Разделы
Польши ( 1772, 1793, 1795)
Первый
раздел Польши (1772г)
Как
было отмечено выше, развитие внутренней
ситуации в Польше после избрания
Станислава Понятовского королем, не укладывалось
в рамки, предписанные ему Россией.
Противоречия по диссидентскому вопросу,
решение которого возлагалось на
«пророссийского» правителя Польши,
привели к обострению отношений
с Российской империей.
Вопрос
о диссидентах оставался открытым.
Всем некатоликам было запрещено
строить новые церкви, отнято право
участвовать в сеймиках для избрания
депутатов на общий сейм. Распоряжением
польского правительства от 1733 г.
диссиденты были отстранены от всех
общественных должностей. Все перечисленных
условия до сих пор оставались
в силе. Отголоском всеобщего участия
европейских держав в судьбе диссидентов
были настоятельные требования дворов
английского, прусского, шведского, датского,
представленные двору варшавскому, о восстановлении
прав диссидентов..На что польские сеймы
отвечали совершенным отказом .Со своей
стороны, правительство Понятовского,
наконец, пошло навстречу требованиям
Петербурга. Король, до сих пор державший
сторону, противную диссидентам, призвал
русские войска на помощь и собрал чрезвычайный
сейм для вторичного рассмотрения дела
диссидентов. (Устрялов, Н.Г. Указ.раб. с
597-599). В начале 1768 года сейм постановил:
1) «грекам-ортодоксам и протестантам евангелических
конфессий» предоставить равные с
католиками права как в религиозной, так
и в гражданской сферах; 2) правлению в
Польше быть избирательному; восстановить
прежние права дворянства; 3)с российским
двором заключить вечный мир и дружбу;
(Договор России и Польши о вечной дружбе
и гарантиях 9 статей в двух актах. \\ Стегний
П. В. Указ. раб. C. 620-626).
Однако
через месяц после окончания
сейма – 12 марта 1768 г. в стране по
существу начинается гражданская война,
в основе которой лежал раскол
польского общества, не желавшего
воспринимать усилившееся влияние
России на внутренние дела государства
и стремление отстоять приоритет
католической веры. Лидеры движения, получившего
название конфедерации, были поддержаны
Австрией и Францией. Так, Австрия
открыто вступает в набирающий обороты
процесс решения польского вопроса.
(Носов Б.В. Указ. раб. С. 75).
При этом
предпосылки для достижения договоренности
с Австрией существовали. В феврале
1769 года Австрия заняла ряд округов
польской Галиции, а в 1770 захваченные
территории были обнесены пограничным
кордоном. Это обнаруживало личную
заинтересованность Австрии в территориях
пограничного государства, на которую
в свое время будут ссылаться
дипломаты в ходе установления конкретных
договоренностей по первому разделу.
При наличии собственных рычагов
влияния на польскую политику и нежелании
оказаться в менее выгодном положении,
чем соседи в случае раздела, это
в последствии послужило основой
для склонения Австрии к участию
в тройственном разделе. Все державы,
участвовавшие в разделе, действовали
в силу понимания ими «рационального
государственного интереса» и в
рамках обычной для XVIII века практике
«округления границ», рассматривали линию
на поддержание соседних государств в
ослабленном состоянии как средство обеспечения
собственной безопасности.
Но
именно из стратегических интересов
Пруссии вытекала инициатива раздела
Речи Посполитой. Тем не менее, стоит
еще раз подчеркнуть, что Пруссия,
ослабленная после Семилетней войны
и войны за Австрийской наследство,
не планировала провоцировать конфликт,
добивалась поставленных целей сугубо
дипломатическими методами.
Очень
важную, если не решающую роль сыграл
геополитический фон развивающихся
событий. Россия вела войну с Турцией.
На сложности военных действий для
России и на важности целей, лежавших
в ее основе, искусно сыграли Пруссия и
Австрия, и это опять же характеризует
роль, занятую Россией в разделе. При рассмотрении,
связь польского вопроса с проблемой достижения
договоренностей о выгодном для России
исходе войны с Турцией позволяет сделать
вывод о том, что взаимоотношения с Польшей
постепенно приобрели роль элемента в
южной политике Екатерины. (Стегний, П.В.
Указ.раб. с.81). Дело в том, что в конфликте
с Турцией приняла участие Австрия, сопротивлявшаяся
оккупации русскими войсками Дунайских
княжеств Молдавии и Валахии, которую
она рассматривала как угрозу собственным
интересам. Сопротивление Австрии могло
отрицательно отразиться на заключении
мира, поэтому привлечение ее к разделу
и стало основой для урегулирования противоречий
с турецкими территориями. (Там же. С. 138-139).
Своеобразный компромисс - уступки со
стороны Австрии по поводу Дунайских княжеств
в обмен на польские территории – сформировали
основу договоренностей Петербурга и
Вены в ситуации раздела (в итоге по условиям
Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года княжества
фактически переходят под протекторат
России).
Приступая
собственно к обстоятельствам раздела,
хотелось бы еще раз подчеркнуть
основные мотивы государств-инициаторов.
Для
Пруссии раздел вписывался в рамки
задолго планируемого объединения
разрозненных земель. Политическая подоплека
вопроса – связанная с сочувствием
проблеме диссидентов, заинтересованностью
установления власти династии Пястов,
а не Веттингов на престоле –
составляло лишь повод для вмешательства
в Польские дела.
Для
России польский вопрос представлялся
гораздо более многогранным. С
одной стороны, это в определенной
мере являлось вынужденным шагом
для удержания контроля над политически
ослабленным, но стратегически важным
регионом. Стратегическая важность Польши
заключалась в том, что она
рассматривалась как плацдарм для
проведения внешней политики, приоритетным
направлением которой Екатерина
II считала черноморско-балканское. Поэтому,
если со стороны Польши поступал отказ
предоставлять свои крепости в условиях
войны с Турцией (как это произошло в ноябре
1768 года, когда русским войскам было запрещено
использовать крепость Каменец-Подольский
как опорный пункт в направлении Молдавии),
в Петербурге это воспринималось как нарушение
сложившихся договоренностей и создавало
стимул силой вернуть себе контроль. Россия
решает присоединиться к агрессивному
наступлению на Польшу для восстановления
своих «прав» там. Россия пыталась пойти
на компромисс с Австрией, чтобы добиться
ее выгодной позиции по отношению к русско-турецкому
конфликту.(Там же. С.95-101).
Изначально
договоренности устанавливались между
Россией и Пруссией, Австрию же
было решено «пригласить присоединиться
в соответствующий момент».Позиция
же Австрии в целом можно охарактеризовать
как необходимый третий элемент,
который нужно было привлечь к
разделу во избежание конфликта.В
целом же ситуация Австрии была такова,
что ее владения были «разбросаны»
по различным регионам Европы и речь
для нее шла о формировании
надежных границ.Главным стимулом для
участия в разделе для Австрии было стремление
не допустить непропорционального по
отношению к себе усиления России и Пруссии.(Там
же. С. 146-147).
В
общем-то, приобретения Австрию не разочаровали.
По условиям раздела ей достались
территории наиболее развитые и населенные:
Восточная Галиция с Львовом
и Перемышлем, но без Кракова.
Россия
получила Восточную Белоруссию и
часть Ливонии.
Пруссия
реализовала важнейшую задачу соединения
Восточной и Западной Пруссии, присоединив
Поморье, Вармию, воеводства Мальборгское,
Хелминское, часть Иноврацлавского,
Гнезенского и Познаньского. Приобретения
Пруссии были наиболее существенными
и соответствующими общей линии
ее внешней политики. (Петербургская
конвенция между Россией и
Пруссией о первом разделе Польши
от 4 января 1772 года, Петербургская конвенция
между Россией и Австрией о
первом разделе Польши от 25 июля 1772
года \\ Стегний П. В. Указ. раб. С. 421 –
428).
Вопрос
о статусе Польши также стал важным
пунктом договоренностей. При урезании
территорий Понятовскому гарантировали
неприкосновенность короны и государственного
устройства. Сохранение польской государственности
отвечало интересам участников раздела
(по крайней мере, на 1772 год), так как
при наличии между ними разногласий
буфер был просто необходим. При
этом русско-польским договором 1775 года
Россия объявлялась единственным гарантом
фундаментальных законов и государственного
устройства. ( Трактат между Ея величеством
императрицею Всероссийской и Его
величеством королем и Речью
Посполитою Польским от 15 марта 1775 года
\\ Стегний П. В. Указ. раб. С. 490 – 507).
Второй
и третий разделы ( 1793, 1795)
В данном
случае, переходя от событий 1772 года к
1793 и 1795, стоит, во-первых, рассмотреть,
какие оставшиеся проблемы легли
в основу продолжения процесса раздела.
Это поможет решить и другую задачу
– объяснить, почему представляется
более предпочтительным рассматривать
все три раздела как этапы
одного события, а не три различных
акта.
При сохранявшемся
доминировании Российского влияния
в государстве, позиции империи
по коренным вопросам стала более
гибкой. Россия отступилась от требований,
которые легли в основу ее вмешательства
в Польские дела в 1772 году.(Там же.
С.177-178). Лояльность России проявлялась
и в отношении идеи преобразований, осуществляемых
в Польше в 1775-1787 годах. Реформы, стимулируя
развития финансовой системы, способствуя
развитию образования, оказали непосредственное
влияние на укрепление национального
самосознания польского народа.
В свою
очередь истинные интересы России в
отношении Польши выступили на первый
план. Став гарантом польской государственности,
Россия воспользовалась своими позициями
для использования ее по «прямому
назначению»: а именно для удовлетворения
своих интересов на юго-западном
направлении. С этой целью Россия
идет на укрепление отношений с Австрией
в борьбе с Османской империей. Вопрос
Польши в данном случае оказался принципиальным,
поскольку от ее готовности предоставить
свои крепости зависел успех кампании.
Таким образом, политика Екатерины II после
первого раздела сосредотачивается вокруг
заключения антитурецких союзов с Польшей
и Австрией, и это окажет непосредственное
влияние на ситуацию.(Там же. С. 182-183).
Для Пруссии
Польша продолжала представлять территориальный
интерес. Не добившись присоединения
Данцига и Торна в 1772 году, она
целенаправленно разрабатывала
планы по «исправлению» этой ошибки.
Данциг и Торн с областями гарантировали
контроль над устьем Вислы, торговой артерии
Польши.(Соловьев, С.М. Указ.раб. с.196-200).
Россия не могла допустить, во-первых,
такого усиления Пруссии, во-вторых, это
означало бы экономическое удушение Польши,
в сохранении «жизнеспособности» которой
Россия была заинтересована. Пруссия начинает
действовать в двух направлениях: пытается
усилить давление на Польшу (прежде всего
на Данциг, который она постепенно берет
под контроль, чем предопределяет предъявление
прав на город). При этом ее политика носит
явно антироссийский характер, поскольку
Пруссия уже сама вынашивает планы добиться
доминирования в Польше (Пруссия предлагает
Польше заключить союзный торговый трактат),
подчинив ее себе и отведя угрозу складывания
русско-австро-польского союза. Новый
прусский король Фридрих Вильгельм II
идет на установление союзнических отношений
с Турцией, чтобы подтолкнуть ее к обмену
территориями, в котором, как он планировал,
приняли бы участие также Россия, Австрия
и Польша. В конечном итоге он планировал
выменять австрийскую Галицию на Данциг
и Торн. Разумеется, это настраивает против
него бывших союзников, тем более что Россию
раздражало его присутствие в Польше.
Отношения были испорчены.Такой фон, разумеется,
привел к расхождению политики Петербургского
и Берлинского дворов и вылился в союз
России с Австрией на почве общих интересов
в Турции. (Там же. С.197-216).
Австрия
была мало заинтересована в территориях
польского региона, рассчитывая
получить земли в западной части
Балканского полуострова для
выхода в Адриатику, поэтому постоянно
и оставалась вовлеченной в отношения
России с Османской империей (Россия
с Австрией даже создали Греческий
проект, чем настроили против себя
государства Европы и, прежде всего,
Пруссию).
В
основном комплекс сложившихся противоречий
вытекал из ситуации первого раздела,
но был ряд объективных политических
факторов, на фоне которых происходили
события.
Во-первых,
Великая Французская революция.
С одной стороны, она оказывает
влияние на процессы внутри самой
Польши. Французские революционные
идеи, быстро распространявшиеся в
Европе, привели к радикализации
позиций польских патриотов, что
осложняло присутствие там Пруссии
и России. В 1772 эти идеи вылились
в гражданскую войну, теперь обострение
националистских тенденций в
совокупности с образовательной
реформой и на волне просвещения
вылились не в гражданскую войну,
а в акт принятия конституции
3 мая 1791 года. (Там же. С.222). В конце 1790
и начале 1791 года польских преобразователей
одушевляло враждебное положение Пруссии
и Англии относительно России по вопросам
турецкого мира. Поляки даже некоторое
время вынашивали план соединения Польши
с Пруссией под одним королем. Но вот приходит
страшная весть, что англо-прусская коалиция
расстроилась, и Польша будет предоставлена
самой себе. Это и послужило поводом к
созданию конституции. Король дал на это
свое позволение. Проект новой Конституции
провозглашает независимость Польши,
конфедерации и liberum veto уничтожаются, избираемость
короля заменялось избираемостью династии,
власть короля усиливалась, при нем создавался
совет «Стражей законов».Некоторая часть
третьего сословия получила избирательное
право, а богатому мещанству был дарован
ряд привилегий.(Соловьев, С.М. Указ. раб.
с.205-209). Конституция к тому же предусматривала
замену династии на престоле в пользу
саксонского ставленника, а это не могло
не возмутить наряду с Россией и Пруссию.
Националистские настроения вылились
еще и в отделение в 1791 году православных
поляков от Русской православной церкви.
Все это создавало крайне неблагоприятный
фон для ослабленной Польши, зажатой между
четырьмя сильными государствами. Следует
отметить, что влияние Французской революции
подтолкнуло Австрию, Россию и Пруссию
к урегулированию отношений в рамках монархической
солидарности. При угрозе разрушения монархических
устоев объединение становилось важнее,
чем соперничество за влияние и территориальные
претензии друг к другу. Таким образом,
коалиция против России на фоне ее усиления
в союзе с Австрией, обернулась коалицией
против опасной Франции. И в этой ситуации
Польше вновь пришлось стать основой примирения
держав. В итоге по условиям конвенции
1793 года Пруссии удалось получить крайне
важные в экономическом плане области.
Это в свою очередь ослабляет Польшу настолько,
что фактически предопределяет последний
окончательный передел. Не будучи прямо
заинтересованной в расширении владений
за счет Польши, Австрия не претендовала
на владения в этом регионе. Однако когда
в итоге фактически раздел состоялся между
Россией и Пруссией, это вызвало конфликт,
который и был урегулирован окончательным
разделом государства. При этом, как уже
было сказано, причина была не в конкретных
нереализованных интересах Австрии, а
в самом факте неучастия в процессе –
и это рассматривалось как потеря позиций.
Приобретения России 1793 года в Правобережной
Украине и Белоруссии были фактически
предопределены фактом ее постоянного
внимания к этому региону. Традиционная
для России подчиненность Польского вопроса
восточному формировала территориальные
интересы, так что к моменту переговоров
у нее были вполне определенные цели. Постоянные
проблемы с польскими крепостями, доступ
к которым слишком зависел от нестабильной
польской политической обстановки, и,
одновременно с тем, их необходимость
для развертывания действий с Турцией,
в общем, сформировали притязания России
на обладание этими территориями. Для
дипломатии Екатерины II черноморское
направление было приоритетным из
данной «триады»: Швеция, Польша, Османская
империя. А урегулирование отношений с
Польшей служило своеобразным путем для
достижения конечной цели. Для Австрии
по условиям второго раздела границы
оказались «сдвинутыми» к востоку, и это
создавало опасность со стороны Турции.
Поэтому из приобретения Галиции для Австрии
следовала необходимость их защищать.
Здесь возникает идея обмена Австрийских
Нидерландов на Баварию. (Стегний, П.В.
Указ. раб. с.273).Потребовав содействия
в получении Баварии, Австрия обрекла
себя на неудачу, поскольку Россия и Пруссия
себя конкретными обязательствами не
связывали. Тем более, Пруссия вообще не
смогла бы поддержать претензии Австрии
на Баварию, поскольку традиционно поддерживала
малые германские государства. Надеясь
на помощь в вопросе Баварии, Австрия отказалась
от первоначальных двух планов. По одному
она получала балканские территории, по
второму – Рейнские. Таким образом, отсутствие
у Австрии интересов в Польше исключило
ее из второго раздела, что она стремилась
компенсировать третьим. И здесь важную
роль опять же сыграл факт нагнетания
революционной опасности, поскольку польские
разделы, обеспечивая согласие между державами,
фактически становится условием существования
антифранцузской коалиции. Второй раздел
обеспечил ее возникновение, третий –
должен был предотвратить ее распад, восстановить
связи между государствами, обеспокоенными
русско-прусским усилением в условиях
всеобщей опасности. Этот факт представляется
основной причиной, по которой разделы
стоит рассматривать как этапы единого
процесса с общими причинами, постоянно
сохраняющимися участниками. (Ключевский
В.О. Полный курс русской истории. //
В.О. Ключевский, М.,1995,Т.III. с.219-223).Три державы
– Россия, Австрия и Пруссия - постоянно
имели точку соприкосновения, где они
должны были действовать сообща – ликвидация
напряженности в пограничных с вновь приобретенными
владениях территориях. А учитывая постоянные
вспышки национально-ориентированных
восстаний, эта точка соприкосновения
для Австрии, России и Пруссии оставалась
актуальной вплоть до окончательного
исчезновения Польши. Ярким примером служит
объединение «перессорившихся» после
раздела 1775 года держав на фоне восстания
Т. Костюшко в 1794. (Стегний, П.В. Указ.раб.
с.363).