных скоростях. Первый вариант интеграции - собственно СНГ - это международная организация политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках Договора о коллективной безопасности. На второй скорости происходит экономическая интеграция более узкой группы государств - Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России. Таджикистана, Украины. Максимальную степень интеграции предполагает Союзное государство России и Белоруссии.

     Опасения, что существенные различия в уровнях  социально-экономического развития и  характере сложившегося хозяйственного механизма в странах Содружества  представляют труднопреодолимые препятствия  интеграции являются преувеличенными. «Как свидетельствует мировая практика, большие различия в уровне развития (например, между Мексикой и США, Португалией и, скажем, Германией и т.п.) не препятствовали интенсивности взаимных экономических связей». [6, с. 408]

 Некоторое оживление и модификацию внесла в объединительные процессы идея интеграции разных скоростей, то есть создание союзов между странами с разной степенью интегрированности. Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и взаимозависимости этих стран, прежде всего Беларуси. С 1996 г. идет работа по строительству Союзного государства России и Беларуси, предусматривающая широкий круг интеграционных мер. Его создание обозначит новый этап интеграционного процесса и образование межгосударственного сообщества, по юридической форме сравнимого с ЕС. Стержнем интеграционного процесса является не только политическая воля руководства Белоруссии и России, но и хозяйственные связи предприятий, прямое взаимодействие органов региональных властей. Укажем, что сближение стран уже позволило существенно увеличить товарооборот между ними.

     В 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Союз преследовал цель создания единого таможенного пространства и унификации торговых режимов по отношению к третьим странам, унификации хозяйственного права, согласования валютной и денежно-кредитной политики. Однако  реализация договоренностей столкнулась с трудностями как технического, так и экономического характера, поскольку интересы участников в конкретных областях не всегда совпадали.  Поэтому результаты оказались меньше ожидавшихся.

     С октября 2000 г. Таможенный союз был преобразован в организацию Евро-Азиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС)  Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ, она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзАС дополняет экономическую сферу сотрудничеством в  гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях.

     Общие интересы в развитии региональных связей привели к созданию Организации Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС) между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и Туркменией. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. используя территориальную и культурную близость, исторически сложившиеся ещё в советские времена связи и разделение труда. С октября с.г. членом ЦАС стала Россия.

     Была  предпринята попытка  сближения между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией в рамках неформального объединения ГУУАМ. В его основе лежат, в частности, интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития стран ГУУАМ. Пока заметное сближение между указанными государствами  не просматривается.

     5.2 Создание единого  экономического пространства.

     В сентябре 2003 г. президенты Белоруссии, Казахстана, России, и Украины подписали соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) с целью обеспечить свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы между участниками соглашения посредством согласования  взаимной экономической политики. Реальное значение соглашения, которое может стать весьма значительным,  определится в ближайшем будущем. Процесс расширения единого экономического пространства приобрел новую силу с подписанием Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной соглашения о формировании Единого экономического пространства (Ялта, 19 сентября 2003 г.). Этот шаг мотивируется созданием условий для стабильного и эффективного развития экономик и повышения уровня жизни населения. «Положительная особенность Соглашения - более четкое определение формирования единого экономического пространства. Соглашение учитывает различные степени интеграции государств - основателей единого экономического пространства (Россия и Белоруссия - союзное государство; Россия. Белоруссия и Казахстан — члены ЕврАзЭС), а сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством самостоятельно». [1, с. 98]

     Основные  принципы ЕЭП - обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников, а также согласованная макроэкономическая политика и общая политика по отдельным отраслям. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов.

     Единое  экономическое пространство формируется постепенно через синхронизацию осуществляемых участниками преобразований в экономике, согласование политики, гармонизацию и унификацию законодательства в экономической сфере. Важно, что формирование и деятельность единого пространства осуществляются с учетом норм и правил ВТО. Но в то же время вступление в ВТО признано целесообразным проводить по индивидуальной схеме - ведь переговоры о вступлении ведутся отдельно с каждым входящим в нее государством.

     Воздействие регионализации на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, регионализация означает “мини-интеграцию” на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах интеграция разных скоростей может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая “зоны кристаллизации”, втягивая другие страны в общую ткань сотрудничества.

     Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества. За интеграцией  разных скоростей стоят объективные  интересы стран СНГ в различных  областях. По-видимому, позитивные моменты  в регионализации в рамках СНГ  все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а в ряде случаев даже стимулировать их.

     Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов  на постсоветском пространстве будет  зависеть от многих причин. Но главным фактором будут результаты развития российской рыночной экономики и политики России в целом. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Исторический  опыт в 90-х годов, несомненно, самых трудных в развитии стран СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода и переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Сложности сближения во многом были реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ и начала стабильного роста экономики в странах Содружества.

     Значение  отдельных факторов с течением времени  меняется, кроме того, развиваются новые важные процессы. В частности, сужается оставленная в наследство от СССР объективная база разделения труда между новыми государствами, население постсоветских республик начинает все больше считать суверенитет своих государств предпочтительным состоянием. В то же время, например,  существенно возросла интегрирующая роль массовой трудовой миграции населения многих стран СНГ в Россию и крупномасштабных переводов части заработанных мигрантами средств своим семьям в этих странах. В целом, после доминирования центробежных тенденций в девяностые годы, сейчас на пространстве СНГ начали укрепляться центростремительные тенденции.

     Основой развития СНГ должно стать наполнение форм многостороннего сотрудничества реальным содержанием, их адаптация к масштабным разноплановым задачам, стоящим перед участниками Содружества во взаимодействии друг с другом и с межгосударственными объединениями вовне (ЕС, ВТО и др.). Использование различных форм интеграции как по уровням, так и по глубине (двусторонняя, многосторонняя, односкоростная, разноскоростная) в краткосрочной перспективе должно содействовать интеграционному процессу.

Информация о работе Особенности интеграционных процессов в СНГ