Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:29, реферат
Торгово-экономические отношения. Политическое развитие Курильской проблематики. Перспективы партнерства России и Японии.
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Российско-японские
отношения на современном этапе
(2000 – 2010гг.)
Новосибирск, 2010
Введение
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Довольно широко распространено мнение, что отношения России и Японии не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития.
Отдельные достижения
в сфере торгово-экономических
связей, например, вспыхнувший в
последнее время интерес
Однако для того, кто обладает полной и объективной информацией о динамике развития российско-японских связей, очевиден упрощенческий характер вышеприведенных оценок.
За короткий период, начиная по сути дела с лета 1997 года, когда премьер-министр Японии Рютаро Хасимото выступил с новой доктриной «по улучшению японо-российских связей с целью установления нового сотрудничества между двумя странами»; удалось создать новые отношения, которые по широте, глубине и интенсивности контактов не имеют аналогов во всей истории взаимодействия России и Японии. 1
Московская декларация, подписанная 13 ноября 1998 г. Президентом Б.Ельциным и премьер-министром К.Обути, поставила в качестве важнейшей задачу установления между двумя странами «долгосрочного созидательного партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества». Можно с полным основанием утверждать, что эта задача решается и хотя порой не без труда, но вполне конкретно. Не случайно, через четыре года в январе 2003 г. Президент В.Путин и премьер-министр Дз.Коидзуми, принимая российско-японский План действий, констатировали тот факт, что российско-японские связи «достигли самого высокого за всю историю их развития уровня».
Почему это стало возможно?
После распада Советского Союза в Японии не спешили делать окончательные выводы о том, по какому пути пойдет развитие России. Потребовалось более пяти лет, прежде чем японская политическая элита определилась – изменения в России приняли необратимый характер, ныне Россия разделяет общие с Японией и другими западными демократиями ценности. Успех преобразований в России отвечает интересам всего демократического международного сотрудничества, включая Японию. Россия принята в «клуб» развитых государств и для Японии появляется немало полезного от взаимодействия с Россией в рамках «восьмерки».
Во-вторых, в условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности, прежде всего в наиболее чувствительном для японских интересов регионе Северо-Восточной Азии.
В-третьих, стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу, в т.ч. и военную, своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».
В-четвертых, в японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.
Наконец,
было признано нецелесообразным жестко
ставить развитие с Россией в
практических областях в зависимость
от решения территориальной
Торгово-экономические отношения
Торгово-экономические отношения России с Японией регулируются (на основе правопреемства) советско-японским Торговым договором от 6 декабря 1957 г., предусматривающим взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации. Срок его действия продлевается автоматически. Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень. Рассмотрим эти отношения на современном этапе.
Япония является одним из важнейших торговых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, занимая второе место по объему товарооборота после КНР. Вместе с тем двустороннее взаимодействие в сфере экономических связей по своему уровню пока не соответствует имеющемуся у обеих сторон потенциалу, характеризуется неравномерностью развития, структурным дисбалансом (российский экспорт значительно превышает импорт из Японии). Доля России в японском экспорте составила в 2003 г. лишь 0,4%, импорте - 1,1%, общем объеме внешней торговли - 0,7%. На долю Японии в российской торговле приходится около 2%.3
С 2003 г. наблюдается существенный рост взаимной торговли. Объем товарооборота между Россией и Японией по итогам года возрос на 42% и составил 5,96 млрд. долл., превысив рекордный уровень 1995 г. (5,9 млрд. долл.). Российский экспорт увеличился на 29%, а импорт - на 86%. Эта тенденция сохраняется и даже усиливается в текущем году - за первые пять месяцев объем торговли возрос на 43,3%, экспорт - на 23,6% импорт - на 102,2%. В итоге, по предварительным прогнозам, общий товарооборот в 2004 году может стать рекордным за весь период российско(советско)-японских отношений, превысив уровень в 7 млрд. долл.
Товарная структура российского экспорта в Японию в целом за последние годы не претерпела существенных изменений: цветные и драгоценные металлы (36% стоимостного объема экспорта), рыба и морепродукты (около 24%), лесоматериалы (14%). Вместе с тем заметно возросли поставки на японский рынок минерального сырья и топлива - угля, нефти и нефтепродуктов (по итогам 2003 г. их доля составила 21%).
В импорте из
Японии преобладает машинно-
Для содействия российским реформам японское правительство в 1991-93 годах приняло программу предоставления России экономической помощи на общую сумму 5,5 млрд. долл. В нее вошли, в частности, кредиты Экспортно-импортного банка Японии (с октября 1999 года - Японский банк международного сотрудничества) в сумме 1,2 млрд. долл. для реализации ряда инвестиционных проектов, а также несвязанный кредит на сумму 1,5 млрд. долл. для содействия российским реформам, а также средства из лимита японского государственного страхования внешнеторговых сделок в 1,8 и 1,1 млрд. долларов, значительная часть которых осталась по различным причинам неиспользованной.
Общий накопленный объем японских инвестиций в российскую экономику по состоянию на 1 января 2004 г. составил 1,9 млрд. долл. По этому показателю Япония занимает восьмое место в списке стран-инвесторов. На долю прямых японских инвестиций приходится 1,353 млрд. долл. (шестое место в списке). Приток японских инвестиций в экономику Российской Федерации в 2003 г. составил 1,005 млрд. долл. (в 2002 г. - 441 млн. долл., рост на 127,8%).4
При этом основная доля инвестиций (905 млн. долл.) концентрируется в российском топливно-энергетическом комплексе, который все более берет на себя роль «локомотива» двустороннего экономического сотрудничества в целом.
В энергетической сфере к числу наиболее перспективных направлений относится реализация сахалинских нефтегазовых проектов (“Сахалин-1” и “Сахалин-2”), в которых принимает участие ряд японских компаний (совокупный объем японских инвестиций в эти проекты к настоящему времени оценивается более чем в 1,5 млрд. долл.). Планируемый суммарный объем инвестиций всех участников проекта “Сахалин-1” превышает 12 млрд. долл., “Сахалин-2” - 10 млрд. долл.5
В стадии проработки
находятся новые
В последнее время все большее внимание, в том числе международное, привлекает проект строительства тихоокеанского нефтепровода по территории России общей мощностью около 80 млн. тонн в год. Японская сторона активно лоббирует этот проект, предлагая предоставить значительные финансовые средства для его реализации (общая стоимость, включая развитие месторождений, превышает 10 млрд. долл.).
В 2004 г. российской стороной разработан проект долгосрочной Программы сотрудничества в области энергетики, который в настоящее время находится на рассмотрении японской стороны.
Созданы серьезные предпосылки для начала реализации крупных проектов в области мирного использования атомной энергии, таких как осуществление проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР), а также продолжение научно-исследовательского сотрудничества по реакторам на быстрых нейтронах. Начата реализация проектов в рамках японской программы содействия России в утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота.
В последнее время японской стороной были предприняты шаги по смягчению в отношении России условий внешнеторгового страхования. Начали использоваться новые формы сотрудничества в кредитно-финансовой области. В марте 2002 г. Внешторгбанком России без гарантий со стороны Правительства Российской Федерации был получен кредит Японского банка международного сотрудничества (ЯБМС) и еще трех японских коммерческих банков на сумму 8 млрд. иен (свыше 60 млн. долл.) сроком на 5 лет для закупок японского оборудования. В июне 2003 г. в этих же целях было подписано соглашение (также без гарантий со стороны Правительства России) о предоставлении Московскому международному банку кредита ЯБМС и Банка “Токио-Мицубиси” в объеме 3 млрд. иен (20 млн. долл. США) сроком на 5 лет. Весной с.г. была достигнута договоренность об открытии кредитной линии ЯБМС компании «Ростелеком» общим объемом до 50 млн. долл.
Вопросы торгово-экономических связей занимают одно из центральных мест в диалоге на уровне руководителей двух стран. 3-5 сентября 2000 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Японию. В ходе визита была подписана «Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между Российской Федерацией и Японией», открывающая возможности для широкомасштабного сотрудничества двух стран в XXI веке.
9-12 января 2003 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Японии Дз.Коидзуми в Россию. В ходе визита руководителями двух стран был принят «Российско-Японский план действий», в котором отражены итоги развития связей за последний период и поставлены конкретные задачи по дальнейшему углублению всестороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере.
Важным импульсом для дальнейшего развития экономического взаимодействия между Россией и Японией по ряду ключевых направлений стал состоявшийся 15-17 декабря 2003 г. официальный визит в Японию Председателя Правительства Российской Федерации. В частности, в ходе визита была достигнута договоренность о создании совместной Организации по содействию торговле и инвестициям, обсуждены вопросы российско-японского сотрудничества в освоении нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и строительстве нефтепровода до тихоокеанского побережья России, согласованы вопросы, касающиеся продолжения работы по подготовке двустороннего документа о долгосрочном сотрудничестве в области энергетики. Было отмечено наличие хороших возможностей для интенсификации сотрудничества по таким направлениям, как мирное использование атомной энергии, освоение космоса, связь и телекоммуникации, транспорт.
Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность учрежденной в 1994 г. Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК) и двух ее Подкомиссий. К настоящему времени было проведено шесть заседаний МПК (последнее состоялось в Москве 14 октября 2002 г.)- Очередное заседание планируется провести в 2004 г. в Токио.
29 июня 2003 г. во
Владивостоке состоялась
Информация о работе Российско-японские отношения на современном этапе (2000 – 2010гг.)