Роль ВТО в регулировании международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее роль в регулировании международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...5
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………5
1.3 Основные соглашения и принципы ВТО…………………………...…...9
Глава II. Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика…..………….12
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….17

Заключение……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

роль ВТО.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра: «Мировая экономика»

Дисциплина: «Международные экономические отношения»

       
       
      КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему:

    «Роль ВТО в регулировании международной торговли» 
     
     
     
     
     

      Иркутск 2007 

План

Введение………………………………………………………………………     3           

Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли

      1.1 История создания ВТО…………………………………………………...5

      1.2 Структура ВТО……………………………………………………………5

      1.3 Основные соглашения и принципы ВТО…………………………...…...9

Глава II. Всемирная торговая организация и ее роль в мировой экономике

      2.1 Всемирная торговая организация  и мировая экономика…..………….12

      2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….17 
 

Заключение……………………………………………………………………….24   

Список литературы ……………………………………………………………...26 

 

    Введение

    Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимозависимости  между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределили необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений объединенными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мирового хозяйства зародилось еще до второй мировой войны. Однако серьезным фактором в мировой экономике оно стало лишь в послевоенные годы.

    Межгосударственное  регулирование международных отношений  — это совокупность добровольно  принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

    В настоящее время в мире насчитывается  около 300 международных торгово-экономических  организаций с широким и узким  составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

    ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран- членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.

    Всемирная Торговая Организация - это организационный  межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

    Моделью, на основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО.

    ВТО во многом - более жесткое по характеру  создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное  рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС).

    Но  одно направление уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.

    Цель  настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися  направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее роль в регулировании международной торговли.

 

      

    Глава I. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании мировой торговли

    1.1. История создания  ВТО

    ВТО, как уже отмечалось, родилась на основе хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда.

    15 апреля 1994 года в городе Марракеше  официальный документ о завершении  переговоров - Заключительный акт,  был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение  об учреждении Всемирной Торговой Организации - ВТО.

    Соглашение  о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены  ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в  торговле товарами и услугами. Перечни  этих обязательств также входят в  качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.

    Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут  быть очерчены перечнем документов, приложенных  к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной "архитектуре" пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.

    Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.

    Соглашение  об учреждении ВТО, включающее три главных  правовых документа1:

    Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как  часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие  в это новое ГАТТ ряд договоренностей  и соглашений (часть из которых  имелась ранее, но в новой редакции);

    Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной  частью ВТО;

    Соглашение  о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - третья составная часть  ВТО.

    Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.

    В 1998 году в Женеве отмечался золотой  юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через  механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.

    1.2. Структура ВТО

    ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

    "Главные  задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на июль 2007 г. насчитывалось 151, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств"2.

    Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

    Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Еще одна Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров - первый раунд в рамках ВТО. Он получил название "Раунд развития". В программу переговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Пятая Министерская конференция ВТО состоялась в г.Канкуне (Мексика) в декабре 2001 года. Конференция, таким образом, завершилась в целом безрезультатно. Ее единственным успехом можно считать прием в члены ВТО двух наименее развитых стран - Камбоджи и Непала. В Гонконге в декабре 2005 года открылась шестая министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО), на которой обсуждались меры по дальнейшей либерализации мировой торговли в рамках так называемого Дохийского раунда, начатого в Катаре в 2001 году. Участники договорились об отмене всех экспортных сельскохозяйственных субсидий к 2013 году.

    В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

    Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

    Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В  его составе находятся Комитет  по торговле финансовыми услугами и  Рабочая группа по профессиональным услугам.

    Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

    Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

    Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор. Секретариат ВТО, в отличие  от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более тридцати3.

Информация о работе Роль ВТО в регулировании международной торговли