- Рост
производства в наиболее сильных и конкурентных
отраслях будет означать рост
уровня жизни в стране:
- рост рабочих
мест, занятости, зарплат;
- повышение
культуры производственных отношений;
- рост демографии;
- снижение
преступности;
- Приход
новых технологий
в Российскую экономику через увеличение
объема импорта новой техники и технологий.
- Повышение
деловой активности:
- рост
инвестиционной привлекательности
России и привлечет дополнительные инвестиции;
- приход западных
финансовых корпораций откроет источники
получения дешевых
и длинных кредитов;
- Будет разработан
механизм допуска иностранного
капитала в финансовую сферу. Вступление
в ВТО – это возможность получить облегчить
доступ к кредитам, привлечь инвесторов;
- Возможно
улучшение наполняемости
бюджета. Таможенные пошлины формируют
до 37% федерального бюджета. При вступлении
в ВТО России придется пойти на смягчение
таможенного режима. Увеличившийся объем
импорта, возможно, компенсирует снижение
пошлин;
- Повышение
прозрачности бизнеса за счет адаптации
нашего законодательства к международным
нормам повысит деловую активность в так
называемом реальном секторе экономики;
- Расширение
возможностей для развития
производственной кооперации: создание
совместных предприятий, проведение совместных
исследований, обмен объектами интеллектуальной
собственности и т.п.;
- Ослабится
отраслевое и региональное лоббирование
новых законов;
- Снижение
коррупции в силу появления прозрачных
и понятных правил игры.
Угрозы
и риски.
Наша
экономика как неконкурентоспособная
рискует потерпеть поражение в силу
следующих причин:
- Рост
конкуренции.
Российской промышленности, подчас сильно
устаревшей, придется конкурировать не
с абстрактными среднестатистическими
зарубежными компаниями, а с сильнейшими
мировыми игроками – ведь именно такие
компании обладают волей и достаточными
ресурсами, чтобы захватить открывшиеся
рынки в России. Некоторые из них уже сегодня
более чем успешно работают на российском
рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing,
Sony, Philips, LG и многие другие;
- Поглощение
производства зарубежными компаниями.
В условиях повышения конкуренции неизбежно
поглощение относительно слабых производств;
- Закрытие
предприятий и рост
безработицы.
Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию
ряда самых слабых производств не выдержавших
конкуренции и нарастанию безработицы;
- Рост
цен. России придется в ближайшие
годы выровнять свои внутренние цены на
энергоносители и транспортные тарифы
с мировыми, что отрицательно скажется
на себестоимости производства, приведет
к дополнительной инфляции и снижению
конкурентоспособности на мировом рынке
продукции энергоемких производств (металлургии)
и обрабатывающей промышленности;
- Отток
капиталов из России – отток прибыли
от деятельности российских филиалов
западных компаний за рубеж на счета их
центральных управляющих структур с целью
выплаты дивидендов. Справедливости ради
следует отметить, что этому процессу
будет предшествовать относительно более
короткий процесс инвестирования в Российскую
экономику;
- ВТО фактически
запрещает проводить промышленную политику,
то есть политику целенаправленного и
прагматичного протекционизма;
- Возникают
угрозы для ряда отраслей в связи с ликвидацией
защитных барьеров. После вступления России
в ВТО на российский рынок придут международные
корпорации, усилят своё присутствие уже
работающие. В итоге вырастет конкуренция
во всех отраслях экономики, что приведет
к значительному увеличению маркетинговых
расходов на поддержание рыночных позиций.
В связи с этим наметятся значительное
падение рентабельности бизнесов отечественных
предприятий и снижение их конкурентоспособности.
- низкая производительность
приведет к падению конкурентоспособности
продукции следующих отраслей:
- аграрный
сектор - в первую очередь пострадает сельскохозяйственный
сектор;
- металлургия
– высокая энергоемкость производства;
- обрабатывающая
промышленность;
- текстильная;
- химическая
промышленность;
- машиностроение;
- автостроительная
промышленность;
- авиастроительная
промышленность;
- электронная
промышленность;
- легкая промышленность;
- транспорт;
- фармацевтическая
промышленность;
- розничная
торговля;
- пищевая промышленность;
- общественное
питание.
- автомобильная
промышленность лишится защитного барьера
в виде высоких пошлин на импорт иномарок,
в т.ч. б/у и запчастей к ним.
- финансовые
услуги. Капиталы западных банков на
порядки выше капиталов наших. ВТО требует
обеспечения равного доступа частного
капитала к оказанию любых услуг и открытой
международной конкуренции в этой области.
Открытие филиалов иностранных финансовых
и страховых компаний предоставит российским
гражданам и компаниям возможность пользоваться
более крупными, длинными и дешевыми кредитными
ресурсами и более качественными услугами.
Западные банки легко смогут поглотить
нашу банковскую систему с учетом очень
высокого уровня их «капиталоемкости».
- страховой
рынок может быть полностью захвачен
иностранными страховщиками, имеющими
значительно больший капитал, чем отечественные
компании.
- услуги.
Запад, руководство ВТО, настаивает, чтобы
Россия реально открыла рынок услуг –
консалтинговых, юридических, медицинских;
- Ухудшение
наполняемости бюджета.
Таможенные пошлины формируют до 37% федерального
бюджета. При вступлении в ВТО России придется
пойти на смягчение таможенного режима,
что может отрицательно сказаться на наполняемости
бюджета. Справедливости ради, надо отметить,
что это снижение не будет критичным, пока
государство получает сверхприбыли от
возросших цен на нефть. Российская промышленность
получает выходы на рынки, которые ей сейчас
все равно «не по зубам», поэтому не сможет
воспользоваться открывающимися возможностями,
какими бы радужными не были перспективы.
В первую очередь это касается высокотехнологичных
производств, таких, например, как производство
современных микропроцессоров, жидкокристаллических
матриц и так далее;
- Угроза
малому бизнесу. С учетом нынешнего
отношения и незаинтересованности со
стороны государства к развитию малого
бизнеса и особенно с учетом его, государства
небольшой осведомленности о нуждах малого
бизнеса, можно предположить, что государство
приложит не слишком много и не слишком
квалифицированных усилий, чтобы обеспечить
малому бизнесу комфортные условия после
вступления в ВТО;
-
Угроза продовольственной
безопасности. Страна станет еще более
зависимой от импорта продовольствия.
Без повышения импортных пошлин вытеснить
импорт с отечественного рынка будет очень
сложно;
-
Сырьевой придаток запада. Резкое усиление
конкуренции со стороны иностранных производителей
товаров и услуг на внутреннем рынке, которое
может привести к спаду промышленного
и сельскохозяйственного производства,
еще более усилится сырьевая специализация
России;
-
Ухудшение торгового
и платежного балансов, обострение проблемы
обслуживания государственного внешнего
и внутреннего долга;
-
СНГ. Серьезные проблемы возникнут в
области интеграционных процессов стран
- членов СНГ и Таможенного союза в связи
с необходимостью изменять всю систему
предоставляемых в рамках Содружества
преференций в области торговли и оказания
услуг.
Сопоставляя
возможные выгоды и ущерб, нетрудно
заметить, что возможный ущерб
более осязаем, в то время, как выгоды
и преимущества не всегда очевидны и их
сложнее оценить количественно.
С
другой стороны, вступление в ВТО
неизбежно по ряду вышеупомянутых причин
в том числе политически, а
также чтобы не усиливать экономическую
изоляцию России в будущем и не закрепить
окончательно статус сырьевого придатка
Запада – поэтому именно сейчас российским
предприятиям важно успеть как можно лучше
подготовиться к грядущим переменам в
экономике страны.
Кстати
говоря, направленность на развитие энергетики
представляется в этой связи более выгодной
альтернативой. В настоящее время Россия
пока обладает материальными и интеллектуальными
ресурсами для того, чтобы закрепить за
собой статус крупнейшей энергетической
державы после окончания нефтяной эпохи
цивилизации в середине этого века.
Рост
инвестиционной привлекательности
России и его формальное признание
в виде повышения инвестиционного
рейтинга повлечет за собой приход
в Россию новых игроков из числа
крупнейших транснациональных корпораций
и их активные действия по захвату открывающихся
российских рынков.
Основная
причина превосходства развитых
иностранных компаний (кроме цены,
при выходе на новые рынки) - использование
современных маркетинговых, производственных
и управленческих технологий. Для
сравнения: если на развитых рынках вся
продукция качественная по умолчанию
и бренд – показатель признания потребителей,
то у нас бренд – это в первую очередь
показатель качества.
Заключение.
Имея
почти 150-миллионное население, обладая
значительными энергетическими ресурсами,
достаточно высококвалифицированными
трудовыми ресурсами при пониженной стоимости
рабочей силы, Россия представляет собой
огромный рынок товаров, услуг и капиталов.
Однако степень реализации этого потенциала
во внешнеэкономической сфере весьма
скромна. Россия испытывает проблемы,
как в области экспорта, так и импорта.
Но, несмотря на возникающие трудности,
товарооборот России с другими странами
растет, что говорит о развитии и укреплении
торгово-экономических связей.
Россия
до настоящего времени не занимает подобающего
ей места на мировом рынке и в системе
международных экономических организаций.
Односторонние шаги России по открытию
национального рынка не встречают встречных
шагов со стороны ее торговых партнеров
в признании того, что конкурентоспособность
крупных российских предприятий-экпортеров
определяется их сравнительными экономическими
преимуществами.
Таким
образом, можно сделать вывод, что с
одной стороны из членства в ВТО можно
извлечь ряд преимуществ.
Во-первых,
на Россию распространится принцип режима
наибольшего благоприятствования. В результате
наше государство сможет воспользоваться
постоянно снижающимися тарифами других
стран. Отечественная продукция не будет
попадать под дискриминационные меры.
Россия сможет защищать свои торговые
права от неправомерных действий других
стран под эгидой процедуры разрешения
споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических
связей Россия по степени дискриминации
находится на втором месте в мире после
Китая.
Во-вторых,
вступление в ВТО поможет разработать
механизм допуска иностранного капитала
в финансовую сферу России.
В-третьих,
повысится роль стимулирующей и
оздоровляющей международной конкуренции
для российского производителя.
В-четвертых,
членство в ВТО позволит получить
таможенные льготы, облегчит доступ к
кредитам, привлечет инвесторов, получение
передовых технологий.
С
другой стороны, вступив в ВТО, Россия
в значительной степени должна, во-первых,
либерализовать свой внешнеторговый режим,
реализуя принципы свободной торговли
со странами-членами ВТО. Это может отрицательно
повлиять на ее собственное производство,
подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых,
Россия станет еще более зависимой
от импортного продовольствия. Даже между
промышленно развитыми странами
возникают противоречия по поводу взаимных
поставок сельскохозяйственной продукции.
Без повышения импортных пошлин вытеснить
импорт с российского продовольственного
рынка будет очень сложно.
В-третьих,
вступление в ВТО может привести
к гибели достаточно конкурентоспособной
металлургической промышленности России
вследствие снижения (согласно решениям
Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных
тарифов на металлургическую продукцию.
В-четвертых,
страховой рынок может быть полностью
захвачен иностранными страховщиками,
имеющими значительно больший капитал,
чем отечественные, и развитую инфраструктуру.
В-пятых,
наплыв дешевого импорта приведет к
закрытию ряда производств и нарастанию
безработицы.
Следует
также отметить, что до вступления
во Всемирную торговую организацию
Россия на двусторонней основе уже имеет
режим наибольшего благоприятствования
со всеми основными торговыми партнерами,
входящими ВТО.
Присоединение
России к Всемирной торговой организации
должно служить средством для
обеспечения ее внешних экономических
интересов в условиях глобализации мировой
экономики. Главное, чтобы это присоединение
не превратилось в самоцель, и Россия не
оказалась в итоге беззащитной перед мощным
давлением других стран-членов этой организации.
Список используемой
литературы
- Авдокушин
Е. Ф. Международные экономические отношения:
учеб. для вузов, М. : Юристъ, 1999. - 368 с.;
- Бородулина
М. П., И. А. Кудряшова, В. А. Юрга. Международные
экономические организации: учеб. пособие
для студентов, обучающихся по специальностям
"Финансы и кредит", "Бухгалтерский
учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"
- Москва : Экономистъ, 2005. - 298 с.;
- Кочергина
Т. Е. Мировая экономика: учебник. - 2-е изд.,
доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс,
2008. - 268 с.;
- Ливенцев,
Н. Н., Я. Д. Лисоволик. Актуальные проблемы
присоединения России к ВТО: - М. : Экономика,
2002. - 383 с.;
- Лылов, А.
И., Д. Г. Ломсадзе Россия и Украина
на пути присоединения к Всемирной торговой
организации: региональные аспекты: - Воронеж
: Воронежский гос. ун-т, 2005. - 286 с.;
- Ремчуков,
К. В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы: - М.
: Междунар. отношения, 2002. - 320 с.;
- Торговая
политика и значение вступления в ВТО
для развития России и стран СНГ: руководство:
[сб. статей] / под ред. Д. Г. Тарра . - М. : Весь
Мир, 2006. - 588 с.;
- Трухачев,
В. И., / И. Н. Лякишева, В. Л. Ерохин Международная
торговля: учеб. пособие для вузов:- 2-е
изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика,
2008. - 416 с.;
- Халевинская,
Е. Д. Мировая экономика и международные
экономические отношения: учебник 2-е изд.,
перераб. и доп. - М. : Магистр, 2009. - 366 с.