Особенности внешней политики России в 1990-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 15:51, реферат

Описание

Внешняя политика независимой Российской Федерации, официально ведущая свой отчет с декабря 1991 г., была внутренне противоречива. Она определялась борьбой различных группировок внутри самой России, каждая из которых имела свои интересы и идеологию, свою модель самоопределения новой России в изменившемся мире. Вначале появилась реальная возможность преодолеть негативное наследие прошлого, накопившееся со времен как Российской империи, так и Советского Союза, и выработать новый перспективный стратегический курс.

Работа состоит из  1 файл

Аналитическая записка (Особенности внешней политики России в 1990-е гг.).docx

— 34.04 Кб (Скачать документ)

    У России не оказалось сколько-нибудь разумной возможности бросить вызов объединенному Западу. Прекращение контактов с ним приводило бы к растущей изоляции России, что было крайне нежелательно, особенно учитывая постоянно увеличивавшуюся зависимость экономической политики Ельцина (вплоть до финансового краха в августе 1998 г.) от кредитов западных финансовых структур. К концу 1990-х гг. стало очевидно: и на глобальном уровне Россия не в состоянии противопоставить что-либо существенное расширению НАТО. Идея треугольника Москва — Пекин — Дели не материализовалась. Ельцин по состоянию здоровья так и не сумел осуществить многократно откладывавшийся визит в Индию, а стратегическое партнерство с Китаем, хоть и заметно продвинулось вперед, по-прежнему ограничивалось узким кругом вопросов, которые не угрожали особым отношениям Пекина с Вашингтоном. Расчеты на движение Евросоюза к собственной внешнеполитической идентичности оказались явно преувеличенными или преждевременными.

    Закат политики, основанной на «доктрине  Примакова», был связан с войной в Югославии. Примаков, тогда премьер-министр, изначально, как и Ельцин, занял крайне жесткую позицию, которая отражала настроения всего политического класса и общества в России. Но когда НАТО попала в сложное положение, не представляя, как закончить войну, Ельцин вопреки своей изначальной позиции направил бывшего премьера В. С. Черномырдина «выручать» Запад. Тем самым Президент отказался от примаковской альтернативности, обеспечив себе благоприятные условия для участия в кёльнском саммите «большой восьмерки» в июне 1999 г. К этому времени Примаков был отправлен в отставку. Что, впрочем, было связано не столько с внешней политикой, сколько с недовольством окружения Президента ростом популярности Примакова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Россия, начиная с 1991 года, оказалась в  принципиально новой ситуации. В 90-е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу Запада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО. Покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняет основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международного сотрудничества открыли перспективу построения нового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С 1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире, внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения с другими странами. Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря российской Федерации начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако на этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийских настроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительность однозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии и Европе.

    Многополярность — естественная тенденция современных международных отношений, отражающая волю растущего числа государств. Достижение многополярности также требует сбалансированного подхода к различным блокам и странам, невзирая на их идеологическую расцветку. При этом следует ратовать за такую многополярную систему, которая будет создана совместными усилиями государств, исключит традиционное противоборство отдельных центров влияния и удовлетворит интересы всех членов мирового сообщества, включая США.

    Именно  данная система взглядов все активнее пробивала себе дорогу в российской внешней политике начиная с середины 1990-х годов. Окончательно открытый, многовекторный, сбалансированный курс закрепился с приходом к власти в 2000 г. президента В. В. Путина. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной 28 июня 2000 г., а также во многих последующих государственных и межгосударственных документах, выступлениях российских официальных лиц этот курс конкретизировался и развивался. А главное, предпринимались усилия по его реализации на практике.

Информация о работе Особенности внешней политики России в 1990-е годы