Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа
Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в России
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ТНК
1.1 Понятие транснациональных корпораций
1.2 Причины возникновения ТНК
1.3 Источники конкурентного преимущества
1.4 Структура и типы ТНК
2. РОЛЬ И МЕСТО ТНК В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Анализ и динамика развития ТНК
2.2 Формирование ТНК в России
2.3 Транснациональные корпорации XXI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 3. Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 1995г.
Рис. 4. Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 1999г.
Рис. 5. Распределение 100 крупнейших нефинансовых ТНК по странам в 2003г.
Интересной представляется информация об усредненных индексах транснациональности с учетом национальной принадлежности компаний (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика уровня транснациональности компаний с учетом их национальной принадлежности12
Регион, страна |
Средний индекс транснациональности, % | ||
1995 год |
1999 год |
2003 год | |
Европейский Союз |
56,7 |
66,0 |
58,7 |
Франция |
50,9 |
57,6 |
55,7 |
Германия |
44,4 |
56,0 |
49,6 |
Великобритания |
44,4 |
56,0 |
49,6 |
Нидерланды |
68,5 |
79,0 |
68,2 |
Италия |
38,7 |
35,8 |
50,1 |
Швеция |
71,7 |
80,6 |
71,8 |
Финляндия |
- |
- |
72,5 |
Испания |
- |
- |
44,8 |
Бельгия |
60,4 |
70,4 |
- |
Северная Америка |
41,2 |
46,0 |
46,2 |
США |
38,5 |
41,9 |
42,7 |
Канада |
79,2 |
76,5 |
92,0 |
Япония |
35,5 |
31,9 |
38,4 |
Остальные страны |
73,0 |
66,9 |
70,4 |
Швейцария |
84,3 |
83,6 |
93,1 |
Австралия |
51,8 |
- |
69,3 |
Гонконг, Китай |
- |
- |
38,5 |
Мексика |
- |
- |
54,6 |
Венесуэла |
- |
44,4 |
29,8 |
Новая Зеландия |
62,2 |
- |
- |
Норвегия |
58,1 |
- |
- |
Республика Корея |
- |
47,7 |
- |
Средний
индекс трансна- |
51,1 |
51,5 |
52,6 |
Анализируя индекс транснациональности с учетом страновой принадлежности компаний, можно прийти к выводу, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Швейцария) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от транснациональных корпораций крупных государств, таких, как США, Япония, Германия, по которым индекс транснациональности ниже среднего.
Более половины из крупнейших мировых компаний занимаются производством электрического и электронного оборудования, автомобилей, осуществляют деятельность в нефтяной промышленности и в сфере распределения нефтепродуктов, производят продукты питания и напитки (табл. 4). Из 100 ТНК вышеперечисленными видами деятельности занимаются 55, причем 32 компании относятся к первым двум отраслям.
Таблица 4
Характеристика распределения 100 крупнейших нефинансовых компаний мира по отраслям13
Отрасль |
Количество компаний |
Средний
индекс | ||||
1995 год |
1999 год |
2003 год |
1995 год |
1999 год |
2003год | |
Производство электрического и электронного оборудования, компьютеров |
14 |
18 |
18 |
47,4 |
49,3 |
50,7 |
Автомобильная промышленность |
13 |
14 |
14 |
35,8 |
42,3 |
48,4 |
Нефтяная промышленность (разведка и переработка), горная промышленность |
13 |
14 |
13 |
47,3 |
50,3 |
53,3 |
Производство продуктов питания, напитков и табачных изделий |
9 |
12 |
10 |
59,0 |
61,0 |
78,9 |
Химическая промышленность |
12 |
11 |
7 |
60,1 |
63,3 |
58,4 |
Фармацевтическая промышленность |
6 |
6 |
7 |
66,1 |
63,1 |
62,4 |
Диверсифицированные компании |
2 |
2 |
6 |
29,7 |
43,6 |
38,7 |
Торговля |
7 |
5 |
4 |
32,4 |
30,5 |
17,9 |
Телекоммуникационная отрасль |
2 |
5 |
3 |
46,2 |
46,3 |
33,3 |
Металлургия |
6 |
2 |
1 |
55,1 |
27,9 |
43,5 |
Строительство |
4 |
3 |
2 |
58,8 |
67,8 |
73,2 |
Средства массовой информации |
2 |
2 |
2 |
82,6 |
83,4 |
86,9 |
Другие отрасли |
10 |
6 |
13 |
— |
— |
— |
Исследуя уровень транснациональности по отдельным отраслям, следует отметить, что наивысший индекс имеют производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, химическая и фармацевтическая промышленность. Ниже среднего уровень транснационализации по автомобильной промышленности, телекоммуникационной отрасли. За последнее десятилетие самый низкий индекс наблюдался у торговых ТНК.
Для
характеристики международного подхода
в деятельности компаний возможно использование
так называемого индекса
Таблица 5
Характеристика индекса
Страна |
Индекс распространения сети — NSI, % |
Ранг |
Швейцария |
25,80 |
1 |
Нидерланды |
21,79 |
2 |
Великобритания |
19,93 |
3 |
Франция |
19,59 |
4 |
Германия |
18,89 |
5 |
Италия |
17,16 |
6 |
Швеция |
17,11 |
7 |
Япония |
14,29 |
8 |
США |
13,18 |
9 |
Финляндия |
12,30 |
10 |
Канада |
8,56 |
11 |
Австралия |
6,42 |
12 |
Испания |
5,88 |
13 |
Венесуэла |
2,67 |
14 |
Гонконг, Китай |
1,07 |
15 |
Среднее значение NSI |
15,63 |
Наивысший уровень NSI наблюдается в компаниях химической и фармацевтической промышленности (21,8%), занимающихся производством продуктов питания, напитков и табачных изделий (19,31%), в отраслях электроники и электронного машиностроения (18,9%), т.е. в отраслях, наиболее ориентированных на потребителя, наименьший — в компаниях сферы строительства и строительных материалов (8,02%), средств массовой информации (6,77%), т.е. в отраслях, ориентированных прежде всего на национальный рынок.
В среднем крупнейшие транснациональные корпорации осуществляют свою деятельность в 29 странах. К компаниям, превысившим средний индекс распространения сети почти в два раза (т.е. с уровнем более 30%), относятся «Royal Dutch/Shell», «Nestle», «Unilever», «TotalFina», «Aventis» и ABB. Наименьший уровень NSI (менее 5%) отмечается в компаниях: «Wal-Mart», «Texas Utilities», «Woodbridge Company», «Mitsubishi» и некоторых других.
Говоря о масштабах деятельности ТНК, следует отметить, что на протяжении последних двух десятилетий ключевые показатели, характеризующие интернационализацию производства, возрастали быстрее, чем глобальный экспорт и глобальный ВВП. Так, объем продаж зарубежных филиалов ТНК в 2004 году составил 15,7 трлн. долларов (для сравнения в 1982 году — 2,5 трлн., в 1990 году — 5,5 трлн. долл.), что более чем в два раза превысило глобальный экспорт, в котором транснациональные корпорации также принимают существенное участие: около половины сделок в рамках мирового экспорта была совершена ТНК.
Транснациональные
корпорации контролируют до половины
промышленного производства в мире,
две трети международной
В транснациональных корпорациях работает более 70 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Причем по данным за 2003 год численность персонала иностранных филиалов ТНК достигла 45,6 млн. человек, что почти в два раза превышает данные за 1990 год и в три раза — за 1982 год. При сохранении суммарной численности работников материнских компаний практически неизменной количество сотрудников иностранных филиалов возрастает постоянно: в 2003 году по сравнению с 2001 годом число работников возросло на 30%. Численность работающих в транснациональных фирмах очень велика. Приведем лишь отдельные примеры: в компании «DaimlerСhrysler AG» работает порядка 467 тыс. человек, «General Motors» — 398 тыс. человек, «Ford Motor» — 364,5 тыс., «Siemens» — 443 тыс. и т.п.
На конец 80-х — начало 90-х годов насчитывалось 600 корпораций с суммой продаж более 1 млрд. долларов, которые образовывали так называемый «Клуб миллиардеров». В середине 90-х годов количество миллиардеров значительно превысило 1000. У лидера по объему продаж среди всех ТНК в 2003 году — «ExxonMobil Corporation» — этот показатель составил 206 млрд. долларов, у «General Motors» — 178,8 млрд. И еще 11 компаний в мире в 2000 году из 500 крупнейших ТНК превысили рубеж продаж в 100 млрд. долларов (из них: 5 компаний США, 2 — Японии и остальные из Европы).
Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего, в электронике, автомобилестроении, химической и металлургической промышленности), 37% в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.
ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность достаточно диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных корпораций США имеет в среднем подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии — 90. Шведский автомобильный концерн «Вольво», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.
Много информации об уровне интернационализации можно почерпнуть из исследований, посвященных ранжированию компаний. В зарубежной печати ежегодно публикуются рейтинги крупнейших компаний, составленные в зависимости от различных факторов. Достаточно представительным является ранжирование компаний, отражаемое в газете «Financial Тimes», журналах «Industry Week» и «Business Week». Так, рейтинги, публикуемые газетой «Financial Тimes», заслуженно признаются одними из самых полных. В этих рейтингах ежегодно выделяется 500 лидеров мировой экономики в зависимости от размера рыночной капитализации, т.е. стоимости, полученной как произведение числа выпущенных акций компанией и их рыночной цены.
Журнал «Business Week» публикует рейтинги 1000 крупнейших компаний мира в зависимости от их рыночной стоимости. Журнал «Industry Week» шестой раз (сначала совместно с рейтинговыми агентствами Dun & Bradstreet и Moody’s Investors Service, а сейчас с компанией Thomson Financial) публикует ежегодные рейтинги 1000 крупнейших в мире производственных компаний, преимущественно сосредоточенных в обрабатывающей промышленности. В качестве основного критерия при ранжировании компаний в этом случае рассматривается валовый доход (выручка от продаж).
Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК