Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:57, курсовая работа
Хотя официальной датой СБСЕ считается 1 августа 1975 года, когда собравшиеся в Хельсинки главы государств и правительств 35 государств Европы и Северной Америки подписали Заключительный акт СБСЕ, механизм Совещания начал складываться, гораздо раньше. Консультации по созданию организации стартовали в ноябре 1972 года и завершились в июле 1973 г. договоренностью о Заключительных рекомендациях (называемых также «Голубой книгой»). В Заключительных рекомендациях содержались положения, касающиеся организации СБСЕ, его повестки дня, состава участников, даты и места проведения переговоров, правил процедуры и порядка финансирования. Принять участие в переговорах были приглашены все европейские государства, Соединенные Штаты Америки и Канада. Процесс СБСЕ, таким образом, изначально носил надблоковый характер и был первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.
Первая
неудачная попытка СБСЕ реализовать
свой потенциал в сфере
Встреча глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9–10 июля 1992 г. («Хельсинки–2») во многом стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Согласно пункту 22 Декларации Хельсинкского саммита 1992 г., СБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс. Впервые СБСЕ обозначило себя как «региональную организацию» в духе главы VIII Устава ООН, ответственную за поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества в евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Одна из целей этого форума по обзору заключалась в подтягивании организационных болтов и гаек СБСЕ в том виде, как оно было спроектировано и сформировано в Париже в 1990 году, но одновременно шла кропотливая работа над совершенно новым институтом, который был призван заниматься первопричинами существующих и потенциальных межэтнических конфликтов; речь шла о Бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В области военнополитического измерения были четче обрисованы функции Форума по сотрудничеству в области безопасности, а на Центр по предотвращению конфликтов были возложены новые обязанности, касающиеся раннего предупреждения и развертывания миссий на местах. В области экономико-экологического измерения определялись сфера полномочий и мандат Экономического форума. В области человеческого измерения предполагалось преобразовать Бюро по свободным выборам в Бюро по демократическим институтам и правам человека9.
В документе «Вызов времени перемен» были закреплены и доработаны многие важные решения, принятые в Париже, а по ряду вопросов, поднятых в ходе встречи 1992 года в рамках дальнейших шагов, позднее в Стокгольме в 1992 году и в Риме в 1993 году Советом министров были приняты ключевые решения, соответственно, об учреждении поста Генерального секретаря, о дальнейшем развитии потенциала СБСЕ в области предотвращения конфликтов и регулирования кризисов.
Следующим важным этапом в истории ОБСЕ стала Будапештская встреча на высшем уровне.
На далеко не благоприятном международном фоне итоги Будапештской встречи на высшем уровне представляются поистине внушительными и заслуживают более широкой известности. Ниже перечислены пять достижений саммита:
В
Будапеште главы государств и
правительств продемонстрировали, что
все еще серьезно относятся к
СБСЕ. Но уже тогда было очевидно,
что процессы расширения ЕС и НАТО
набирают силу и что нельзя с уверенностью
определить будущее место Совещания
в архитектуре европейской
Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на Лиссабонском саммите ОБСЕ (декабрь 1996 г.). Лиссабонская декларация 1996 г. о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI в. подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности.
Лиссабонская встреча подтвердила центральную роль ОБСЕ в формировании единого поля европейской безопасности, а также необходимость обновления концептуальной базы общеевропейского процесса, придания ей правового характера.
Итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI в. был подведен на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г. Стамбульский саммит стал важным событием истории ОБСЕ, хотя угроза возобновления конфронтации между Россией и Западом по вопросам Косово и особенно Чечни во многом заслонила позитивные достижения этой встречи. Главным итогом встречи стало подписание в буквальном смысле слова выстраданной Хартии европейской безопасности, нацеленной на развитие и укрепление возможностей ОБСЕ в вопросах поддержания мира, предотвращения конфликтов и формирования общего и неделимого пространства безопасности11.
Но постепенно, начиная с 2000 года, ОБСЕ начинает отходить от своих взглядов, нарушаются основные принципы, заложенные в Хельсинкском Заключительном Акте. ОБСЕ не находит места в изменившейся после завершения холодной войны ситуации. Она чрезмерно сконцентрирована на вопросах так называемой третьей корзины – решение гуманитарных проблем. И ее роль мала в таких, безусловно, острых ситуациях, как, например, судьба Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который последовательно саботируется государствами - членами НАТО. Или вопрос статуса Косово, или вопросы энергетической безопасности в современной Европе, включая газовый вопрос. Не решенными остались вопросы по Нагорному Карабаху, Приднестровью, Южной Осетии. Все эти темы, абсолютно естественные для ОБСЕ, не обсуждаются должным образом и не происходит генерация устраивающих всех без исключения решений. В результате этого ОБСЕ теряет свой авторитет, она больше не является форумом, объединяющим страны и народы, и начинает все больше способствовать их разделению. Нет сомнений в том, что согласованные в рамках ОБСЕ стандарты и обязательства необходимо строго соблюдать и выполнять.
Таким
образом, ОБСЕ нуждается в реформировании
своей структуры и деятельности, так как
другой организации, столь универсальной
по составу участников, не существует
в Европе.