Предмет и структура МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:35, реферат

Описание

Предметом рассмотрения настоящей работе являются теории международных экономических отношений и международные экономические отношения. Последние представляют собой систему разнообразных хозяйственных (научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых и кредитно-денежных) связей национальных экономик различных стран, основанную на международном разделении труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Международные экономические отношения
Предмет международных экономических отношений
Характер и особенности международного разделения труда
Глава 2. Структура международных экономических отношений
2.1 Сущность международного разделения труда. Теория сравнительных издержек производства
2.2 Международная торговля и её основные показатели
2.3 Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
2.3 Международное движение капиталов
2.4 Международная миграция рабочей силы
2.4.1 Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Предмет и структура МЭО.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

Тенденция к либерализации 50-х и 60-х годов принимала форму  уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 50-х годов средняя  величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%, то в 70-х годах она уменьшилась до 7—10%, а сейчас колеблется в пределах 3—5%.

Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система  приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования  новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 70-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.

Активизируется создание новых замкнутых экономических  группировок развивающихся стран  Африки, Азии, Латинской Америки.

Результатом указанной выше тенденции становится постепенное  «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего  благоприятствования. Внутри новых  группировок происходит либерализация  обмена, т. е. вводятся особые специфические  условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.

На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины  в случаях нанесения значительного  ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных  товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и  прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы  экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный  характер.

Из всего этого можно  сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации  мировой торговли при большей  гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют  активизации деятельности международных  организаций, на которые ложатся  функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.

Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется  модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену  традиционным формам экспортного прямого  кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие  избирательно в отношении отдельных  видов продукции.

В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавая в 80-х годах ЭВМ нового поколения.

В случаях поставок крупных  материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в 70-е и 80-е годы США и Великобританией при поставках судов и нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась до 10 до 30—40% стоимости товара.

 

2.3 Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях

Наряду с товарами большой  сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые  различные виды деятельности, в том  числе:

услуги, связанные с внешней  торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому  транспорту и страхование;

услуги, связанные с обменом  технологией, в число которых  можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

путешествия, в которые  входят поступления и доходы по туризму  и деловым поездкам;

банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

заработная плата и  другие трудовые доходы (сюда относятся  заработная плата, выплачиваемая иностранным  рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

Все эти разнообразные  виды деятельности объединяет то, что  по своей природе они участвуют  в международной торговле; другими  словами их можно определить как  платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран  и отражаемым в платежных балансах.

По оценкам некоторых  специалистов к концу 80-х годов  услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и  роль в международном обмене существенно  возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым неторгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4—9 категории официальной классификации товаров международной торговли):

• коммунальные услуги и строительство;

оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические  базы и кемпинги;

транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;

оборона и обязательные социальные услуги;

образование, здравоохранение  и общественные работы;

прочие коммунальные, социальные и личные.

В особый вид услуг, вовлекаемых  в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем  услуг составляет около 25% общей  величины мирового экспорта, причем в  1998 г. эта величина, по приблизительным подсчетам, еще увеличится. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности  производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой  связи и видеотехники в ряде случаев  позволяют вообще отказаться от личного  контакта продавца и покупателя. Технологический  прогресс позволил увеличить спрос  на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Абсолютная величина суммы  услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты  расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой  иностранным рабочим и переводимой  ими в свою страну.

Трудность подсчета связана  с тем, что, как правило, услуги предоставляются  в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто  услуги фигурируют во внутрифирменном  обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку  на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение  услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при  помощи лекарств).

 

2.4  Мждународная миграция рабочей силы

2.4.1 Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов

 

Одним из проявлений интернационализации  и демократизации хозяйственной  и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных  противоречий, прямых столкновений между  народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств [1]. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

Мировое сообщество, еще  недавно не ощущавшее непосредственно  размеров, особенностей и последствий  миграционных процессов на международном  уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран  по разрешению острых ситуаций и коллективному  регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

 

Заключение

 

Международные экономические  отношения - сфера рыночных отношений  между странами, обусловленных международным  разделением труда и экономическим  обособлением партнеров. Особенности  международных экономических отношений  определяются их спецификой как международных  и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограниченной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов. В качестве объектов международных  экономических отношений выступают  товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые в международный  обмен, а субъектами являются частные  фирмы и отдельные предприниматели; государственные структуры; органы управления разных уровней, предприятия и учреждения; международные организации, учреждения и корпорации. Механизм международных экономических отношений диктуется рыночным характером связей и принципиально не отличается от действующего внутри стран. Он предполагает маркетинговый подход. Особенности этого механизма определяется спецификой международных экономических отношений (международный характер связей, территориальная удаленность, использование специальных валютно-финансовых инструментов).

В данной работе дин из разделов был посвящен структуре международных  экономических отношений, выделяя  основные аспекты каждого можно  сказать, что:

- По степени вовлеченности  в мирохозяйственные связи и  в том числе по величине  товарооборота Россия занимает  скромное место в конце второй  десятки стран, пропуская вперед  многие европейские государства.  Сырьевая направленность экспорта  и ориентация импортных поставок  на продукцию машиностроения, продовольствие  и сырье свидетельствует о  наличии проблем во внешне  торговых отношениях России. Если  говорить о привлечении иностранных  инвестиций, то их привлечение  в экономику страны находится  на начальном уровне. Низкий уровень  иностранных капиталовложений, достигающий  по некоторым подсчетам 8-10 млд. долларов, объясняется малопривлекательным инвестиционным климатом и высоким уровнем налогообложения.

- Последние полтора десятилетия  наблюдается стабильный непрерывный  рост мировой торговли товарами  и услугами, превышающий рост  ВВП.

Тенденции роста мирохозяйственных  связей связаны с качественными  сдвигами в мировой торговле: преимущественно  развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой  остается доля развитых стран, стабильно  сохраняющих за собой три четверти мирового объёма товарооборота.

Исключительно быстро развиваются  новые формы международных экономических  отношений и прежде всего рынок  услуг, на долю которого приходится 30% всего объёма мирохозяйственных  связей.

Общим следствием перечисленных  выше тенденций становится усиление межгосударственного регулирования. Международные организации прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях, приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих членов, но и путем включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.

- Подвижность населения  и трудовых ресурсов - одна из  важных особенностей современных  международных экономических отношений.  Страны – экспортеры и страны  – импортеры ресурсов, международные  организации по миграции совершенствуют  законодательство, механизм регулирования  миграционных процессов и потоков,  руководствуясь принципами свободы  и демократии с учетом национальных  интересов.

Международная организация  труда является уникальной среди  всемирных организаций в том  отношении что при разработке ее политики представители обладают равными количеством голосов с представителями правительств одна из наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций.

Информация о работе Предмет и структура МЭО