Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 04:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования торгово-экономических отношений между РФ и Ираком. Для достижения цели в курсовой работе были проведены следующие задачи:
- раскрыть торгово-экономические отношения между странами
- выделить особенности взаимоотношений стран
- рассмотреть проблемы формирования торгово-экономических отношений стран.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение
Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.
1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака. 5
1.2 О Российско-Иракских экономических связях. 10
Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.
2.1 Российско-Иракского сотрудничества в экономической сфере. 18
2.2 Круглый стол «Россия и Ирак» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29
1.2 О Российско-Иракских экономических связях.
Ирак, являясь одним из государств-основателей Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти (115 млрд баррелей в 75 разведанных месторождениях), добыча которой постоянно растет. Страна прошла непростой и длительный путь государственного развития. После распада Османской империи мандат на управление Ираком получила Великобритания, которая вплоть до свержения в 1958 г. монархии и провозглашения республиканского строя осуществляла контроль над страной.
Говоря об экономике Ирака, следует особо подчеркнуть, что нефть обеспечила ему благосостояние. Однако война с Ираном, введенные ООН серьезные экономические санкции в отношении Ирака и, конечно же, американо-британские оккупационные действия крайне негативно отразились на экономическом состоянии государства. В этой связи возникла острая необходимость в поэтапном восстановлении и последующем развитии отраслей экономики Ирака (в первую очередь — нефтяной).
В довоенный период (до 2003 г.) Ирак являлся одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке наши усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находится порядка 350 специалистов российских компаний.
Стоит заметить, что перспективность иракского рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта на этот рынок российской продукции.
Однако описанные выше события, с которыми столкнулся Ирак за последние два десятилетия, резко сократили объем двустороннего товарооборота. В 2003-2009 гг. российско-иракская торговля практически представлена российским экспортом и, как видно из таблицы( приложение ), характеризуется следующим (в млн. долларов).
Примечательно, что объем российского экспорта в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. почти вдвое и составил 102,3 млн долларов. С чем это связано?
По данным Минэкономразвития России, прирост российского экспорта был обеспечен за счет поставок в 2008 г. 148,7 тыс.т пшеницы на сумму 42,7 млн долларов (в 2007 г. поставки не осуществлялись) и увеличения поставок металлоизделий на сумму 42,8 млн долларов (в 2007 г. — на сумму 11,7 млн долларов). Доля этих товаров составила 84% стоимостного объема российского экспорта в эту страну.
В январе-октябре 2009 г. российский экспорт (на 76% представлен зерновыми) составил на сумму 43,6 млн долларов ( уменьшение на 37,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.).
Стоит особо
отметить, что до недавнего времени
эффективное и действенное
·контракт между Министерством нефти Ирака и консорциумом компаний во главе с компанией «Лукойл» по разработке второй очереди месторождения Западная Курна;
контракт с компанией «Зарубежнефть» на дообустройство и разработка месторождения Нахр Бен Умр;
контракты с «ВО «Машиноимпорт» по обустройству первой очереди месторождения Западная Курна, бурению скважин на юге Ирака, строительству газопровода «Насирия-Багдад»;
контракт «Стройтрансгаз»
по строительству второго
контракт с компанией «Татнефть» по разведке и разработке блоков № 8, 9 (Западная Пустыня);
привлечение «ВТК «Нефтегазэкспорт» к разработке и обустройству нефтяного месторождения Гарраф;
участие «МНГК «СоюзНефтеГаз» в реализации проекта разработки месторождения Рафидейн.
Иракская сторона по-прежнему предлагала российским операторам вновь участвовать в тендерах на разработку и обустройство указанных месторождений и строительство трубопроводов, но отечественные игроки не наделялись никакими привилегиями, а имели право участвовать лишь на общих основаниях.
Не помогло
и подписанное 11 февраля 2008 г. Межправительственное
соглашение об урегулировании задолженности
Республики Ирак перед Российской Федерацией
по ранее предоставленным
Свет в конце тоннеля российская сторона увидела лишь в декабре 2009 г., когда консорциум во главе с «Лукойлом» (доля – 63,75%, 11,25% – у норвежской «Статойл», 25% – у иракской компании) выиграл тендер на оказание сервисных услуг по проекту «Западная Курна-2», предложив Багдаду наиболее выгодные условия. Ирак отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки.
Кроме того, дочерняя компания крупнейшего газового монополиста «Газпром нефть» выиграла схожий тендер на месторождение Бадра (объем добычи 170 тыс. баррелей в сутки, ставка возмещения 5,5 долларов за баррель).
Остальные нефтяные участки, выставленные на декабрьский тендер, распределились следующим образом:
месторождение
Маджнун – британско-
месторождение Хальфая – Китайской национальной нефтяной корпорации, французской «Тоталь» и малазийской «Петронас»;
месторождения Кияра и Наджма – ангольской компании «Сонангол»;
месторождение
Гарраф – малазийско-японскому
месторождение Румейла – британской «Бритиш Петролеум» и китайской CNHC.
Примечательно, что уже в 2008 г. иракцы передали внеконкурсные контракты на освоение перспективных полей в Киркуке, Зубейре, Западной Курне, Суббе и Люхейсе крупным западным энергетическим концернам.
В августе 2008 г. Ирак вообще создал прецедент, подписав с Китайской национальной нефтяной корпорацией соглашение о «реанимации» подписанного в 1997 г. и «замороженного» в 2003 г. контракта на разработку месторождения аль-Ахдаб (сумма сделки — около 3 млрд долларов, мощность месторождения — около 90 тыс. баррелей в сутки).
Справедливости ради стоит заметить следующее. Несмотря на то, что иракская сторона не осуществляла такого рода действий в отношении российских компаний, но, тем не менее, в последнее время активизировалось российско-иракское экономическое взаимодействие в таких сферах, как транспортировка нефти и электроэнергетика.
Так, в 2008 г. был подписан Протокол между «Стройтрансгазом» и Северной нефтяной компанией Ирака о проведении инспекции нефтепровода Киркук-Баниас на территории Ирака с возможным последующим привлечением российской компании в качестве генерального подрядчика для выполнения полного спектра ремонтно-восстановительных работ на нефтепроводе.
В рамках данного документа «Стройтрансгаз» подготовил и передал на рассмотрение заказчику техническое и коммерческое предложения по комплексной диагностике технического состояния нефтепровода. В настоящее время сторонами ведутся переговоры по вопросам организации обеспечения безопасности на проекте, а также согласовываются проект контракта и стоимость выполнения диагностических работ.
В области электроэнергетики компания «Силовые машины» реализует проект поставки основного энергетического оборудования для ТЭС «Дибис». Предполагается также участие компании в проекте ГЭС «Бадуш». Строительство станции общей мощностью 500 МВт запланировано на 2010-2012 гг.
Два года назад
«Силовым машинам» удалось добиться
от Багдада возобновления
Тогда же компания «Технопромэкспорт» выиграла тендер на восстановление блоков 2 и 3 (2х200 МВт) ТЭС «Харта» и 10 апреля 2009 г. подписала соответствующий контракт. Более того, с иракской стороной сегодня ведутся переговоры об условиях и сроках завершения прерванных в 2003 г. работ на ТЭС «Юсифия».
Однако не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Подписание в сентябре 2008 г. правительством Ирака меморандума о взаимопонимании с концернами General Electric Co. (США) и Siemens (Германия) на поставку оборудования для увеличения мощностей национальной электроэнергетики на 10 тыс. МВт может оказать сдерживающее влияние на дальнейшее расширение российско-иракского сотрудничества в сфере электроэнергетики.
Указанные выше
контракты заключались
В 2008 г. в Иракский Курдистан посетила российская делегация во главе с Президентом ТПП России Е.М. Примаковым. Данный визит, в ходе которого академик провел встречи и дружественные, доверительные беседы со всеми руководителями Курдистана, позволяет вполне обоснованно ожидать того, что в перспективе обеими сторонами будут приняты принципиальные решения о дальнейшем развитии российско-иракско-курдских связей. Эти принципиальные решения тем более важны, что Россия получила мощный инструмент для проведения своей политики в Ираке и непосредственно в Курдистане – консульство в Эрбиле.
Уже несколько лет в Иракском Курдистане работает компания «Norbest Limited», которая была образована несколькими акционерами ТНК-BP из консорциума AAR («Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова») с целью вести самостоятельную деятельность на территории Ирака.
В 2008 г. деловые отношения с местными организациями Курдистана начали устанавливать компании «ОРГРЭС» (филиал ОАО «Инженерный центр ЕЭС»), «ВТК «Нефтегазэкспорт», «Интерэнергосервис», «Стройтрансгаз», Трубная Металлургическая Компания.
Повышение интереса отечественного бизнеса к сотрудничеству с Курдистаном, вызванное относительной безопасностью работы в этом районе Ирака, его автономностью в выборе приоритетов и принятии экономических решений, в том числе в части распределения нефтеносных участков. На территории автономии в ближне- и среднесрочной перспективе планируют начать свою деятельность большое количество крупных зарубежных компаний из разных стран. В этой связи для нашего государства особенно важно заручиться поддержкой курдов, так как в этом случае российские игроки могут рассчитывать на какие-либо уступки и преференции со стороны местной власти. Это, если хотите, был бы весомый козырь в нашей колоде.
Кроме того, если
отечественным политикам и
Связано это, прежде всего, с тем, что «курдский вопрос» довольно остро стоит в Турции, Иране, Сирии. Курдистан занимает ключевое геополитическое положение во всем Ближневосточном регионе, а борьба курдов за национальное освобождение делает «курдский фактор» актуальной проблемой мировой политики и международных отношений. Особенностью географического положения Курдистана является отсутствие четких физических и юридически фиксированных политических границ.
Иракская проблема вот уже более семи лет представляет особую остроту для всего мирового сообщества в целом, а для нашего государства в особенности. Для того чтобы наладить наиболее эффективное совместное торгово-экономическое сотрудничество и восполнить образовавшийся по понятным причинам информационный вакуум в отношении потенциала российских инвесторов в Ираке, на сегодняшний день созданы и ведут свою деятельность следующие институты:
Российско-иракская комиссия по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
Деловой совет по сотрудничеству с Ираком;
Деловой совет по сотрудничеству с Курдским автономным районом Ирака.
Договорно-правовая база российско-иракских торгово-экономических отношений представлена нормативно-правовыми актами:
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 5 августа 1993 г. (предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования);
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак об учреждении Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 5 августа 1993 г.;
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности от 25 апреля 1995 г.;
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 13 февраля 2008 г.
Информация о работе Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком