Особенности рынка транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:45, доклад

Описание

Рыночные отношения все в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические законы рынка, он должен с учетом собственной специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Работа состоит из  1 файл

рынок транспортных услуг.docx

— 26.77 Кб (Скачать документ)

7.2. Рынки транспортных  услуг

Мировые рынки транспортных услуг подразделяются прежде всего по видам транспорта, но основное деление всех транспортных рынков на две большие группы идет по признаку стабильности грузопотоков, периодичности и объемам перевозимых грузов. По этому признаку всю систему мирового товародвижения можно разделить на рынки устоявшихся регулярных (линейных) грузопотоков массовых грузов или пассажиров и рынки нерегулярных разовых (чартерных) перевозок. Причем с внедрением контейнеризации все большее число разовых грузов, объединенных в один контейнер, попадает в регулярные грузопотоки.

Независимо от видов используемого  транспорта те и другие группы рынков имеют свои тенденции развития, особенности  регулирования и, главное, порядок  ценообразования. Рынки регулярных грузопотоков, как правило, контролируются государствами или межгосударственными  органами, и цены на транспортную продукцию  устанавливаются в виде заранее  объявляемых тарифов, имеющих минимальные  и максимальные пределы. На рынках нерегулярных грузопотоков цена на транспортные услуги свободно уторговывается в процессе заключения договора перевозки и зависит не только от эксплуатационных расходов перевозчика, но и от конъюнктуры рынка.

Как указывалось ранее, основными  регуляторами торгово-экономического сотрудничества между странами служат межгосударственные торговые договоры, неотделимой частью которых являются соглашения о сотрудничестве в области  транспортных связей. В этих соглашениях  рассматриваются вопросы организации  сообщения между странами, условия  перевозок грузов и пассажиров, тарифы на перевозку, правоохранительные вопросы, защита имущественных интересов  
и т.д. Таким образом, вопросы общего тарифного регулирования международных перевозок для стабильных массовых грузопотоков решаются на уровне международных (межгосударственных) конвенций и соглашений. При этом каждая страна имеет свои особенности формирования тарифов.

Правовой основой для  расчетов за железнодорожные перевозки  в международном сообщении для  стран – участниц конвенции КОТИФ является Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ), в котором приведены расчетные таблицы для перевозок мелкими, повагонными отправками и в контейнерах. Причем у каждой страны действует свой тариф на провоз как груженых, так и порожних контейнеров. Там же предусмотрены скидки с тарифов при перевозке, например, массовых грузов. Для стран – участниц договора СМГС (в том числе и России) тарифная политика на перевозку внешнеэкономических грузов разрабатывается и утверждается на заседаниях Тарифной конференции железнодорожных перевозчиков стран СНГ. Ставки на перевозки транзитных и экспортно-импортных грузов определяются на базе тарифов МТТ, предусматривается также единая система экспедиторских и количественных скидок, единый порядок расчетов за перевозки грузов, оплата за которые осуществляется в швейцарских франках.

Автомобильные тарифы устанавливаются  в расчете за перевозку одной  тонны груза в зависимости  от вида груза и расстояния перевозки. Предусматривается система определенных надбавок и скидок, а также штрафов  за нарушение договора перевозки. При  перевозке грузов по территории России в цену контракта закладываются  внутренние тарифы на международные  перевозки с учетом предельных индексов повышения тарифов на грузовые перевозки, установленные государством. При  перевозке грузов по иностранной  территории закладываются мировые  тарифные ставки.

Тарифы на линейные воздушные  перевозки грузов также устанавливаются  на основе международных соглашений в зависимости от расстояния перевозки  и, как правило, от веса груза. Если соотношение  объема и веса груза превышает 6 раз, то плата взимается исходя из объема груза.

Свою специфику имеет  система тарификации перевозки  грузов в контейнерах. Как правило, тарифы строятся с учетом грузов, находящихся  в контейнерах, но все шире используется единая тарифная ставка на все грузы, то есть ставка за контейнер. При этом учитывается степень участия  основного перевозчика в интермодальной перевозке, поэтому ставки будут различными при условиях перевозки “от двери до двери”, “от порта (станции) до двери”, “от двери до порта (станции)” и “от порта до порта”. Например, стоимость доставки одного контейнера в интермодальной перевозке по маршруту Иокогама – Москва (морем и железной дорогой) составляет примерно 4000 долларов, Иокогама – Хабаровск (морем и железной дорогой) – 2900 долларов, Иокогама – Владивосток (морем и автотранспортом) – 2500 долларов.

Из всех транспортных рынков наиболее сложным и динамичным является рынок “морского тоннажа”, или  так называемый фрахтовый рынок. Его многоплановость и одновременно непостоянство собственной структуры  требуют более подробной характеристики этого рынка, которая будет приведена  ниже.

Расчеты между грузоотправителями и перевозчиками на любом транспортном рынке осуществляются по схеме: грузоотправитель – банк грузоотправителя – банк перевозчика – перевозчик. Из многообразия форм международных расчетов в практической деятельности наибольшее распространение получили следующие формы: аккредитивные, инкассо, инкассо с немедленной оплатой, банковские переводы. Применение той или иной формы расчетов зависит от многих обстоятельств: это – и надежность партнера, и сложившаяся практика, и характер сделки, и т.д. Форма расчетов согласовывается между соответствующими сторонами и фиксируется в договорах и соглашениях.


Информация о работе Особенности рынка транспортных услуг