Особенности внешней торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание

Мировая торговля, зародившаяся несколько веков назад, внесла неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Будучи исторически первой и основной формой международных экономических отношений, она способствовала возникновению и развитию других их форм, включая вывоз капитала и деятельность транснациональных корпораций, международные валютные и кредитные отношения, обмен патентами, лицензиями и передачу технологий, международные перевозки и страхование, производственное и научно-техническое сотрудничество, международную специализацию и кооперирование производства и услуг. В настоящее время невозможно представить развитие и даже существование любого государства и народа без внешней торговли и их участия в той или иной степени в международном разделении труда.
Поэтому вполне закономерно и оправдано, что на протяжении многих столетий внешняя торговля находилась и ныне находится в центре внимания не только ученых, политиков, государственных и общественных деятелей, но и широких кругов общественности. Вопросы внешней торговли перестали быть уделом отдельных государств. Они стали заботой всего мирового сообщества. Ведь с плодами ее деятельности каждый из нас встречается постоянно и на каждом шагу. Более того, от состояния дел во внешней торговле в решающей степени зависит благополучие мировой экономики, процветание отдельных народов и даже граждан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли…………………………………………………...5
2.Внешнеторговый баланс РФ…………………………………………………..11
3.Проблема конкурентоспособности Российской продукции на мировых рынках…………………………………………………………………………….14
4.Перспективы присоединения России к ВТО……................…………….......20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

мэ.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Проблемы внедрения инноваций, обеспечивающих рост текущей и перспективной конкурентоспособности экономики страны. Основу процессов создания интеллектуальной собственности образуют инновации.

     К ним относят нововведения, преобразования в экономике, технике, социальной и иных областях, способствующие созданию интеллектуальной собственности. Эти нововведения определяют научно - технический прогресс страны и связаны с новыми идеями, изобретениями, открытиями и так далее.    В свою очередь научно - технический прогресс в каждой стране в условиях глобализации мировой рыночной экономики зависит от того, насколько правильно страна выбрала свою нишу в международном распределении труда по применению инновационных процессов, результатами которых являются продукты интеллектуальной собственности.

     Вопрос о интеллектуальной собственности в России сейчас сводится к следующему: будет существовать Россия как страна с собственными полноценными нематериальными активами из интеллектуальной собственности, создающими высокую добавленную стоимость и долю в национальном валовом внутреннем продукте (ВВП) (как это успешно делают Китай и Индия), значительно повышающими ее капитализацию или ее отдельные куски станут объектом внешнего управления со стороны государств, где такая рыночная экономика уже состоялась (как это делают самые отсталые страны в Африке и Латинской Америке). Для того, чтобы избежать второго нужно практически с нуля создать совершенно новую нематериальную экономику, где правят бал право и интеллектуальная собственность, связанные с производством продуктов научно - технического прогресса.

     Именно результаты труда по реализации инвестиционных программ и их накопления в результате инновационной деятельности служат усилению инновационной позиции страны во всем мире. Поэтому ближайшей целью интеграции России в мировую инновационную экономику, если власть действительно заинтересована в научно - техническом прогрессе своей страны, могла бы стать настоящая инновационная реформа, понимаемая властью и обществом как важнейшая часть строительства российской экономики, способной занять выигрышную позицию по отношению ко всем инновационным игрокам на мировом рынке.

     Инновационная реформа должна заключаться в слиянии интересов глобализации инвестиционного бизнеса стран ВТО и инновационного процесса в России. Первый заинтересован в предоставлении инвестиций с целью получения доходов от инновационной деятельности, а второй - в создании с помощью этих инвестиций высокоинтеллектуальных технологий и продуктов. Препятствием их нормальных отношений являются риски самого разного вида. К сожалению, в России наблюдаются чрезвычайно высокие налоговые риски иностранных инвесторов, связанные с получением высокой добавленной стоимости нематериальных активов в любой сферой экономической деятельности.

     Таким образом, текущая и перспективная конкурентоспособность экономики страны во многим определяется отношением к ней государства. То отношение, которое власть России проявляет к этому специфичному виду деятельности, снижает конкурентоспособность экономики, использование потенциала и отбрасывает страну на обочину производства продукции с высокой добавленной стоимостью. В то же время крупный бизнес России весьма своеобразно проявляет свое отношение к инновациям.

     Те куски интеллектуальной собственности, которыми управляют представители крупного бизнеса, размещая свои вложения в иностранные, пусть не столь привлекательные активы, имеющие мало чего общего с интересами страны, за рубежом, стремясь угодить своим фактическим внешним хозяевам, не нуждаются в инновациях российских ученых и специалистов. Практически все полученные в результате инноваций продукты меняют свою национальную принадлежность и носят марки зарубежных фирм.

     К этому следует добавить высокий уровень коррупции в России, несущий для конкурентоспособности значительные фундаментальные риски.   Коррупция разъедает как ржавчина бизнес, способный инвестировать в рост производства качественной продукции. Практика показывает, что значительных успехов можно достичь, если государству вести себя как корпорации, эффективно борющейся с внутренними злоупотреблениями и махинациями своих менеджеров (чиновников). Такая корпорация заинтересована во внедрении систем менеджмента качества как средство своего развития и ее не нужно убеждать в необходимости создания рыночных методов стимулирования к выпуску конкурентоспособной продукции.

     Для государства, стремящегося развивать высокие технологии, является характерным использование при разработке стратегии многочисленных видов процессных моделей предотвращения махинаций с инновационными проектами. Подобные модели должны применять наиболее эффективные механизмы и методы регулирования профессиональной и гражданской ответственности производителей перед потребителями продукции, а также эффективной конвертации природных богатств и творческого потенциала страны в финансовые ресурсы. При этом проводить последовательные реформы банковской системы, способной к применению этих механизмов в отношении к реальной экономике, способной производить конкурентоспособную продукцию.

     Если власть в условиях вызовов глобализации сетевой экономики не предпримет энергичные шаги в направлении роста текущей и тем более перспективной конкурентоспособности экономики на основе роста добавленной стоимости производимой продукции и технологий, то проводимые реформы в стране окажутся ненужными и не востребованными обществом

     Из данных потенциала спроса и процента освоения внутреннего рынка России следует, что ряд отраслей экономики, выходящий за рамки 30% доли импорта нуждается в источниках инвестиций со стороны рынка, государства или предоставления иных ресурсов, безусловно, если государство не заинтересовано в исчезновении этих отраслей или перехода под полный контроль транснациональных корпораций. [5, стр.68-83]

 
 
 

4. Перспективы присоединения России к ВТО.

 

     Организация ВТО ведет свою историю с 1948 года, когда первыми членами было подписано ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО. Основная идея работы организации - ВТО дает новые рынки, но вместе с тем, страна теряет свои рынки. Тарифные уступки являются своеобразным вступительным "взносом" страны-соискателя, который должен, в свою очередь, компенсироваться получением ею равноправного доступа в многостороннюю торговую систему, действующую на основе принципов наибольшего благоприятствования и недискриминации. По сути, речь идет об оптимальном компромиссе между открытием своих рынков и доступом к новым.

     Сегодня во Всемирную Торговую Организацию входят полторы сотни страны и еще десятки ожидают приема. ВТО ставит своей задачей обеспечение свободы торговли. Страны-участницы обязуются принимать решения, связанные с односторонним повышением импортных пошлин только в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Предполагается увязка протекционистских и либералистических программ и их балансировка.

     Основными преимуществами для страны от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

     Создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

     Доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

     Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. [9, стр.78-80]

     Прочие преимущества:

     Выгоды для потребителей: понижение стоимости м повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет более низких цен и высокого качества) товаров и услуг;

     Экономические выгоды: повышение доходов государства - за счет роста торгового экспорта; повышение занятости - за счет роста экспорта; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки;

     Внутренние политические выгоды: защита от лоббирования - государство берет на себя определенные четко обозначенные международные обязательства; борьба с коррупцией - отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности;

     Внешне-политические выгоды: обеспечение равных прав с более развитыми государствами повышает конкурентоспособность страны на мировой арене; система ВТО создает эффективный механизм для разрешения споров; укрепление международной стабильности через систему договоров.

Переговоры  России о вступлении в ВТО продолжаются почти 10 лет. В переговорах с Россией  участвуют 64 члена ВТО или 78 государств. Переговоры по доступу на российский рынок товаров ведутся с 52 членами ВТО, по доступу на российский рынок поставщиков услуг - с 28 членами, по сельскому хозяйству - с около 50 членами ВТО.

     Наша экономика как неконкурентоспособная рискует потерпеть поражение в силу следующих причин:

1. Рост конкуренции. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками - ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке - P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

2. Поглощение производства зарубежными компаниями. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств.

3. Закрытие предприятия и рост безработицы. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

4. России  придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

5. Отток  капитала из России - имеется ввиду  отток прибыли от деятельности  российских филиалов западных  компаний за рубеж на счета  их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов.

6. ВТО  фактически запрещает проводить  промышленную политику, то есть  политику целенаправленного и  прагматичного протекционизма.

7. Возникают угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в ВТО на российский рынок придут международные корпорации, усилят своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Наиболее уязвимые отрасли:

Аграрный сектор. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор; Металлургия - высокая энергоемкость производства; Обрабатывающая промышленность; Текстильная; Химическая промышленность; Машиностроение; Автостроительная промышленность;

Авиастроительная промышленность; Электронная промышленность;

Легкая промышленность; Транспорт; Фармацевтическая промышленность;

Розничная торговля; Пищевая промышленность; Общественное питание.

8. Автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок, в т. ч. б/у и запчастей к ним.

9. Финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов наших. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области.

10. Страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.

11. Услуги. Запад, руководство ВТО, настаивает, чтобы Россия реально открыла рынок услуг - консалтинговых, юридических, медицинских.

12. Ухудшение наполняемости бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета. Справедливости ради, надо отметить, что это снижение не будет критичным, пока государство получает сверхприбыли от возросших цен на нефть.

13. Угроза продовольственной безопасности. Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно. [4, стр.135-142]

Информация о работе Особенности внешней торговли в России