Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:12, реферат
Таким образом, интеграционные процессы в Северной Америке развиваются уже несколько десятков лет. Вопрос интеграции североамериканских государств, в первую очередь Канады и США, имеет давнюю историю. В силу экономико-географического положения их хозяйственное сближение началось еще на заре индустриализации обеих стран, в середине прошлого века.
Введение 3
Глава 1. Создание НАФТА 5
1.1. Предпосылки создания НАФТА 5
1.2. Цели и задачи НАФТА 6
1.3.Основные положения трехстороннего договора (НАФТА) 7
Глава 2. Влияние НАФТА на экономическое развитие стран-членов 11
Глава 3. Проблемы НАФТА 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи с национализацией промышленности оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования потребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.
Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления. Одним из достижений НАФТА является снятие целого ряда ограничений и требований для иностранных инвесторов (которые имели место в Мексике):
* обязательный экспорт определенного количества товаров и услуг, обязательное использование отечественных товаров и услуг,
* обязательная передача технологий.
Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и Мексики получают следующие права с целью более свободного ведения дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.
Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60%. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно соответствовать объективным критериям и создавать условия для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США.
В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы: по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.
Глава 2. Влияние НАФТА на экономическое развитие стран-членов
Во многом результаты интеграции связаны с целями, которые страны-члены ставили при вступлении в НАФТА. Так для США таковыми являлись:
усиление и стабилизация своего южного соседа в целях создания там свободного режима инвестирования, получения доступа к дешевым трудовым и нефтяным ресурсам, решения политических проблем нелегальной иммиграции из Мексики в США, распространения наркотиков и в целом политической нестабильности;
создание рыночно-ориентированной демократии в регионе и приращение геополитической мощи США
склонение партнеров в Европе и Азии к компромиссам на переговорах Уругвайского раунда путем форсирования соглашения НАФТА и др.
Важнейшим аргументом американцев, выступающих за подписание НАФТА, был высказанный еще Дж. Бушем 12 августа 1992 г.: “НАФТА создаст рабочие места и даст импульс росту экономик во всех трех странах.” Он отметил, что более 600 тыс. американцев уже заняты в экспортно-ориентированных производствах, чья продукция поставляется в Мексику. Эти рабочие места в среднем оплачиваются на 17% выше, чем в среднем по стране. Открытие мексиканского рынка, одного из самых быстрорастущих рынков мира, создаст новые возможности для экспорта. Вторым аргументом стало то, что свободная торговля заставит американский бизнес совершенствоваться под давлением новых конкурентов.
Самыми непримиримыми противниками НАФТА выступали американские профсоюзы. Их доводы сводились к тому, что свободная торговля с Мексикой - это лицензия для американских компаний закрыть повсеместно заводы и переместить производство за южную границу, чтобы эксплуатировать дешевый рынок рабочей силы. Совместно с профсоюзами выступали небольшие компании и объединения фермеров, уже пострадавшие от международной конкуренции. Представители профсоюзов опубликовали доклад в сентябре 1992г., обвиняя НАФТА в “несправедливости и невзаимности”, что “он усугубит экономические и социальные проблемы, стоящие перед США”.
НАФТА, вполне вероятно, приведет к значительной потере рабочих мест в масштабе ряда трудоинтенсивных производств, например производства фруктов и овощей. Последние столкнутся с тем, что будут неспособны конкурировать с мексиканцами даже несмотря на то, что им предоставляется существенный срок на оптимизацию. До подписания договора перед США стояли два вопроса:
- Будет ли достигнуто достаточно значительное положительное сальдо в торговле как от увеличивающегося экспорта, так и импорта, более дешевого, чем собственное производство?
- Сможет ли правительство трудоустроить тех, кто потерял работу?
А за этим стоят расходы на переобучение и создание совершенно новых производств. Вопрос о том, теряются ли рабочие места в США из-за переноса производств в Мексику или, наоборот, сохраняются, поставляя компоненты новым заводам, весьма неоднозначен. Есть реальные подтверждения обоим утверждениям. Исследование Департамента Торговли США выявили, что материалы и компоненты, используемые на “макиладорас” в Сьюдад-Хуаресе поставляются 5714-ю компаниями в 44 штатах и только 38% из них расположены по границе с Мексикой. Американские компании могут переместиться отсюда как в Тихуану, так и на Тайвань, но Мексика покупает большую, чем Тайвань, часть своего импорта в США.
Что касается Канады, то для нее одними из главных целей при вступлении в НАФТА (кроме вышеуказанных экономических задач) выступала борьба с растущим протекционизмом США, углубление исторически сложившихся экономических связей с южным соседом, осуществление доступа на рынок Мексики и стран Латинской Америки.
США являются крупнейшим внешнеторговым партнером Канады. Так, в 2002 г. на США пришлось 87,68% канадского экспорта и 62,65% канадского импорта. За период НАФТА рост взаимной торговли отмечался практически постоянно. Исключение составляет лишь период 2001-2002 гг. из-за экономических потрясений, возникших в США после 11 сентября. Таким образом, для Канады внешнеэкономические связи с США являются чрезвычайно важными, поскольку основным потребителем канадских товаров и услуг выступает именно рынок США. В связи с этим важно отметить, что НАФТА стимулировало значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены.
Другим результатом присоединения к НАФТА, стал и тот факт, что по показателю отношения экспорта товаров и услуг к валовому национальному продуту (ВНП) Канада была признана самой глобально интегрированой изо всех стран большой семерки.
Однако до сих пор вопрос о положительном или отрицательном влиянии членства Канады в НАФТА на развитие ее экономики и торгово-экономические отношений с другими странами остается открытым и до конца нерешенным. Давая ряд хороших возможностей для развития внешней торговли, НАФТА создает также множество факторов, негативно влияющих на ВТ Канады.
В пользу заключения соглашения могут быть приведены следующие аргументы. Получив широкий и надежный доступ к огромному американскому рынку, Канада смогла укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика стала более конкурентоспособной и сильной. Это соответствующим образом отразилось и на структуре внешней торговли: растет объем конкурентноспособного экспорта в другие страны, в составе экспорта увеличивается доля промышленной продукции. Этому же во многом способствует и торговля с Мексикой, куда направляется значительный объем промышленной и просто готовой продукции. Благодаря мексиканскому рынку канадские фирмы получили возможность увеличить объем продаж в секторах, доступ в которые раньше был закрыт, таких как автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Канадский экспорт постепенно стал более разнообразным. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на Североамериканском континенте, которые считали, что оно неизбежно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики и усилению ее сырьевой ориентированности.
Во-вторых, беспошлинный режим ввоза канадских товаров на территории стран-партнеров по НАФТА повлек за собой снижение цен на широкий круг канадских потребительских товаров. Это, в свою очередь, стимулировало спрос на них и, соответственно, способствовало расширению продаж, то есть увеличению физического объема канадского экспорта.
В третьих, в результате заключения соглашения стал дешевым не только канадский экспорт, но и импорт, реализуемый в регионе. Часть канадских потребителей переключилась с местных поставщиков на иностранных, в результате чего произошел рост потребления по более низким ценам. В этом заключался потребительский выигрыш населения.
В-четвертых, несмотря на то, что образование зоны свободной торговли повлекло за собой потери для бюджета из-за упразднения импортных пошлин, в целом в стране отмечается рост доходов, появившийся в результате импорта более дешевых иностранных товаров, замещающих на внутреннем рынке товары менее эффективных местных производителей.
В-пятых, главным результатом успешной реализации договора НАФТА стал бум во внешней торговле Канады. Объем канадского экспорта за удвоился. Более того, важно заметить, что рост экспорта был основным двигателем деловой активности, а при подъеме внутреннего спроса в 1997—2000 гг. он позволил Канаде занять вместе с США лидирующие позиции по темпам экономического развития в «Группе семи». Вместе с тем канадцев беспокоит и то обстоятельство, что конкурентоспособность производимых в стране товаров на рынках США определяет, прежде всего, низкий курс канадского доллара по отношению к американскому, а не фактор роста производительности труда. Что касается торговли с Мексикой, то в 2005 г. она заняла шестое место среди самых крупных экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта. В 2005 году двусторонний товарооборот составил 9,457 млрд. долл.
В-шестых, участие Канады в НАФТА повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА прямые иностранные инвестиции в Канаду устойчиво росли.
Несмотря на положительные моменты заключения соглашения НАФТА, существует и ряд негативных последствий реализации договора. Так, к одной из проблем с точки зрения развития внешней торговли Канады относят то обстоятельство, что договор в какой-то степени замкнул Канаду на североамериканском континенте. Беспошлинный режим торговли в рамках НАФТА сделал торговлю более выгодной и многократно увеличил ее размеры в рамках этого континента. В результате страны-участницы обмениваются товарами между собой гораздо охотнее, чем с третьими странами, хотя товары третьих стран могут быть более конкурентоспособными по своим характеристикам.
Вместе с тем, договор НАФТА не решил проблему недостаточной географической диверсификации внешней торговли Канады и с этой точки зрения не оправдал ожиданий многих аналитиков. Напротив, зависимость от одного главного потребителя ее экспортной продукции заметно возросла. К настоящему времени степень сращивания экономик США и Канады достигла весьма высокого уровня. В результате и без того немалая доля США в канадском экспорте и импорте стала еще больше. Как следствие данных обстоятельств, многие отмечают, что после подписания НАФТА Канада стала более уязвимой, а не устойчивой. Кроме того, ускорение и углубление экономической интеграции Канады США всё настойчивее ставит вопрос и о перспективе их политической интеграции, иначе говоря - о возможности поглощения Канады Соединенными Штатами.
В свою очередь, Мексика также была заинтересована в подписании рассматриваемого соглашения, так как оно гарантировало доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в страну, в том числе и за счет других латиноамериканских стран, возможность модернизации экономики.
Информация о работе Североамериканская экономическая интеграция НАФТА