Современные особенности и тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание

Возрастание роли торговли услугами на современном этапе, позитивное развитие мирового рынка услуг, обуславливает актуальность этой темы, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие международной торговли услугами за последние годы, проанализировать его на современном этапе развития.
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью работы является: определить современное состояние международной торговли услугами, выявить тенденции развития международного рынка услуг, показать его значимость в современной международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность мирового рынка услуг…………………………………5
1.1. Понятие услуг и международной торговли услугами……………………5
1.2. Современные тенденции развития международной торговли услугами…………………………………………………………..…………….7
Глава II. Виды международной торговли услугами……………………………………………………………………….12
2.1. Международная торговля медицинскими услугами: понятие,
практика……………………………………………………………………….14
2.2. Услуги по освоению космоса: понятие, виды космических услуг, практика, космический туризм……………………………………………….15
2.3. Консалтинговые услуги: понятие консалтинга, виды консалтинговых услуг……………………………………………………………………………19
2.4. Информационные услуги: понятие рынка информационных услуг, секторы рынка информационных услуг, влияние Интернет на рынок информационных услуг………………………………………………………22
2.5. Рынок транспортных услуг: понятие транспортных услуг, виды, значение транспортных услуг на международном рынке торговли услугами………..27
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Rakhmatov_kursovik_uslugi.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

Географическое  распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% ~ международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.

Такому положению  в торговле услугами в немалой  степени способствуют решения переговоров  в рамках Всемирной торговой организации. Так например лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц написал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны — финансовые услуги и информационные технологии, — но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод».5

На мировом  рынке услуг доминируют восемь промышленно  развитых стран, на которые в 2008 г. приходилось 49,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки: США, Великобритании, Германии, Франции, Японии составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг.

Различные страны значительно отличаются друг от друга  по видам и характеру предоставляемых  услуг. Так, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации  материально-технического обеспечения, консалтинге и обучении. Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных областях консультационных услуг. Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов. Американские фирмы являются лидерами в операциях на рынке ценных бумаг, управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете и рекламе.

Для многих стран  — лидеров в сфере услуг  характерно, что «национальные законодательства дискриминационны в отношении иностранных компаний». А именно, многие страны для понижения конкурентоспособности иностранных услуг, используют такие инструменты как:

    • сборы и платежи, взимаемые в связи с осуществлением международных платежей за импортные услуги;
    • внутренние налоги, сборы, тарифы в отношении импортной услуги в процессе ее продвижения от поставщика до конечного потребителя;
    • меры внутреннего регулирования в части создания, организации, непосредственной деятельности, которыми устанавливаются различные требования для компаний-поставщиков национальных и иностранных услуг;
    • субсидии национальным компаниям — поставщикам услуг (гранты, кредиты и займы на льготных условиях, приобретение акций или доли в уставном фонде и др.;)

Для повышения  ценовой конкурентоспособности национальных услуг на внешних рынках практикуется предоставление различного вида субсидий отечественным компаниям, если часть общего объема оказанных услуг экспортирована.6

Превращение услуг  в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности способствовало возникновению вопроса о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени  действующая система регулирования  функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специализированных организаций.

Специализированные  межправительственные организации, как, например, ИКАО - Организация международной  гражданской авиации, ВТО - Всемирная  туристическая организация, ИМО - международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Виды международной торговли услугами

Структура международной  торговли услугами достаточно сложна. Сегодня на рынке услуг представлено огромное количество услуг. Услугами оказываются такие направления экономической деятельности, как:

    • Туризм и "индустрия развлечений".
    • Бытовые услуги - "общепит", парикмахерские, домработницы, няни и т.д., а также коммунальные услуги.
    • Медицинские услуги.
    • Строительные и ремонтные работы.
    • Юридические и арбитражные услуги.
    • Охранные услуги.
    • Финансовые, в том числе инвестиционные, брокерские и страховые услуги.
    • Образование.
    • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, в том числе разработка программного обеспечения.
    • Услуги по установке, настройке и поддержке программного обеспечения (эта деятельность вынесена в отдельную категорию не потому, что она так уж самостоятельно важна, а потому что, будучи близка как к НИОКР, так и к обслуживанию оборудования, она, строго говоря, не попадает ни в одну из этих категорий).
    • Услуги по ремонту и наладке сложного оборудования, как промышленного, так и бытового. В составе этой группы услуг необходимо отдельно упомянуть пусконаладочные услуги и гарантийное обслуживание, контракт на которые часто (но не обязательно) приобретается вместе с оборудованием.
    • Услуги связи.
    • Информационные услуги, в том числе средства массовой информации.
    • Транспортные услуги. и др.

Россия - одна из немногих стран, которая предоставляет  на коммерческой основе еще один тип  услуг, в каком-то смысле родственный  транспорту, но достаточно специфичный, чтобы классифицироваться и рассматриваться отдельно: услуги по выведению груза на околоземную орбиту.7

Видно, что эта  классификация включает в себя как  услуги, оказываемые частным лицам, так и услуги, оказываемые предприятиям и государству. Многие из этих сфер деятельности - такие, как медицина, образование и НИОКР - играют ключевую роль в обеспечении качества жизни и научно-технического прогресса. Некоторые другие - например, транспортные и финансовые услуги - играют ключевую роль в обеспечении материального производства и торговли.

Следует отметить, что статистические данные об операциях  с услугами на мировом рынке не являются исчерпывающими, поскольку в отличие от операций с товарами не проходят таможню и не учитываются достаточно полно во всех странах. Основной источник информации — сведения, отражаемые в платежном балансе в соответствии с рекомендациями МВФ. Однако они имеют ряд недостатков:

    • во-первых, не все страны сообщают полную информацию о платежном балансе;
    • во-вторых, страны, предоставляющие такую информацию, не всегда ее достаточно детализируют, что не позволяет выделить услуги и некоторые важные их субпозиции;
    • в-третьих, многие фирмы оказывают услуги в рамках внутрикорпорационных связей заграничных отделений ТНК, которые также не учитываются в полной мере;
    • в-четвертых, платежи за услуги часто включаются в торговлю товарами. Например, это могут быть транспортные, страховые услуги, по монтажу оборудования, рекламе товаров и т. п.8

 Рассмотрим подробнее некоторые виды услуг.

 

 

 

2.1. Международная торговля медицинскими услугами.

Понятие медицинские услуги — означает вид взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением (договором на оказание медицинской услуги).

В договоре прописаны: предмет договора (объём и качество предоставляемой медицинской помощи); порядок предоставления и оплаты медицинской помощи; права и обязанности сторон (пациента и медицинского учреждения); ответственность сторон за нарушение принятых на себя обязательств; порядок разрешения споров между сторонами договора. Таким образом, настоящая прописанность медицинской услуги даёт каждой стороне договора гарантии как соблюдения собственных прав, так и ответственности за нарушения принятых на себя обязательств.

Примером компаний предоставляющих медицинские услуги на мировом рынке услуг может послужить компания iMER. Аббревиатура iMER означает “International Medical Evaluation and Referral” (“Международная Медицинская Экспертиза и Направление к врачу”).

Компания iMER является независимым, негосударственным, всемирным поставщиком услуг здравоохранения.

iMER сотрудничает  с ведущими медицинскими учреждениями  и специалистами в деле создания  профессиональной базы для предоставления  разнообразных медицинских услуг. 

В рамках работы в соответствии с высочайшими профессиональными стандартами компания iMER:

    • Использует современную технологию, позволяющую предоставлять телемедицинские услуги, проводить видеоконференции и осуществлять виртуальную передачу данных (virtual flow management) по каждой истории болезни.
    • Использует собственную санитарную авиацию для срочной транспортировки больных из одного отделения интенсивной терапии в другое 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
    • Обеспечивает отрытую, всестороннюю медицинскую экспертизу и направление к врачу. При этом разрабатывается полная программа лечения каждого пациента и осуществляется ее калькуляция, после чего программа согласовывается со всеми заинтересованными сторонами до начала всего процесса.
    • Предлагает для всех пациентов полную программу лечения, которая включает услуги по переводу, визу, меры по обеспечению безопасности, помощь в прибытии в страну назначения и отъезде из нее, проживание, календарный график мероприятий, а так же сопровождающих и переводчиков при необходимости, содействие получению консультаций, анализы и т.д.9

 

 

2.2. Услуги  по освоению космоса.

Рынок космических  услуг весьма разнообразен. Международные компании предлагают огромное количество услуг по освоению космоса. Так, компания "Атлас Аэроспейс" (Atlas Aerospace), которая первая в мире открыла дорогу в космос всем жителям нашей планеты, невзирая на их социальную и профессиональную принадлежность, предлагает такие услуги, как:

    • Космический полет (компания предлагает совершить настоящий полет в космос);
    • Подготовка экипажей;
      • Программа ориентирована на следующие группы участников:
      • космонавты (астронавты) тех стран, которые не имеют национальных (государственных) центров подготовки;
      • пилоты космических орбитальных, суборбитальных и межпланетных кораблей и станций, находящихся в стадии разработки, изготовления или испытаний перед первым пилотируемым запуском;
      • космические туристы, готовящиеся к участию в кратковременных пилотируемых миссиях на российских кораблях "Союз", а также других перспективных космических аппаратах, создаваемых для осуществления космических орбитальных или суборбитальных полетов;
          • Программа состоит из трёх основных курсов:
      • Общекосмическая подготовка (ОКП).
      • Специализированная космическая подготовка (СКП).
      • Предполётная космическая подготовка (ППКП).
    • Невесомость. Изготовленные на базе широкофюзеляжного аэробуса Ил-76МДК летающие лаборатории обеспечивают возможность достижения кратковременной невесомости.10
    • Гидрокосмос; Один из наиболее эффективных способов моделирования условий работы в открытом космосе. Этот способ основан на помещении объектов космической техники и космонавта в скафандре в гидробассейн и придания им нейтральной плавучести, безразличного равновесия и безопорного состояния.
    • Центрифуга; При выведении на орбиту и при спуске на Землю  на космический корабль воздействуют перегрузки.  В условиях  земной гравитации  для моделирования  перегрузок, возникающих при осуществлении  космического полета, используется  метод  полунатурного  моделирования линейных  ускорений  на  центрифугах  с подвижной  кабиной.
    • Тренажеры; Все желающие могут пройти курсы космической подготовки на космических тренажерах.
    • Выживание; Под выживанием понимаются активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности при воздействии на организм неблагоприятных факторов окружающей среды на месте вынужденной посадки.11

Так же существуют различные проекты по созданию космических  лагерей.

 В настоящее время наибольшее внимание уделяется космическому туризму. Космических туризм, это оплачивающиеся из частных средств полёты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Согласно оценкам, опросам и исследованиям общественного мнения, у многих людей есть сильное желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в среднесрочной перспективе стать важным источником дальнейшего развития космонавтики.

В настоящее  время единственной используемой целью  космического туризма является Международная  космическая станция (МКС). Полёты осуществляются при помощи российских космических кораблей Союз на Российский сегмент МКС.

Организацией  полетов туристов занимаются Роскосмос  и Space Adventures. Space Adventures сотрудничает с  «Роскосмосом» с 2001 года. Всего с  помощью этой компании в космосе  уже побывали семь туристов (данные на конец 2009 года).

Информация о работе Современные особенности и тенденции развития международной торговли услугами