Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ТНК
1.1 Понятие транснациональных корпораций
1.2 Причины возникновения ТНК
1.3 Источники конкурентного преимущества
1.4 Структура и типы ТНК
2. РОЛЬ И МЕСТО ТНК В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Анализ и динамика развития ТНК
2.2 Формирование ТНК в России
2.3 Транснациональные корпорации XXI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих тнк содер.doc

— 446.50 Кб (Скачать документ)

 

Рис. 3.  Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 1995г.

 

 

Рис. 4.  Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 1999г.

 

Рис. 5.  Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 2003г.

 

 

 

Интересной  представляется информация об усредненных индексах транснациональности с учетом национальной принадлежности компаний (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика уровня транснациональности  компаний с учетом  их национальной принадлежности12

 

Регион, страна

Средний индекс транснациональности, %

1995 год

1999 год

2003 год

Европейский Союз

56,7

66,0

58,7

Франция

50,9

57,6

55,7

Германия

44,4

56,0

49,6

Великобритания

44,4

56,0

49,6

Нидерланды

68,5

79,0

68,2

Италия

38,7

35,8

50,1

Швеция

71,7

80,6

71,8

Финляндия

-

-

72,5

Испания

-

-

44,8

Бельгия

60,4

70,4

-

Северная  Америка

41,2

46,0

46,2

США

38,5

41,9

42,7

Канада

79,2

76,5

92,0

Япония

35,5

31,9

38,4

Остальные страны

73,0

66,9

70,4

Швейцария

84,3

83,6

93,1

Австралия

51,8

-

69,3

Гонконг, Китай

-

-

38,5

Мексика

-

-

54,6

Венесуэла

-

44,4

29,8

Новая Зеландия

62,2

-

-

Норвегия

58,1

-

-

Республика  Корея

-

47,7

-

Средний индекс трансна- 
циональности по всем 
странам, %

51,1

51,5

52,6


 

Анализируя  индекс транснациональности с учетом страновой принадлежности компаний, можно прийти к выводу, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Швейцария) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, таких, как США, Япония, Германия, по которым индекс транснациональности ниже среднего.

Более половины из крупнейших мировых компаний занимаются производством электрического и электронного оборудования, автомобилей, осуществляют деятельность в нефтяной промышленности и в сфере распределения нефтепродуктов, производят продукты питания и напитки (табл. 4). Из 100 ТНК вышеперечисленными видами деятельности занимаются 55, причем 32 компании относятся к первым двум отраслям.

Таблица 4

Характеристика распределения 100 крупнейших нефинансовых компаний мира по отраслям13

 

Отрасль

Количество  компаний

Средний индекс   
транснациональности   
по индустрии, % 

1995 год

1999 год

2003 год

1995 год

1999 год

2003год

Производство  электрического и электронного оборудования, компьютеров

14

18

18

47,4

49,3

50,7

Автомобильная промышленность

13

14

14

35,8

42,3

48,4

Нефтяная  промышленность (разведка и переработка), горная промышленность

13

14

13

47,3

50,3

53,3

Производство  продуктов питания, напитков и табачных изделий

9

12

10

59,0

61,0

78,9

Химическая  промышленность

12

11

7

60,1

63,3

58,4

Фармацевтическая  промышленность

6

6

7

66,1

63,1

62,4

Диверсифицированные компании

2

2

6

29,7

43,6

38,7

Торговля

7

5

4

32,4

30,5

17,9

Телекоммуникационная  отрасль

2

5

3

46,2

46,3

33,3

Металлургия

6

2

1

55,1

27,9

43,5

Строительство

4

3

2

58,8

67,8

73,2

Средства  массовой информации

2

2

2

82,6

83,4

86,9

Другие  отрасли

10

6

13


 

Исследуя  уровень транснациональности по отдельным отраслям, следует отметить, что наивысший индекс имеют производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, химическая и фармацевтическая промышленность. Ниже среднего уровень  транснационализации по автомобильной промышленности, телекоммуникационной отрасли. За последнее десятилетие самый низкий индекс наблюдался у торговых ТНК.

Для характеристики международного подхода  в деятельности компаний возможно использование  так называемого индекса распространения сети — NSI (Network Spread Index). Этот индекс рассчитывается как отношение (в процентах) числа зарубежных стран, в которых ТНК осуществляет свою деятельность (размещает производство, ведет хозяйственную деятельность и т.п.), к общему количеству стран, в которых корпорация потенциально могла бы вести деятельность. В настоящее время число таких стран составляет 187. Анализ индекса NSI по 100 крупнейшим компаниям позволяет подтвердить вывод, сформулированный выше: страны, небольшие по территориальному признаку, более активно, чем крупные государства, осваивают зарубежные рынки (см. табл. 5).

Таблица 5

Характеристика индекса распространения  сети — NSI (Network Spread Index) в крупнейших нефинансовых корпорациях мира с  учетом их страновой принадлежности

Страна

Индекс  распространения сети — NSI, %

Ранг

Швейцария

25,80

1

Нидерланды

21,79

2

Великобритания

19,93

3

Франция

19,59

4

Германия

18,89

5

Италия

17,16

6

Швеция

17,11

7

Япония

14,29

8

США

13,18

9

Финляндия

12,30

10

Канада

8,56

11

Австралия

6,42

12

Испания

5,88

13

Венесуэла

2,67

14

Гонконг, Китай

1,07

15

Среднее значение NSI

15,63

 

 

Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях  химической и фармацевтической промышленности (21,8%), занимающихся производством продуктов  питания, напитков и табачных изделий (19,31%), в отраслях электроники и электронного машиностроения (18,9%), т.е. в отраслях, наиболее ориентированных на потребителя, наименьший — в компаниях сферы строительства и строительных материалов (8,02%), средств массовой информации (6,77%), т.е. в отраслях, ориентированных прежде всего на национальный рынок.

В среднем  крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний  индекс распространения сети почти  в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Royal Dutch/Shell», «Nestle», «Unilever», «TotalFina», «Aventis» и ABB. Наименьший уровень NSI (менее 5%) отмечается в компаниях: «Wal-Mart», «Texas Utilities», «Woodbridge Company», «Mitsubishi» и некоторых других.

Говоря о масштабах деятельности ТНК, следует отметить, что на протяжении последних двух десятилетий ключевые показатели, характеризующие интернационализацию производства, возрастали быстрее, чем глобальный экспорт и глобальный ВВП. Так, объем продаж зарубежных филиалов ТНК в 2004 году составил 15,7 трлн. долларов (для сравнения в 1982 году — 2,5 трлн., в 1990 году — 5,5 трлн. долл.), что более чем в два раза превысило глобальный экспорт, в котором транснациональные корпорации также принимают существенное участие: около половины сделок в рамках мирового экспорта была совершена ТНК.

Транснациональные корпорации контролируют до половины промышленного производства в мире, две трети международной торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Почти вся торговля сырьем на мировых рынках осуществляется под контролем ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой, 85% — медью, бокситами, 80% — оловом, чаем, 75% — натуральным каучуком, сырой нефтью. К концу 90-х годов международное производство достигло 25% от глобального объема производства продукции и услуг (по сравнению с 5% в 1982 году), одной трети в странах базирования материнских компаний ТНК3.

В транснациональных  корпорациях работает более 70 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Причем по данным за 2003 год численность персонала иностранных филиалов ТНК достигла 45,6 млн. человек, что почти в два раза превышает данные за 1990 год и в три раза — за 1982 год. При сохранении суммарной численности работников материнских компаний практически неизменной количество сотрудников иностранных филиалов возрастает постоянно: в 2003 году по сравнению с 2001 годом число работников возросло на 30%. Численность работающих в транснациональных фирмах очень велика. Приведем лишь отдельные примеры: в компании «DaimlerСhrysler AG» работает порядка 467 тыс. человек, «General Motors» — 398 тыс. человек, «Ford Motor» — 364,5 тыс., «Siemens» — 443 тыс. и т.п.

На  конец 80-х — начало 90-х годов  насчитывалось 600 корпораций с суммой продаж более 1 млрд. долларов, которые  образовывали так называемый «Клуб  миллиардеров». В середине 90-х годов  количество миллиардеров значительно  превысило 1000. У лидера по объему продаж среди всех ТНК в 2003 году — «ExxonMobil Corporation» — этот показатель составил 206 млрд. долларов, у «General Motors» — 178,8 млрд. И еще 11 компаний в мире в 2000 году из 500 крупнейших ТНК превысили рубеж продаж в 100 млрд. долларов (из них: 5 компаний США, 2 — Японии и остальные из Европы).

Отраслевая  структура производства ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего, в электронике, автомобилестроении, химической и металлургической промышленности), 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США  имеет в среднем подразделения  в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии — 90. Шведский автомобильный концерн «Вольво», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.

Много информации об уровне интернационализации  можно почерпнуть из исследований, посвященных ранжированию компаний. В зарубежной печати ежегодно публикуются рейтинги крупнейших компаний, составленные в зависимости от различных факторов. Достаточно представительным является ранжирование компаний, отражаемое в газете «Financial Тimes», журналах «Industry Week» и «Business Week». Так, рейтинги, публикуемые газетой «Financial Тimes», заслуженно признаются одними из самых полных. В этих рейтингах ежегодно выделяется 500 лидеров мировой экономики в зависимости от размера рыночной капитализации, т.е. стоимости, полученной как произведение числа выпущенных акций компанией и их рыночной цены.

Журнал  «Business Week» публикует рейтинги 1000 крупнейших компаний мира в зависимости  от их рыночной стоимости. Журнал «Industry Week» шестой раз (сначала совместно с рейтинговыми агентствами Dun & Bradstreet и Moody’s Investors Service, а сейчас с компанией Thomson Financial) публикует ежегодные рейтинги 1000 крупнейших в мире производственных компаний, преимущественно сосредоточенных в обрабатывающей промышленности. В качестве основного критерия при ранжировании компаний в этом случае рассматривается валовый доход (выручка от продаж).

Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК