Вербельчук
Алена Федоровна
Студентка
Международного гуманитарного университета
Правовая
природа дипломатической
деятельности
Существование и развитие
государства как субъекта международного
права и международных отношений не может
происходить без внешних связей с другими
субъектами международного права. Необходимость
внешних связей требует их организации
и регулирования международным правом.
Формой дипломатической деятельности
субъектов международного права являются
непосредственные переговоры, подготовка
и заключение международных договоров
и соглашений, дипломатическая переписка,
повседневное представительство, участие
в международных организациях, освещение
позиции правительства в печати, публикация
официальной информации, официальное
издание международных актов и документов. С
развитием отношений между субъектами
международного права могут возникать
новые формы дипломатической деятельности,
а как ее результат новые нормы, регулирующие
эту деятельность, что является актуальным
вопросом на сегодняшний день в дипломатическом
праве.
Известно, что дипломатическое
право появилось еще до возникновения
государства, когда сложился определенный
обычай, позже приведший к созданию института
неприкосновенности посла. С образованием
государства стали складываться отдельные
обычаи, которые находили выражение и
в договорах, регулирующих официальные
сношения между государствами, отдельными
суверенами.
Дипломатическое право возникло и развивалось,
прежде всего, как посольское право, как
совокупность норм, определявших положение
посла. Только к началу XX в. можно говорить
о процессе превращения посольского права
в дипломатическое, в совокупность норм,
регулирующих все официальные сношения
государств. Параллельно с формированием
внутригосударственного правопорядка
шло формирование международного правопорядка,
складывались нормы и принципы междугосударственного
общения, в частности, формировалось дипломатическое
и консульское право, оказывающее большое
влияние на организацию дипломатической
и консульской служб. Нормы и принципы
дипломатического права, касающиеся таких
вопросов, как, например, правового положения
дипломатических и консульских представительств,
их функций, привилегий и иммунитетов,
не могли не быть учтены каждым государством,
участвующим в международном общении,
при организации своих внешних сношений,
своих дипломатических и консульских
служб.
Новым моментом развивающегося
дипломатического права следует считать
образование и развитие международных
организаций, комиссий, международных
ассамблей, периодически или ежегодно
созываемых, появляется новая категория
дипломатов (международные должностные
лица) и определяется их режим.
Исходя из вышеизложенного, дипломатическое
право следует определить следующим образом:
дипломатическое право - это совокупность
устанавливаемых в результате соглашения
и обеспечиваемых субъектами международного
права норм, которые выражают волю народа,
господствующих классов субъектов международного
права, участвующих в международном общении,
и регулируют положение и деятельность
(статус и функции) официальных органов
внешних сношений этих субъектов в целях
поддержания и упрочения мира и мирного
сосуществования. Дипломатическим
правом регулируются вопросы официальной
деятельности субъектов международного
права в области внешних сношений. К таким
вопросам относятся вопросы регламентации
внешних сношений государств, формы их
представительства за границей, формы
ведения переговоров, организация дипломатической
службы (центральной, зарубежной), вопросы
дипломатического этикета, подготовки
и создания дипломатических актов, их
классификация, подготовка дипломатических
кадров и ряд вопросов гражданско-правового
характера.
Предметом дипломатического права является
дипломатическая деятельность, деятельность
официальных органов внешних сношений,
правовое регулирование которой охватывает
как область международных отношений,
так и область внутригосударственных
отношений. Источниками дипломатического
права являются международно-правовые
нормы, содержащиеся в международных обычаях
и договорах (политических, торговых, консульских
и др.), регламентах и постановлениях международных
конференций и организаций.
Когда в практике государств в настоящее
время встают вопросы правового положения
дипломатического представительства,
представительства при международных
организациях, делегаций на международные
встречи и конференции и других зарубежных
органов внешних сношений, прав и обязанностей
их персонала, то обращаются, прежде всего,
к действующим конвенциям многостороннего
характера, которые определили их режим.
Комиссия международного права ООН
на своей первой сессии в 1949 г. в числе
ряда вопросов, подлежащих кодификации,
назвала вопросы дипломатических и консульских
сношений. В 1958 г. был составлен проект
конвенции о дипломатических сношениях
и иммунитетах, который лег в основу Конвенции
о дипломатических сношениях 1961 г., принятой
в Вене, а в 1961 г.- проект конвенции о консульских
сношениях и иммунитетах, который лег
в основу конвенции, сформулированной
на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия
международного права ООН рекомендовала
международному сообществу Конвенцию
о правовом положении специальных миссий
и Конвенцию о представительстве государств
в их отношениях с международными организациями
универсального характера, которые были
приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг.[3,
91.] Следует отметить также Конвенцию о
предотвращении и наказании преступлений
против лиц, пользующихся международной
защитой 1973 г., Конвенции оказывающие влияние
на договорную практику государства ,
являются Венская конвенция о дипломатических
сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских
сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях
и иммунитетах ООН 1946 г.
К действующим многосторонним
конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической
и консульской деятельности, кроме Венской
конвенции о дипломатических сношениях
1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская
конвенция о дипломатических чиновниках
1928 г., Каракасская конвенция о консульских
функциях 1911 г., Гаванская конвенция о
консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция
о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.,
Конвенция о привилегиях и иммунитетах
специализированных учреждений 1947 г.,
регламенты международных встреч и конференций.
[3, 155.]
В заключении хотелось бы отметить, что
особенностью современных международных
отношений является взаимозависимость
государств перед лицом глобальных проблем,
с которыми столкнулось человечество
и от решения которых зависит его выживание.
Их решение возможно только на путях взаимной
безопасности, на путях сотрудничества
государств. Решать общечеловеческие
глобальные проблемы силами одного государства
или группы государств невозможно. Необходимо
сотрудничество в общемировом масштабе,
тесное конструктивное взаимодействие
большинства стран. Сотрудничество на
основе полного равноправия, уважения
суверенитета каждого, на основе добросовестного
выполнения принятых обязательств, норм
международного права - таково категорическое
требование времени, в котором мы живем.
Список
использованной литературы.
1.
Блищенко И. П. Дипломатическое право.-
М., 1990.
3. Курс международного
права в 7-ми томах.- М., 1990.- Т. 4.-С.
91-155.
4. Кузнецов
С. А. Представители государств в
международных организациях.- М., 1980.
5. Сандровский
К. К. Право внешних сношений.-
Киев, 1986.