Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:35, курсовая работа
Иностранные инвестиции способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкурентоспособности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики. Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
Введение
1. Понятие и сущность иностранных инвестиций
1.1 Понятие инвестиций и их виды
2. Анализ иностранной инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Поступление иностранных инвестиций по типам
2.2 Структура иностранных инвестиций по основным транам-инвесторам
2.3 Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности
2.4 Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения
3. Прогноз иностранных инвестиций на 2009-2011гг
Заключение
Список литературы
Таблица 1
Отраслевая структура иностранных инвестиций
| Всего поступило в I полугодии 2009г | из них прямые инвестиции, млн.долл. США |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 218 | 142 |
Добыча полезных ископаемых | 3704 | 1620 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 2399 | 1502 |
Обрабатывающие производства | 9241 | 1699 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки и табака | 1101 | 138 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | 324 | 135 |
Производство кокса и нефтепродуктов | 1645 | 0 |
Химическое производство | 610 | 74 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 1780 | 266 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 285 | 77 |
Строительство | 345 | 221 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 7995 | 1090 |
Транспорт и связь | 6511 | 206 |
Финансовая деятельность | 1025 | 119 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 2670 | 873 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 43 | 31 |
Отраслевая структура иностранных инвестиций за I полугодие 2009 года в графическом виде выглядит следующим образом:
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности. Тогда как в машиностроение зарубежных инвесторов не допускают.
Отдельно следует отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет крайне неохотно, но где назрела острая потребность в модернизации и реструктуризации. Это связано с необходимостью как повышения общего уровня конкурентоспособности российской экономики, так и решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской техники - все эти сферы обойдены вниманием иностранных инвесторов. Зарубежным партнерам выгоднее ввозить готовую продукцию этих отраслей, производимую во многих странах в избытке, чем создавать конкурентоспособные производства в РФ.
Остальные сферы практически не получают иностранных инвестиций, хотя являются очень важными для экономики страны. Это такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство– их доля в общем объеме поступивших инвестиций колеблется от 0 до 0,5%. А между тем приток инвестиций в эти сферы значительно бы улучшил ситуацию в стране.
Незначительные объемы капиталов, вложенные зарубежными инвесторами в геологоразведочные, геофизические работы, инженерно-техническое проектирование, свидетельствуют о том, что иностранные партнеры делают ставку в основном на использование ресурсов уже разведанных месторождений. А это негативно сказывается на средне- и долгосрочных перспективах добывающей отрасли в целом.
Участие зарубежных инвесторов в финансировании таких приоритетных для нашей страны сфер, как научные исследования и разработки, деятельность с использованием вычислительной техники и информационных технологий, также остается крайне незначительным (на уровне 0,1% всех накопленных капиталовложений).
Итак, по итогам 2008 года наиболее привлекательными для иностранных инвесторов стали оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. А ряд отраслей социального характера (это обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг), сельское хозяйство, можно сказать, не участвуют в притоке иностранных инвестиций.
2.4 Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения
Приток иностранного капитала в любую страну и эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.
Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность российского общества.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:
- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
- неуступчивость российских партнеров, а также
их неадекватная оценка вклада российской стороны;
- неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.
В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.
Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.
Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере.
Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.
Группа The Economist Intelligence Unit (EIU) и Columbia University опубликовали исследование, посвященное перспективам прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире до 2011 года. Авторы исследования ожидают прекращения затяжного спада ПИИ к 2008 году и нового их роста в 2009-2011 годах. Угрозой будущему буму, который, как ожидают аналитики, увеличит ПИИ в Китае и в России, является рост протекционистских настроений — как в развивающихся, так и в развитых странах.
В исследовании "Перспективы мировых инвестиций до 2011 года: прямые иностранные инвестиции и рост политических рисков", подготовленном EIU и Columbia University, на основе оценки макроэкономических, финансовых и политических рисков анализируются перспективы прямых иностранных инвестиций в мире и делается их прогноз до 2011 года.
В 2004-2006 годах после затяжного трехлетнего спада ПИИ в мире снова стали расти впечатляющими темпами. Если в 2003 году ПИИ сократились на 8,8%, то уже в 2004-м выросли на 29,6%. Однако в 2007 году темпы роста инвестиций замедлятся до 10,5% и составят $1 трлн 474 млрд (в 2006 году был зафиксирован рост 37,4%), а в 2008 году снизятся на 4,6% — до $1 трлн 406 млрд. Это, как говорится в документе, произойдет на фоне снижения активности в области слияний и поглощений (основная доля ПИИ приходится именно на них) из-за волатильности на финансовых рынках. Только в первой половине 2007 года, по данным исследования, слияния и поглощения компаний в мире сократилась на 50%. По оценкам Global Legal Group, рынок слияний и поглощений в 2007 году может сократиться на 65-70%.
"Снижение объема слияний и поглощений и ПИИ будет скорее 'мягкой посадкой', чем коллапсом, который произошел в 2001 году", и уже в 2009 году ПИИ снова начнут расти в среднем на 4,5% в год, достигнув $1 трлн 604 млрд в 2011 году. Росту же ПИИ начиная с 2009 года, как считают авторы исследования, основываясь на анкетировании 450 руководителей крупных транснациональных компаний, будут способствовать улучшение деловой среды в мире, технологические изменения, поиск сравнительно дешевых образованных работников и новых менее затратных стран для ведения бизнеса.