Роль Германии в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Цель работы - изучить современное состояние экономики Германии в начале XXI века.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотрение особенностей экономики Германии;
выявление проблем и перспектив ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРМАНИИ - 5 -
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРМАНИИ - 5 -
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ - 9 -
2.1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ - 9 -
2.2 ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - 11 -
3. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - 13 -
3.1 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 13 -
3.1.1 МАШИНОСТРОЕНИЕ - 14 -
3.1.2 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 15 -
3.1.3 ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 15 -
3.1.4 ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 16 -
3.1.5 ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 16 -
3.1.6 МЕТАЛЛУРГИЯ - 17 -
3.1.7 АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 19 -
3.1.8 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 20 -
3.1.9 ТЕКСТИЛЬНАЯ И ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - 21 -
3.1.10 СУДОСТРОЕНИЕ - 22 -
3.2 ДРУГИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ - 23 -
3.2.1 ЭНЕРГЕТИКА - 23 -
3.2.2 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - 25 -
3.2.3 ТУРИЗМ - 26 -
3.2.4 ТРАНСПОРТ - 28 -
3.3 ИТОГИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ - 28 -
4. ГЕРМАНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ - 31 -
4.1 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ - 31 -
4.2 МЕСТО СТРАНЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ - 34 -
4.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ - 35 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 39 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 40 -

Работа состоит из  1 файл

Роль Германии в мировой экономике.docx

— 78.04 Кб (Скачать документ)

Международная конкуренция заставляет немецких производителей усиливать концентрацию производства для более эффективного использования  производственных мощностей и дальнейшего  повышения производительности. Уже  сегодня 60% стали, производимой в Европе, изготавливается 5 основными концернами. Такая структурная организация  позволяет европейцам конкурировать  с Китаем, США, Японией, Южной Кореей. Логика развития отрасли позволяет  сделать вывод, что дальнейшее усиление позиций немецких производителей на мировых рынках возможно за счет стратегических альянсов и слияния корпораций.

Чёрная  металлургия в Германии в настоящее  время уже не является ведущей  отраслью промышленности, её конкурентоспособность  уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает  географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный  район концентрации чёрной металлургии - запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн. тонн чугуна, 40,8 млн. тонн стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские  стальные концерны все более диверсифицируют  профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как  и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и  на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство  центров располагается на побережье. Среди них - Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной - в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

3.1.7 АВИАКОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Несмотря на то, что авиакосмическая  промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике  страны, она имеет стратегически  важное значение. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. В ней совмещены почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная и регулировочная техника, а также техника управления и материалов. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров. Кроме того, они используются во многих других сферах: например, в мобильных системах связи, навигационных системах автомобилей, техническом обеспечении видеоконференций и др.

После некоторого спада в начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3%, военного - 23,1%, космической промышленности - 8,6%. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

3.1.8 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.

Немецкий  рынок продуктов питания предельно  насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев  продуктами питания в настоящее  время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. Развитие отрасли  возможно за счет внедрения инновационных  товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в  России и некоторых странах Восточной  Европы.

Развитие  экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам  немецких демографов к 2020 году население  Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета  населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление  продуктов питания.

Анализируя  структурные изменения потребительского спроса, необходимо отметить повышение  среднего уровня потребления замороженных продуктов на душу населения (26,6 кг); рост потребления минеральной воды (97,1 л.); молока (рост объемов производства 1,8%); фруктов и овощей, а также рост популярности безалкогольного пива, несмотря на то, что общее потребление пива в Германии падает: 127,5 литров в 1999 году против 138 литров в 1994 году.

В табачной промышленности наблюдается изменение  структуры рынка, все большую  долю которого занимают легкие сигареты (33% против 20% в начале 90-х годов). Общее  потребление табачных изделий в  странах ЕС снижается. Так, в 1999 году в Германии выкурено 173,3 млрд. шт. сигарет, что почти на 15% ниже уровня начала 90-х годов.

Основные внешнеэкономические  партнеры Германии на рынке продуктов  питания - страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота  отрасли, благодаря похожим потребительским  привычкам и близости европейских  стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные  потребители немецкой продукции, особенно молочных продуктов, кондитерских изделий, мяса и пива. Однако, чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный период экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. Показательно в этой связи, что эти регионы приобретают все большее значение как объекты вложения ПИИ немецкими производителями продуктов.

3.1.9 ТЕКСТИЛЬНАЯ И ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные тенденции  глобализации в мировой экономике. Большинство работ немецкой текстильной  и швейной промышленности практически  осуществляется в других странах, переносится  в страны с меньшей стоимостью труда, с последующим импортом готовой  продукции. Всего 20% одежды, проданной  в Германии, произведены на ее территории: за границей производится 95% мужских  брюк, реализуемых в ФРГ, 85% блуз и жакетов, а также почти все рубашки среднего ценового диапазона. Наличие квалифицированной рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к западноевропейскому рынку - факторы, способствующие вынесению большей части производства в страны Центральной и Восточной Европы. В итоге, корпоративное взаимодействие немецких производителей формирует преобладание промежуточных товаров в экспорте отрасли, а конечных - в импорте.

Основные  рынки продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе. Немецкие производители ориентируются  на высококачественную и дорогостоящую  продукцию. Благодаря благоприятной  потребительской среде во Франции, странах Бенилюкса, Австрии и  Швейцарии можно ожидать роста  экспорта в отрасли. Вместе с тем, размещение производственных мощностей  преимущественно за границей ведет  к потере рабочих мест в самой  Германии.

Оживление деловой активности в  отрасли можно ожидать после  уменьшения налогов, которое запланировано  в Германии на 2001 год. Это приведет как к росту объемов производства, так и к незначительному росту  цен производителей (в пределах 1-2%), что также обусловлено конъюнктурой рынка в Германии и странах  ЕС.

3.1.10 СУДОСТРОЕНИЕ

Германия является одной из ведущих  европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для  судостроения здесь занимаются более 1 млн. рабочих. Прямые поставки комплектующих  смежных отраслей судостроения выполняют 350-400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2009 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку  заказы собственных германских ВМС  не в состоянии полностью загрузить  имеющиеся мощности, кораблестроение  страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие  результаты показали в 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов  для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались  лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос  на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион  евро. Самые большие и мощные верфи  страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lürssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

3.2 ДРУГИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

В экономике Германии не маловажную роль также играют сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы  услуг, которая сегодня почти  догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие  позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а  также технологии по использованию  возобновляемых источников энергии  и экологически чистые технологии.

3.2.1 ЭНЕРГЕТИКА

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми  европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает  скудность собственного сырья и  необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион - уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Ещё в 1997 году 52% объёма собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% - ядерной энергией, 4% - гидроэнергией, 9% - природным газом и 1% - нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое  место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2%.

Важнейшими  каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд. тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73%, к 2001 г. она снизилась до 13%.

Доля  нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко  увеличившихся в 1970-е годы цен  на нефть. В 2001 г. она составила 38,5%. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году - 21,5%, причем эта цифра постоянно возрастает.

Значительную  часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации  как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости  учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии. В 2000 г. доля ВИЭ составила всего 2,1%. К 2010 г. федеральное правительство намерено увеличить этот показатель как минимум до 4,2%. Самые мощные энергетические концерны: E.ON, RWE, EnBW и Wintershall.

3.2.2 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия  – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке  Нижней Саксонии. Небольшие фермы  преобладают в Центральной и  Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24% от общей численности самодеятельного населения в 1950 г. до 2,4% в 1997 г. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.

Информация о работе Роль Германии в мировой экономике