Особенности международной торговли лицензиями и патентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 06:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении торговли лицензиями как одного из видов международной торговли и особенностей ее организации.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать основные виды международной торговли;
рассмотреть особенности организации торговли лицензиями;
оценить организацию международной торговли лицензиями в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и виды международной торговли 4
1.1 Сущность международной торговли 4
1.2 Виды международной торговли 5
1.3 Торговля лицензиями как один из видов международной торговли 7
2 Международная торговля лицензиями 8
2.1 География международной торговли лицензиями 8
2.2 Отраслевая структура международной торговли лицензиями 10
2.3 Особенности организации международной торговли лицензиями 14
2.3.1 Объекты лицензионной торговли 14
2.3.2 Лицензионное соглашение 17
2.3.3 Требования к лицензиату 22
2.3.4 Лицензионные платежи 23
3 Организация лицензионной торговли в Российской Федерации 28
3.1 Участие российских предприятий в международной торговле лицензиями 28
3.2 Особенности торговли технологиями Российской Федерации с зарубежными странами 34
3.3 Проблемы государственного управления российским рынком технологий 35
Заключение 38
Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

Osobennosti_mezhdunarodnoy_torgovli_litsenziami.docx

— 63.34 Кб (Скачать документ)

В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком лицензий. [4]

2.3 Особенности организации международной торговли лицензиями

2.3.1 Объекты лицензионной  торговли

Одной из особенностей международной  торговли лицензиями является объект торговли.

Существуют такие объекты  лицензий, как патенты, промышленные образцы, торговые марки и авторские  права. Know-how и коммерческим секретам уделяется меньшее внимание, поскольку они хотя и являются объектами лицензий, не охраняются государственными и международными организациями. В отличие, скажем, от патентов основная ценность know-how состоит в конфиденциальности информации. Кроме того, как правило, know-how и коммерческие секреты передаются лицензиаром наряду с патентными лицензиями, что существенно снижает риски лицензиата.

Патенты

Патентная защита изобретения  означает, что данное изобретение  не может быть коммерчески использовано для производства товаров, распространения  и продажи без согласия обладателя патента. Патентные права имеют  юридическую силу в суде и могут  быть использованы против нарушителей, однако, суд может также признать патент недействительным вследствие удачного обоснования в суде этого третьим  лицом. Патенты могут сохранять  силу до двадцати лет, после чего изобретение  становится доступным для использования  всеми желающими. Все владельцы  патентов обязаны предоставить информацию об их изобретениях в обмен на защиту своих прав. С практической точки  зрения, патент представляет собой  набор документов, в которых содержится название изобретения, его технические  характеристики, описания, к которым  часто прилагаются чертежи, планы, диаграммы. Оформить патент можно в национальном патентном бюро или в региональных организациях, например EPO (European Patent Office (Европейская патентная организация).

Больше всего заявок на оформление патентов приходит из США. По данным WIPO за 2010 год из США было получено 375657 заявок на оформление патентов. В 2010 году заявителям из США было предоставлено 166038 патентов, большую часть которых получили резиденты. На втором месте после США по количеству выданных патентов по данным WIPO в 2010 году находилась Япония.

комитет по торговым маркам. В заявке должна быть в точности отображена торговая марка, к ней  должен прилагаться список товаров  и услуг, применительно к которым  она будет использоваться. Однако чтобы избежать необходимости регистрировать марку в каждой отдельной стране, WIPO предоставляет систему международной регистрации марок. Эта система управляется Мадридским соглашением о международной регистрации марок и Мадридским протоколом.

По данным WIPO за 2010 год, лидером по количеству зарегистрированных торговых марок являлся Китай – 192549, на втором месте с существенным отставанием – США с количеством 108840, Япония на третьем месте – 94832. В этих странах подавляющее большинство торговых марок было зарегистрировано резидентами. В Российской Федерации в 2010 году было зарегистрировано всего 17276 торговых марок, причем больше половины нерезидентами. Как и в случаях с вышеперечисленными объектами лицензий, международная регистрация торговых марок не столь популярна.

Авторские права

Наиболее сложным и, вместе с тем, имеющим огромное значение в современной международной  торговле, объектом лицензии является авторское право. Авторское право  обеспечивает необходимую защиту автора и его наследников от несанкционированного использования его работ. Оно  включает два основных набора прав: экономические права и моральные  права. К экономическим правам относятся: право на воспроизведение, публичное вещание, распространение, копирование, запись, перевод и т. п. К моральным правам относятся права на внесение изменений, исправлений и других модификаций работы. Авторские права действительны в течение всей жизни создателя работы и как минимум 50 лет после его смерти. Авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы действий и математические концепции.

Авторским правом защищены в основном музыкальные произведения, театральные постановки, телевизионные  и радио программы, научные доклады, фильмы и т. п. Кроме того, авторское право распространяется на телевизионные форматы, выступления исполнителей и иногда на персонажей фильмов, книг, комиксов, ТВ шоу и т.п. При определенных обстоятельствах игрушки, интерактивные игры, обложки книг и даже одежда могут также являться объектами защиты авторским правом. [12]

2.3.2 Лицензионное соглашение

Лицензирование (продажа  лицензий) является решающим шагом  в направлении международной  кооперации. Производится продажа лицензий на основе заключения лицензионного  договора.

Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в  каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая  в международной торговле классификация  видов лицензий.

Простая лицензия

При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение  определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставляет за собой  право использовать непосредственно  объект лицензии самостоятельно и продавать  схожие лицензии третьим лицам. Продажа  подобного вида лицензий характерна в сфере массового производства.

Исключительная лицензия

Продажа исключительных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной  торговле. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет  лицензиату исключительное право использовать объект лицензии в течение сроков и в рамках территории, оговоренных  в договоре.

Популярность этого вида лицензии основана на том, что лицензиат  не рискует столкнуться с

  • по лицензии;
  • техническая документация, необходимая для производства продукции по лицензии;
  • оборудование, используемое для осуществления технологического процесса, изготовления продукции; комплектующие изделия;
  • патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки);
  • ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии;
  • территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта);  .
  • начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицензии);
  • отчетный период (

споров должны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбитража.

14. Условия вступления  соглашения в силу и порядок прекращения его действия. Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.

15. Прочие условия. В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулированных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон. [7]

2.3.3 Требования к лицензиату

Не смотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно вне сомнения связано с  определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается  в том, что партнер, с которым  было заключено соглашение, может  не выполнить свои обязанности или  будет выполнять их плохо. В связи  с этим, фирма, которая продает  лицензию, проводит ряд исследований. Компания не сможет заключить выгодное лицензионное соглашение без соответствующих  исследований, проведенных надежной организацией или непосредственно  сотрудниками фирмы. Во многих случаях, лицензиар предварительно проводит консультации с юристами, специализирующимися  в области интеллектуальной собственности  и другими фирмами или лицами, знатоками в этой области. Многие и многие факторы учитываются  при выборе лицензиата.

Если раньше непосредственно  продажа лицензии являлась основной целью разработчика продукта или  технологии, где роли были четко  разграничены: лицензиар занимается разработкой идеи или прототипа  продукции, а лицензиат организовывает коммерческое производство и продвижение  товара, то сейчас подход к этой проблеме изменился. Фирмы используют лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар все чаще стремиться позиционировать себя как члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень важен.

В США при выборе лицензиата принято анализировать многочисленные данные, характеризующие потенциального покупателя:

  • правовое положение фирмы и ее репутацию в деловом мире;
  • финансовое положение;
  • коммерческую деятельность фирмы;
  • НИОКР и производство;
  • сбытовые возможности;
  • информационное обеспечение;
  • прочие вопросы.

Важнейшим требованием к  потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность  осваивать новую технологию и  организовать

соответствовать требованиям  клиентов лицензиата. То есть, современные  фирмы стремятся сделать лицензиата зависимым от их услуг, не ущемляя  ни в коем случае его прав. Лицензиар, работающий в сегодняшних условиях, пытается вместе с продажей лицензии осуществить поддержку лицензиата, так как осознает то, что заключение лицензионного соглашения не конец, а начало совместной деятельности. [17]

2.3.4 Лицензионные платежи

Одним из наиболее сложных  вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии - это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар  стремится получить максимально  возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению

(паушальные).

Периодические платежи (роялти) – это отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, т.е. размер вознаграждения, зависящий  от экономического эффекта использования  лицензии.

При периодических платежах доля лицензиара в прибыли лицензиата определяется размером отчислений от стоимости единицы продукции, произведенной  по лицензии. Периодические платежи  лицензиат выплачивает лицензиару ежегодно в течение действия лицензионного  соглашения, начиная с момента  выпуска готовой продукции. В  отличие от паушального платежа  при периодических отчислениях  лицензиар может полностью получить причитавшуюся ему долю прибыли. Доля прибыли варьирует в зависимости  от вида лицензии: 10% при простой  лицензии, 20% при исключительной лицензии, 30—35% при полной лицензии. Сведения о сумме прибыли и объемах продаж содержатся в финансовых отчетах фирм, которые публикуются и, следовательно, могут контролироваться лицензиаром.

Периодическая форма платежей используется в 90% лицензионных соглашений.

В связи с возможностью изменения конъюнктуры товарного  рынка или условий производства в течение срока действия лицензионного  соглашения иногда используют дифференцированные ставки роялти. Это зависит от колебаний  мировых цен, изменений объемов  производства и т.д. Дифференциация ставок применяется в целях стимулирования лицензиата к расширению объема производства путем снижения процента отчислений.

Единовременные (паушальные) платежи не связаны по времени  с использованием лицензии, а устанавливаются  заранее на основании экспертных оценок. Паушальный платеж является твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммой вознаграждения, осуществляемого единовременно и не зависящего от объема производства или сбыта лицензионной продукции. Он определяется на основе расчетной прибыли и представляет собой среднюю сумму роялти, которые лицензиар ожидает получить за весь срок действия лицензионного соглашения без учета колебаний цен на рынке. Паушальные платежи могут быть осуществлены путем передачи части ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. При передаче части ценных бумаг лицензиата (акций, облигаций) лицензиар стремится установить контроль над производственной деятельностью лицензиата. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций, а иногда и больше. Встречная передача технической документации используется при перекрестном лицензировании и предполагает взаимный обмен лицензиями, технологическими знаниями и опытом.

Паушальная форма платежей применяется чаще всего в случаях, когда лицензиар не имеет возможности  контролировать деятельность партнера по лицензионному соглашению, т.е. не может проверить его фактическую  прибыль. Паушальный платеж может выплачиваться  по частям в определенный срок. При  паушальной форме не возникает риск в случае срыва производства, однако размер платежа, как правило, всегда меньше платежей в форме роялти. На практике нередко используются комбинированные платежи, т. е. когда

.

Широко применяются лицензионные платежи на компенсационной основе. В этом случае выплата лицензионного  вознаграждения производится в форме  поставки продукции, произведенной  по лицензии. Часто используют обмен  эквивалентными лицензиями, т.е. перекрестными. В последнее время формой лицензионного  вознаграждения является также предоставление лицензиару доли акций компании, купившей лицензию. [14]

 

3 Организация лицензионной торговли в Российской Федерации

Информация о работе Особенности международной торговли лицензиями и патентами