Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ развития российской экономики при вступлении России в ВТО.
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- определить структуру, функции и цели Всемирной торговой организации;
- исследовать порядок вступления во Всемирную торговую организацию;
- оценить Роль ВТО в современной мировой экономике;
- изучить Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защиту национальных интересов России в переговорном процессе;
- провести анализ последствий присоединения России к ВТО;
- оценить последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. ВТО в международном экономическом пространстве..........................5
ВТО: структура функции и цели………………………………...5
Процедура присоединения к ВТО……………………………..11
Роль ВТО в современной мировой экономике………………..15
Глава 2. Основные направления взаимодействия ВТО и РФ…………………18
2.1. Современный этап переговорного процесса России и ВТО и защита национальных интересов России в переговорном процессе.18
2.2. Потенциальные последствия присоединения России к ВТО..24
2.3. Последствия вступления России в ВТО для отдельных секторов и отраслей…………………………….………………...……30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………..37
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - копия.docx

— 87.94 Кб (Скачать документ)

С момента своего формирования Всемирная торговая организация  подвергается постоянной критике со стороны многочисленных общественных институтов. Чтобы противостоять  различного рода негативным высказываниям  в свой адрес, ВТО уделяет серьезное  внимание своему имиджу. В этой связи  обращает на себя внимание то, каким  образом сама организация определяет цели своей деятельности. По материалам официального сайта ВТО, они включают в себя:

1) повышение уровня жизни;

2) обеспечение полной  занятости;

3)  обеспечение роста  реальных доходов и спроса;

4) расширение производства  и торговли товарами и услугами;

5) обеспечение устойчивого  развития и охраны окружающей  среды;

6) создание особых условий  для развивающихся стран.

Следует подчеркнуть, что  положения, направленные, в частности, на повышение уровня жизни в различных  группах стран или обеспечение  полной занятости и рост дохода и  спроса населения, непосредственно  в соглашениях ВТО не прописаны. В то же время основным постулатом для развития современных внешнеэкономических  связей является их либерализация. Предполагается, что страны, снимая чрезмерную защиту с неконкурентоспособных отраслей, будут способствовать формированию справедливых условий хозяйствования, в которых получат преимущества конкурентоспособные предприятия. Это, в свою очередь, будет стимулировать  развитие конкуренции, поиск новых  технологий, рост производительности труда, что должно отразиться на росте  доходов и заработной платы и  занятости в странах, компании которых  в состоянии обеспечить производство продукции с меньшими издержками. Отсутствие ограничений будет стимулировать расширение производства конкурентоспособных компаний и вести к росту международной торговли.

Итак, подытоживая общую характеристику ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основная цель которой  - создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности свои товаров.

 

 

1.2. ПРОЦЕДУРА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО

 

Вследствие постоянной трансформации как условий ВТО, так и самой этой организации, ее члены вступали в нее различными способами и, соответственно, на достаточно сильно различающихся условиях. Именно поэтому, несмотря на то, что положения обязательных соглашений ВТО носят универсальный характер, практическое применение значительной части этих положений имеет особенности, а порой и весьма существенно различаются от страны к стране.

Большинство государств, входящих в состав ВТО в настоящее время, в прошлом были членами ГАТТ. Подписав в этом качестве Заключительный Акт  Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, они успели завершить  свои индивидуальные переговоры о доступе  на рынки товаров и услуг до начала совещания в Марракеше  в 1994 г., на котором было принято решение  о создании ВТО. Для этих стран  вступление в ВТО было наиболее простым: они плавно и практически безболезненно  «перешли» из одной организации  в другую по мере ее трансформации.

Буквально несколько государств присоединились к ГАТТ в том же 1994 г. уже после совещания в  Марракеше. Подписав Заключительный Акт (как данность, так как они не принимали непосредственного участия  в выработке его положений) и  быстро проведя переговоры о национальных списках по товарам и услугам, они успели «вскочить в отходящий  поезд»: начав процедуру присоединения  к мировому торговому сообществу, когда оно существовало еще в  рамках ГАТТ, они закончили этот процесс уже в рамках ВТО. Надо отметить, что это удалось далеко не всем государствам. Некоторые участники  Уругвайского раунда многосторонних переговоров  столкнулись с внутренними трудностями  при ратификации достигнутых  соглашений и, преодолев их, смогли присоединиться к ВТО лишь в 1995 г.

Перечисленные категории  государств (членов ВТО с 1 января 1995 г. насчитывалось 76, в течение 1995 г. к  организации присоединилось еще 36 государств и таможенных территорий1) являются «учредителями» ВТО. Она открыта для вступления не только любого государства, но и любой таможенной территории при непременном условии, что та обладает полной самостоятельностью в выработке и реализации внешнеторговой политики.

Присоединение к организации  происходит на условиях, которые  согласовываются  со всеми заинтересованными членами  ВТО, в рамках достаточно сложной  процедуры, выработанной за более чем  полувековую историю функционирования ГАТТ/ВТО. Опыт показывает, что прохождение  всех ее этапов даже в отсутствие существенных разногласий занимает несколько  лет. Рекорд длительности переговоров  о вступлении в ГАТТ/ВТО поставил Китай, успешно завершивший их через 15 лет после начала.

Процедура присоединения  того или иного государства к  ВТО начинается с подачи правительством заявки на вступление в организацию  и 

 


1Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.68.

 

меморандума, раскрывающего  все аспекты его торгово-экономической  политики, имеющие отношение к  Соглашениям ВТО.

После этого представители  всех заинтересованных членов ВТО (как  правило всех торгово-инвестиционных партнеров вступающей страны и всех стран, планирующих сотрудничать с  ней в будущем) образуют Рабочую  группу по присоединению данной страны к ВТО, которая осуществляет детальное  рассмотрение функционирующего в стране-кандидате  хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного  режима. Универсальным условием присоединения  новых государств к ВТО является приведение не только их национального  законодательства (включая законодательство субъектов федерации для федеративных государств), но и практики правоприменения, а также практики нормативного регулирования  внешнеэкономической и сопряженной  с ней деятельности в полное соответствие с соглашениями Уругвайского раунда. Формально требованиям ВТО;  на практике они, конечно, стремятся реализовать  и собственные внешнеэкономические  интересы, оказывая давление на представителей вступающего в ВТО государства.

Параллельно с рассмотренными заявками в Рабочей группе со всеми  заинтересованными государствами  ее членами проводятся уже двусторонние, а не многосторонние переговоры и  консультации. В отличие от заседаний  Рабочей группы эти переговоры уже  вполне официально посвящены выгодам, которые получают члены ВТО от принятия в эту организацию нового члена. Именно на этом этапе переговоров, как правило, вырабатываются конкретные условия вступления соответствующего государства в ВТО, т.е. уступки, которые  оно делает своим торговым партнерам, уже вступившим в эту организацию, и обязательства, которые оно  берет на себя по отношению к ним.

Наибольшее значение имеют  «коммерчески значимые» уступки  по доступу на рынки товаров и  услуг присоединяющейся страны к  ВТО страны, которые ее представители готовы предоставить заинтересованным членам этой организации, а также полнота и сроки принятия ею на себя обязательств по Соглашениям ВТО.

Как правило, присоединяющаяся к ВТО страна получает те же самые  права, которыми уже обладают члены  этой организации, что существенно  уменьшает возможности применения к ней дискриминационных процедур. Вместе с тем для относительно слабой в экономическом отношении  страны даже стандартные условия  ВТО (особенно с учетом обострения глобальной конкуренции в последнее десятилетие) могут оказаться непосильными. Вступление в ВТО экономически сильной страны, как показал опыт Китая, может  вызвать у членов этой организации  настолько серьезные опасения, что  они не предоставят стране равных с собой прав, закрепляя ее дискриминацию  юридически, уже на уровне условий  ее принятия в члены ВТО.

После завершения многостороннего  обсуждения на Рабочей группе хозяйственного механизма и торгово-инвестиционного  режима вступающего в ВТО государства, с одной стороны, и двусторонних переговоров его делегации с  представителями всех заинтересованных членов – с другой Рабочая группа формулирует основные условия присоединения  данного государства к ВТО.

По итогам ее работы на рассмотрение Министерской конференции или Генерального совета ВТО выносятся следующие  официальные документы:

  • Доклад Рабочей группы, содержащий подробное описание всей совокупности обязательств, которые в результате переговоров берет на себя присоединяющееся к ВТО государство;
  • список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и в области поддержки национального сельского хозяйства;
  • список специфических обязательств по услугам и список изъятий из режима наибольшего благоприятствования;
  • протокол о присоединении рассматриваемого государства к ВТО, юридически оформляющий все связанные с этим договоренности как дву-, так и многостороннего характера.

После того как не менее  двух третей членов ВТО одобрят присоединение  соответствующего государства к  этой организации, его представители  получают право подписать соответствующий  протокол. Государство становится членом ВТО после ратификации всех условий  его присоединения к этой организации  законодательным органом (если, конечно, указанная процедура требуется  по ее внутреннему законодательству).

Таким образом, процесс принятия новых членов в ВТО весьма сложен и включает в себя переговоры по широкому кругу вопросов. Членство в ВТО обычно подразумевает необходимость проведения большого количества изменений и реформ в стране, а также приведение ее законодательства в соответствие с нормами организации.

 

1.3. РОЛЬ ВТО В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

Указанные выше цели деятельности ВТО одновременно показывают и выгоды, которые получают страны от пребывания в этой организации. В самом деле, сокращение пошлин  и прочих ограничений  по взаимной торговле позволяет продавцам  продавать покупателям свои товары и услуги дешевле, тем самым увеличивается  благосостояние народов, участвующих  в ВТО стран. Помимо товаров и  услуг, правила ВТО касаются и  облегчения взаимного доступа инвестиций из входящих в эту организацию  государств на территорию друг друга.

Помимо всего прочего, членство в ВТО предоставляет  возможности входящим в её состав странам обращаться с жалобой  в специальный Орган по разрешению споров в случае, если они считают, что их права в области внешнеэкономической деятельности нарушены действиями других стран-участниц ВТО. Наиболее расхожие взаимные обвинения входящих в ВТО государств – использование демпинга. Демпингом называется политика, при которой предприниматели одной страны продают свои товары и услуги на рынке других стран дешевле, чем на собственном. Делается это практически всегда благодаря государственной поддержке национальных предпринимателей, в основном – в виде специальных экспортных субсидий, а целью такой политики обычно является завоевание рынка другой страны посредством вытеснения конкурентов, включая предпринимателей этой же страны. Правила ВТО трактуют подобную практику как «нечестную», препятствующую свободе торговли, и разрешают в этом случае применение ответных ограничительных мер, а так же повышенных, так называемых «карательных пошлин».

При этом ВТО требует, чтобы  каждый случай обвинения входящими  в эту организацию странами друг друга  в демпинге был доказан  в ходе специальной процедуры, называемой «тестом по причине ущерба внутреннему  рынку», и лишь после этого национальные органы власти государства посчитавшего себя потерпевшим, вправе прибегать  к антидемпинговым мерам.

Далее, как сказано уже  выше, страны-члены ВТО могут не согласиться с такими действиями партнеров, посчитать их надуманными  и обратиться с жалобой в Орган  по решению споров. В свою очередь, решение этой важнейшей в структуре  ВТО  институции уже является окончательным  и обязательным к выполнению всеми  странами членами организации. Один из наиболее ярких и сравнительно недавних примеров такого рода – введение Соединенными Штатами Америки в  марте 2002 года защитных импортных пошлин на ввоз стали и стальной продукции  из стран ЕС, Японии, Китая, Бразилии, а также России и целого ряда других государств. По ситуации, сложившейся на ноябрь  2003 года (когда решение о пошлинах должно было вступить в полную силу), размер пошлин на ввоз стали в США составил бы от 8 до 30%1, что представляет собой очень высокую планку для импортеров и разумеется, делает крайне затруднительной их конкуренцию с американскими производителями аналогичной продукции.

Однако страны-члены ВТО (Китай, Япония и Бразилия), интересы которых пострадали в результате данного необоснованного, по их мнению, решения, подали коллективную жалобу в  соответствующие инстанции ВТО. После продолжительного разбирательства 10 ноября 2003 года ВТО внесла окончательный  вердикт о признании незаконности введенных США в марте 2002 года пошлин. И, хотя правительство США  поначалу поспешило было объявить о  нежелании признавать правомочность  вердикта ВТО, однако после заявленного  намерения Китая, стран ЕС и Японии ввести ответные пошлины на целый  ряд импортируемых из США товаров  последние вынуждены были заявить  о своей первоначальной позиции  относительно вердикта ВТО и о  намерении во исполнение решений  этой организации все же пересмотреть ранее принятое собственное решение  о повышении пошлин на импортируемую сталь.

Таким образом, деятельность ВТО в международной торговле неоднозначна. С одной стороны, она дает преимущества странам-членам ВТО, с другой стороны, за нарушение правил организации она имеет право налагать определенные санкции на стран-нарушителей. В этом проявляется значимость ВТО в мировой торговле.

 

 

 

 


1Архипов А.Ю., Черковец О.В. Глобализация. Интеграция. Россия. Ростов-на-Дону,- 2007. С. 110

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО