Особенности невербальной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не только переводить иностранную речь, но так же должны уметь понимать чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Невербальная коммуникация………………………………………………………………………..4
2. Специфика невербальной коммуникации……………………………………………………8
2.1. Невербальные элементы коммуникации…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Деловые коммуникации готово.docx

— 25.01 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей,

экономики и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Деловые коммуникации »

на тему: «Особенности невербальной коммуникации »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

 

 

 

2012г.

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Невербальная коммуникация………………………………………………………………………..4

2. Специфика невербальной коммуникации……………………………………………………8

2.1. Невербальные  элементы коммуникации…………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне  общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в  достижении какой-либо цели (получение  информации, удовлетворение психической  потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.). Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы  символов.  Без сомнения знание законов  эффективного общения облегчает  взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения  посредством слов приходится всего  лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования  слов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

Актуальность  выбранной темы данной курсовой работы «Невербальная коммуникация, ее специфика  и основные элементы» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых  возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии  переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не только переводить иностранную речь, но так же должны уметь понимать чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова. 

1. Невербальная  коммуникация

Специалистами по общению подсчитано, что современный  человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час . Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации [3, 86 с.]. 

Прочтение подобного рода элементов поведения  собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает нам сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Невербальная  коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства) [10, 23 с.]. 

Невербальные  сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке.

Также через  невербальные средства мы узнаем об отношении  коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположенность - нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее [3, 43 с.]. 

В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и взаимосвязано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Рассмотрим их:

1) Невербальное  общение может дополнять вербальное  сообщение.

 Если  вы улыбаетесь и говорите: «Привет,  как дела?», то эти два действия  дополняют друг друга. Дополнение  означает, что невербальные элементы  делают речь более выразительной,  уточняют и разъясняют ее. Ваша  улыбка при встрече с другом, когда вы говорите ему, что  очень рады увидеться с ним,  дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами. Так, для привлечения внимания к какому-то сообщению можно поднять вверх указательный палец [6, 148 с.]. 

  1. Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям.

 Если  вы не смотрите в глаза своему  собеседнику и говорите: «С вами  очень приятно беседовать», то  такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если вы говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, ваш собеседник наверняка усомнится в вашей искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние.

  1. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вы вполне можете, находясь в Шумной аудитории, жестами показать своему приятелю, что вы приглашаете его выйти и поговорить. В магазине вы также можете жестом указать продавцу на интересующий вас товар.
  2. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения.

Регулирование представляет собой использование  невербальных знаков для координации  взаимодействия между людьми. Для  поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение  позы, прикосновение к кому-то и  др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища мы можем понять, что пришла наша очередь вступить в разговор.

  1. Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам.

Люди используют невербальное общение  для того, чтобы полнее, точнее и  понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для  всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придаётся  разное значение. Следовательно, для  общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Специфика  невербальной коммуникации

Не вызывает сомнений, что с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника. В то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. С помощью мимики, жестов, поз выражаются душевная энергия человека, движения, симптомы (например, побледнение или покраснение лица). Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать [4, 159 с.]. 

Характер  и формы выражения различных  средств общения позволяют нам  говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации. Невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении.

Невербальные  сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные  составляющие. Вербальные же элементы коммуникации (слова, предложения, фразы) четко отделены друг от друга.

Невербальные  сообщения обычно непроизвольны  и спонтанны. Даже если люди хотят  скрыть свои намерения, они могут  хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.

Невербальный  язык люди, как правило, успешно осваивают  сами в естественных условиях через  наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

2.1. Невербальные элементы коммуникации

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.

 

 

 

Заключение.

 

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении  по нескольким причинам:

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника;

• отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и  т.д.

Особенно  ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

В этой курсовой работе мы еще раз доказали, что  залогом успешного общения между  людьми, особенно разных национальностей  и разных культур является не только их речь. Одно из важнейших мест в  межкультурной коммуникации занимает невербальное общение.

Умение  читать и применять самому знаки  невербальной системы общения помогут  преуспеть не только в деловой  сфере, но и в повседневной жизни.

 

 

Литература

 

  1. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. – 176 c.
  2. Бороздина Г.В., Психология делового общения. Глава 7. Имидж делового человека. – М.: «Деловая книга»., 1998. – 247 с.
  3. Винокур Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.
  4. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.

Информация о работе Особенности невербальной коммуникации