Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:42, реферат

Описание

Оценивая с позиций такого рода место и роль нашей страны в современной мировой экономике и политике, можно сказать, что Россия в очередной раз переживает один из сложнейших этапов своего существования и развития. Некоторые зарубежные политологи уже вывели Россию из разряда ведущих стран мира и даже ставят под сомнение ее дальнейшее существование как единого федеративного государства. Однако тенденции распада, начавшиеся еще во времена СССР (распад Варшавского договора, СЭВ, затем самого СССР), к сожалению, очень опасны и для современной России. Распад СССР, великого евразийского государства, вылился для Российской Федерации в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Если исходить из границ бывшего СССР, то Россия оказалась далеко "отодвинутой" на северо-восток, вглубь Евразийского материка. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер России, несмотря на то что она омывается тремя из четырех мировых океанов - Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим.

Работа состоит из  1 файл

Оценивая с позиций такого рода место и роль нашей страны в современной мировой экономике и политике.docx

— 25.89 Кб (Скачать документ)

Россия  в мировой экономике  к началу 21 века - что впереди

Оценивая с  позиций такого рода место и роль нашей страны в современной мировой  экономике и политике, можно сказать, что Россия в очередной раз  переживает один из сложнейших этапов своего существования и развития. Некоторые зарубежные политологи уже  вывели Россию из разряда ведущих  стран мира и даже ставят под сомнение ее дальнейшее существование как  единого федеративного государства. Однако тенденции распада, начавшиеся еще во времена СССР (распад Варшавского договора, СЭВ, затем самого СССР), к сожалению, очень опасны и для современной России. Распад СССР, великого евразийского государства, вылился для Российской Федерации в огромные геополитические потери и существенно ухудшил возможности ее взаимодействия с мировым хозяйством. Если исходить из границ бывшего СССР, то Россия оказалась далеко "отодвинутой" на северо-восток, вглубь Евразийского материка. Более отчетливо стал проявляться континентальный характер России, несмотря на то что она омывается тремя из четырех мировых океанов - Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его воды труднодоступными для регулярного коммерческого судоходства. Слабость развития транспортных инфраструктур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтики и Черного моря, более сложной стала ситуация на закрытом Каспийском море. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери по незамерзающим портам. При скоропалительном дележе бывшей союзной собственности Российской Федерации досталась непропорционально малая часть морского флота СССР. Железнодорожные, автомобильные магистрали и трубопроводы России на запад и юг в настоящее время проходят по территории (а авиатрассы - в воздушном пространстве) зарубежных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации. Огромные потери понесла Россия в целом в связи с распадом единого союзного экономического, информационного, научно-технического, образовательного, культурного пространства.

Собственной экономико-географической реальностью России является тот  факт, что 2/3 ее территории приходится на районы Крайнего Севера и приравненные к ним зоны с суровыми климатическими условиями. Поэтому только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для  вызревания зерновых культур. Жизнеобеспечение на обращенных к северу российских равнинах требует повышенных энергетических затрат. Выявилась явно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, некоторыми цветными и редкоземельными  металлами, многими техническими культурами и готовыми изделиями производственного  и личного потребления. В значительной степени оказались свернутыми и  даже разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи, формировавшиеся  в течение десятилетий в рамках единого народнохозяйственного  комплекса СССР. Перечень подобных потерь можно продолжать достаточно долго.

И все это  происходило именно в тот период, когда в мировой экономике  активно разворачивались процессы глобализации, ведущие транснациональные  корпорации отвоевывали себе все  новые сегменты мирового рынка товаров  и услуг, шел процесс интеграции финансовых рынков, формировалось и  развивалось мировое информационное пространство. В то время как шел  развал единого экономического пространства бывшего СССР, по соседству с Россией, в Европейском Союзе, начался  переход к высшей фазе международной  экономической интеграции, к единой валюте. В этом смысле 90-е годы оказались во многом потерянными для нашей страны, а по некоторым позициям имело место "движение вспять".

Однако все  эти негативные геополитические  и геоэкономические обстоятельства были осознаны руководством страны лишь после того, как Россия пустилась в собственное независимое плавание в бурных водах современной мировой политики и экономики. Развернуться в обратном направлении было уже практически невозможно, а институты Содружества Независимых Государств (СНГ) не обеспечивали интенсивного экономического взаимодействия, скорее имитируя интеграционное сотрудничество, нежели осуществляя его на деле, в то время как падал взаимный товарооборот, инвестиции, разрушались кооперационные связи.

Конечно, 90-е  годы явились и периодом, пусть  весьма противоречивым, рыночной трансформации  экономики нашей страны. За эти  годы была сформирована целая система  рыночных институтов (система коммерческих банков, фондовый рынок со своими институтами, рынок страховых услуг и т.д.). Но при этом общемировое развитие было далеко не безоблачным. Достаточно вспомнить финансовый кризис, начавшийся в 1997 г. и прокатившийся затем  по целым регионам мира. Усилились  межстрановые противоречия при укреплении прежде всего позиций США (особенно во внешнеполитической сфере). Начали проявляться кризисные явления в общей системе международных экономических и политических отношений. Подвергается сомнению та роль, которую играют такие авторитетные институты, как ООН, МВФ, ВТО. И именно в этот период стремительных изменений в мировой экономике и политике, когда на новой финансовой и информационной базе в этих сферах начался фактически новый "большой передел", Россия вошла в глубокий системный кризис.

Во многом драматический  и долговременный характер для России несут в себе разрушительные последствия  непродуманного и непоследовательного  реформирования российской экономики (общий экономический спад, утрата действенных рычагов управления со стороны государства, утечка капитала, нарастающий внешний долг и угроза реального дефолта, структурные  проблемы во внешней торговле, прежде всего усиление сырьевого характера  экспорта, социальная незащищенность и обнищание основной массы населения  страны, его демографическая деградация и др.). В результате (исходя из оценок по паритету покупательной способности) в 1999 г. доля России в мировом ВВП составляла 1,5%, и если даже до 2015 г. темпы экономического роста в стране составят в среднем 5% (что весьма сомнительно), то и в данном случае удельный вес России к концу указанного периода составит около 1,8%. При этом по общему объему ВВП страна в лучшем случае переместится с нынешнего 15-го на 13-е место в мире, а по производству ВВП на душу населения будет замыкать шестой десяток среди всех стран мира, разделив 69-е место с Сирией (к концу 1999 г. РФ по этому показателю находилась на 71?м месте) В современной ситуации нашей стране приходится (впрочем, как обычно) решать одновременно сразу несколько сложнейших задач: выход из затянувшегося экономического кризиса, системная трансформация, структурная перестройка экономики и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Проблема во многом состоит во взаимосвязанности указанных задач, когда одну из них невозможно решить без решения другой, сопряженной с нею задачи.

Безусловно, стратегической для России остается задача участия  в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена, восстановления своих позиций если и не как великой державы, то по крайней мере как страны, обладающей и реализующей свой собственный солидный потенциал развития и потому осуществляющей собственную, основанную на национальных интересах внешнюю политику. Впрочем, когда сегодня говорят о проблемах "вхождения" России в мировое хозяйство, допускается, на наш взгляд, существенная ошибка. В настоящее время чертами этого "качества" нахождения нашей страны в мировом хозяйстве являются: значительный внешний долг, крайне низкий уровень привлекаемых в страну иностранных инвестиций, нерациональная структура внешнеэкономических связей (прежде всего экспорта с превалированием в нем топливно-сырьевых и энергетических компонентов), их недостаточная диверсифицированность в товарном и страновом аспектах (когда экспорт и импорт сконцентрированы на относительно ограниченном круге товаров и стран-партнеров), утечка отечественного капитала, невысокий уровень государственного контроля за процессами, протекающими во внешнеэкономической сфере, неопределенность отношений со многими странами СНГ (за исключением, пожалуй, только отношений с Белоруссией).

С другой стороны, в течение 90-х годов Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития, организацию  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), заняла место  СССР в Европейском банке реконструкции  и развития, была принята в Парижский  клуб стран-кредиторов, с 1997 г. начало действовать  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (хотя затем взаимоотношения  со странами Европейского Союза ухудшились), продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведется постоянная работа по урегулированию внешнего долга.

Хотя при анализе  места и роли России в мировой  экономике мы в основном исследуем  внешнеэкономическую сферу, тем  не менее ясно, что корни решения всех этих проблем лежат внутри нашей собственной отечественной экономики и связаны с общеэкономической ситуацией в стране (увы, не лучшую роль играют при этом и внутриполитические коллизии, которые все эти годы так или иначе проявлялись в России). Поэтому кардинальные решения следует искать в принципиальном выборе той основанной на реалиях модели экономического развития, которая была бы наиболее эффективна для нашей страны и в максимальной степени учитывала весь комплекс факторов, действующих как во внутренней, так и во внешнеэкономической сферах. Шагнуть в мировую экономику ХХI века и занять в ней достойное место Россия сможет, только существенно повысив эффективность внутренних факторов развития и реализовав этот эффект во внешнеэкономической сфере. Как правильно говорят специалисты по глобальной экономике, глобальная экономика начинается внутри страны.

С учетом отмеченных обстоятельств центральной для  нашей страны задачей становится всемерная поддержка и реализация отечественного научного и инновационного потенциала. Действительно, сегодняшняя реальность мирового хозяйства такова, что страны, которые не обладают собственным научным, инновационным потенциалом или которым не удается (или им не дают) этот потенциал реализовать, вынуждены вступать в отношения неэквивалентного внешнеэкономического обмена, фактически выплачивая монопольную ренту производителям наукоемких товаров за счет реализации своих, составляющих национальное богатство природных и человеческих ресурсов. С учетом последствий финансового кризиса августа 1998 г. экономические результаты 1999 г. оказались относительно неплохими: по оценкам, рост ВВП достиг 2%, а промышленного производства - около 8% (правда, по сравнению с докризисным 1997 г. промышленный рост составил менее 2,5%). Те факторы, которые действовали до середины 1999 г. (девальвация рубля, относительная стабильность цен естественных монополий, улучшение мировой конъюнктуры по основным экспортным товарам), к началу 2000 г. себя в значительной степени исчерпали. Однако осенью 1999 г. проявились факторы роста, связанные с расширением потребительского спроса и производным от роста доходов предприятий повышением инвестиционной активности в некоторых отраслях (в химической промышленности, машиностроении, лесной и целлюлозно-бумажной, медицинской промышленности, на транспорте). При этом главным реальным ресурсом, от эффективности использования которого, собственно, и зависят перспективы экономики России, являются доходы экспортеров. Эти доходы сформировались в результате девальвации рубля, повышения мировых цен на основные товары российского экспорта и относительно умеренной динамики цен естественных монополий. По имеющимся оценкам, указанные дополнительные доходы составили 15-17 млрд дол. (в том числе в нефтедобыче - 7-8 млрд дол., в газовой промышленности - около 1 млрд, в металлургической промышленности - 3,4 млрд, лесной и химической промышленности - около 4 млрд дол.) Ситуация же такова, что рентабельность отечественного экспорта в значительной степени проистекает из того факта, что издержки предприятий-экспортеров формируются по внутренним ценам, а получаемая ими выручка - по ценам мировой торговли. Вне всяких сомнений, эти отрасли нуждаются в коренной модернизации, для которой, по оценкам, нужно примерно в два раза увеличить объем инвестиций. Но профинансировать такие вложения можно только подняв внутренние цены на сырьевые ресурсы и оставив при этом весь девальвационный выигрыш у себя. Однако в этом случае произойдет значительное обособление экспортного, прежде всего топливно-сырьевого сектора экономики страны, усилится его собственная включенность в мирохозяйственные связи, резко сократятся потребительские расходы и расходы на социальную сферу, печальной будет судьба ориентированных на внутренний рынок "неконкурентоспособных" отраслей и производств.

Реализация такого сценария представляется достаточно сомнительной прежде всего потому, что она будет зависеть от изменений реального курса рубля. В ситуации укрепления рубля поддерживающие конкурентоспособность топливно-сырьевого сектора инвестиции потребуют значительно больше средств, чем в ситуации "удешевления" рубля. Изменение реального валютного курса будет определяться как объективными обстоятельствами (изменение мировых цен на топливно-сырьевые ресурсы, а значит, и изменения в торговом балансе страны, выполнение наших обязательств по внешнему долгу, что оказывает соответствующее воздействие на централизованный спрос на валюту на внутреннем рынке, и др.), так и субъективными обстоятельствами, роль которых в России традиционно весьма велика.

Конкретная социально-экономическая  и политическая ситуация в стране может заставить идти по другому  варианту экономической политики, ориентированному на обеспечение соответствующего уровня потребления населения. В этом случае на передний план выходят отрасли  и производства, ориентированные  на внутренний рынок, а также регионы  России, несущие основную социальную нагрузку. Производители сырьевых и  энергетических ресурсов сохраняют  на низком уровне цены на внутреннем рынке, фактически тем самым субсидируя отечественных производителей конечной продукции. В своей бюджетной политике государство при реализации такого сценария экономической политики для поддержания своих социальных расходов должно будет увеличивать экспортные пошлины, акцизы и налоги на прибыль, а предприятия-производители индексировать заработную плату по мере роста инфляции.

Такой сценарий мог бы иметь свои перспективы  в случае, если бы конечные отрасли  российской экономики могли эффективно реагировать на расширение внутреннего  спроса. Однако, к сожалению, в настоящее  время конкурентоспособность основной массы отечественных предприятий, производящих конечную продукцию, невысока, они нуждаются в оборотном  капитале. В сложном положении  находятся многие предприятия аграрно-промышленного  комплекса страны. Если бы мы имели  иную ситуацию, то вполне могла бы быть реализована концепция импортозамещения, связанная с девальвацией рубля. Иными словами, в этом случае мы могли бы получить эффект "проедания" девальвационного ресурса, причем все еще в значительной степени на основе потребительского импорта. Пойти по такому пути означает упустить шанс технологического обновления отраслей российской экономики, остаться в рамках конструкции инновационно-технологической "ловушки" и неэквивалентного внешнеэкономического обмена, в которую фактически загнана в настоящее время Россия, а в результате снова вернуться к ситуации стагнации, только в еще более худшем варианте.

Информация о работе Россия в мировой экономике к началу 21 века - что впереди