Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 04:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем формирования торгово-экономических отношений между РФ и Ираком. Для достижения цели в курсовой работе были проведены следующие задачи:
- раскрыть торгово-экономические отношения между странами
- выделить особенности взаимоотношений стран
- рассмотреть проблемы формирования торгово-экономических отношений стран.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Содержание

Введение
Глава 1. Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком.
1.1Особенности взаимоотношений России и Ирака. 5
1.2 О Российско-Иракских экономических связях. 10
Глава 2 Оценка перспектив России и Ирака.
2.1 Российско-Иракского сотрудничества в экономической сфере. 18
2.2 Круглый стол «Россия и Ирак» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Работа состоит из  1 файл

курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

1.2 О Российско-Иракских экономических связях.

Ирак, являясь  одним из государств-основателей  Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти (115 млрд баррелей в 75 разведанных месторождениях), добыча которой постоянно растет. Страна прошла непростой и длительный путь государственного развития. После распада Османской империи мандат на управление Ираком получила Великобритания, которая вплоть до свержения в 1958 г. монархии и провозглашения республиканского строя осуществляла контроль над страной.

Говоря об экономике  Ирака, следует особо подчеркнуть, что нефть обеспечила ему благосостояние. Однако война с Ираном, введенные ООН серьезные экономические санкции в отношении Ирака и, конечно же, американо-британские оккупационные действия крайне негативно отразились на экономическом состоянии государства. В этой связи возникла острая необходимость в поэтапном восстановлении и последующем развитии отраслей экономики Ирака (в первую очередь — нефтяной).

В довоенный  период (до 2003 г.) Ирак являлся одним  из основных торгово-экономических  партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке наши усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находится порядка 350 специалистов российских компаний.

Стоит заметить, что перспективность иракского  рынка всегда определялась его высокой платежеспособностью, обеспеченной вторыми по величине в мире запасами нефти, возможностями экспорта на этот рынок российской продукции.

Однако описанные  выше события, с которыми столкнулся Ирак за последние два десятилетия, резко сократили объем двустороннего товарооборота. В 2003-2009 гг. российско-иракская торговля практически представлена российским экспортом и, как видно из таблицы( приложение ), характеризуется следующим (в млн. долларов).

Примечательно, что объем российского экспорта в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г.  почти вдвое и составил 102,3 млн долларов. С чем это связано?

По данным Минэкономразвития  России, прирост российского экспорта  был обеспечен за счет поставок в 2008 г. 148,7 тыс.т пшеницы на сумму 42,7 млн долларов (в 2007 г. поставки не осуществлялись) и увеличения поставок металлоизделий на сумму 42,8 млн долларов (в 2007 г. — на сумму 11,7 млн долларов). Доля этих товаров составила 84% стоимостного объема российского экспорта в эту страну.

В январе-октябре 2009 г. российский экспорт (на 76% представлен зерновыми) составил на сумму 43,6 млн долларов ( уменьшение на 37,5 %  по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.).

Стоит особо  отметить, что до недавнего времени  эффективное и действенное энергетическое сотрудничество России с Ираком было невозможно не только из-за сложной политической ситуации в стране, следствием которой явилось огромное количество различных рисков, но и из-за того, что не получили решения вопросы признания иракскими властями аннулированных или приостановленных иракской стороной в одностороннем порядке следующих контрактов и договоренностей в сфере углеводородов:

·контракт между Министерством нефти Ирака и консорциумом компаний во главе с компанией «Лукойл» по разработке второй очереди месторождения Западная Курна;

контракт с  компанией «Зарубежнефть» на дообустройство и разработка месторождения Нахр Бен Умр;

контракты с  «ВО «Машиноимпорт» по обустройству первой очереди месторождения Западная Курна, бурению скважин на юге Ирака, строительству газопровода «Насирия-Багдад»;

контракт «Стройтрансгаз»  по строительству второго стратегического  нефтепровода и разведке блока № 4 (Западная пустыня), а также участие российской компании в проекте строительства газопровода «Западный газ» и нефтепроводов «Ирак-Сирия» и «Ирак-Иордания»;

контракт с  компанией «Татнефть» по разведке и  разработке блоков № 8, 9 (Западная Пустыня);

привлечение «ВТК «Нефтегазэкспорт» к разработке и обустройству нефтяного месторождения  Гарраф;

участие «МНГК  «СоюзНефтеГаз» в реализации проекта разработки месторождения Рафидейн.

Иракская сторона  по-прежнему предлагала российским операторам вновь участвовать в тендерах на разработку и обустройство указанных  месторождений и строительство  трубопроводов, но отечественные игроки не наделялись никакими привилегиями, а имели право участвовать лишь на общих основаниях.

Не помогло  и подписанное 11 февраля 2008 г. Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности  Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам, которое сократило иракский долг с 12,9 млрд до 1,5 млрд. долларов с погашением остающейся суммы до 2028 г.

Свет в конце  тоннеля российская сторона увидела  лишь в декабре 2009 г., когда консорциум во главе с «Лукойлом» (доля – 63,75%, 11,25% – у норвежской  «Статойл», 25% – у иракской компании) выиграл тендер на оказание сервисных услуг по проекту «Западная Курна-2», предложив Багдаду наиболее выгодные условия. Ирак отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки.

Кроме того, дочерняя компания крупнейшего газового монополиста  «Газпром нефть» выиграла схожий тендер на месторождение Бадра (объем добычи 170 тыс. баррелей в сутки, ставка возмещения 5,5 долларов за баррель).

Остальные нефтяные участки, выставленные на декабрьский  тендер, распределились следующим образом:

месторождение Маджнун – британско-голландской  компании «Ройал Датч Шелл» и малазийской  «Петронас»;

месторождение Хальфая – Китайской национальной нефтяной корпорации, французской «Тоталь» и малазийской «Петронас»;

месторождения Кияра и Наджма – ангольской компании «Сонангол»;

месторождение Гарраф – малазийско-японскому консорциуму  во главе с «Петронас»;

месторождение Румейла – британской «Бритиш Петролеум» и китайской CNHC.

Примечательно, что уже в 2008 г. иракцы передали внеконкурсные  контракты на освоение перспективных  полей в Киркуке, Зубейре, Западной Курне, Суббе и Люхейсе крупным  западным энергетическим концернам.

В августе 2008 г. Ирак вообще создал прецедент, подписав с Китайской национальной нефтяной корпорацией соглашение о «реанимации» подписанного в 1997 г. и «замороженного»  в 2003 г. контракта на разработку месторождения  аль-Ахдаб (сумма сделки — около 3 млрд долларов, мощность месторождения — около 90 тыс. баррелей в сутки).

Справедливости  ради стоит заметить следующее. Несмотря на то, что иракская сторона не осуществляла такого рода действий в отношении  российских компаний, но, тем не менее, в последнее время активизировалось российско-иракское экономическое взаимодействие в таких сферах, как транспортировка нефти и электроэнергетика.

Так, в 2008 г. был  подписан Протокол между «Стройтрансгазом»  и Северной нефтяной компанией Ирака  о проведении инспекции нефтепровода Киркук-Баниас на территории Ирака с  возможным последующим привлечением российской компании в качестве генерального подрядчика для выполнения полного спектра ремонтно-восстановительных работ на нефтепроводе.

В рамках данного  документа «Стройтрансгаз» подготовил и передал на рассмотрение заказчику техническое и коммерческое предложения по комплексной диагностике технического состояния нефтепровода. В настоящее время сторонами ведутся переговоры по вопросам организации обеспечения безопасности на проекте, а также согласовываются проект контракта и стоимость выполнения диагностических работ.

В области электроэнергетики  компания «Силовые машины» реализует  проект поставки основного энергетического  оборудования для ТЭС «Дибис». Предполагается также участие компании в проекте ГЭС «Бадуш». Строительство станции общей мощностью 500 МВт запланировано на 2010-2012 гг.

Два года назад  «Силовым машинам» удалось добиться от Багдада возобновления исполнения заключенного в 2001 г. контракта с  генеральной компанией по электрическим проектам иракского министерства электроэнергетики на поставку оборудования для строящейся ГЭС «Аль Адаим», мощность которой составляет 26,8 МВт.

Тогда же компания «Технопромэкспорт» выиграла тендер на восстановление блоков 2 и 3 (2х200 МВт) ТЭС «Харта» и 10 апреля 2009 г. подписала соответствующий контракт. Более того, с иракской стороной сегодня ведутся переговоры об условиях и сроках завершения прерванных в 2003 г. работ на ТЭС «Юсифия».

Однако не все  так гладко, как может показаться на первый взгляд. Подписание в сентябре 2008 г. правительством Ирака меморандума о взаимопонимании с концернами General Electric Co. (США) и Siemens (Германия) на поставку оборудования для увеличения мощностей национальной электроэнергетики на 10 тыс. МВт может оказать сдерживающее влияние на дальнейшее расширение российско-иракского сотрудничества в сфере электроэнергетики.

Указанные выше контракты заключались непосредственно  с федеральной властью Ирака, однако, на наш взгляд, для России крайне важно налаживать сотрудничество на предпринимательском уровне и с регионом иракского Курдистана. Надо сказать, работа в этом направлении ведется.

В 2008 г. в Иракский Курдистан  посетила российская делегация во главе  с Президентом ТПП России Е.М. Примаковым. Данный визит, в ходе которого  академик провел встречи и дружественные, доверительные беседы со всеми руководителями Курдистана, позволяет вполне обоснованно ожидать того, что в перспективе обеими сторонами будут приняты принципиальные решения о дальнейшем развитии российско-иракско-курдских связей. Эти принципиальные решения тем более важны, что Россия получила мощный инструмент для проведения своей политики в Ираке и непосредственно в Курдистане – консульство в Эрбиле.

Уже несколько  лет в Иракском Курдистане работает компания «Norbest Limited», которая была образована несколькими акционерами ТНК-BP из консорциума AAR («Альфа-Групп», Access Industries и «Ренова») с целью вести самостоятельную  деятельность на территории Ирака.

В 2008 г. деловые  отношения с местными организациями  Курдистана начали устанавливать компании «ОРГРЭС» (филиал ОАО «Инженерный  центр ЕЭС»), «ВТК «Нефтегазэкспорт», «Интерэнергосервис», «Стройтрансгаз», Трубная Металлургическая Компания.

Повышение интереса отечественного бизнеса к сотрудничеству с Курдистаном, вызванное относительной безопасностью работы в этом районе Ирака, его автономностью в выборе приоритетов и принятии экономических решений, в том числе в части распределения нефтеносных участков. На территории автономии в ближне- и среднесрочной перспективе планируют начать свою деятельность большое количество крупных зарубежных компаний из разных стран. В этой связи для нашего государства особенно важно заручиться поддержкой курдов, так как в этом случае российские игроки могут рассчитывать на какие-либо уступки и преференции со стороны местной власти. Это, если хотите, был бы весомый козырь в нашей колоде.

Кроме того, если отечественным политикам и бизнесменам  все же удастся закрепить наметившиеся положительные тенденции во взаимоотношениях с курдским регионом и достичь видимого, а не иллюзорного прогресса в двустороннем сотрудничестве, то, вероятнее всего, это может стать своеобразным залогом нашего успеха не только в Ираке, но и на значительной части Ближнего Востока. Почему?

Связано это, прежде всего, с тем, что «курдский вопрос»  довольно остро стоит в Турции, Иране, Сирии. Курдистан занимает ключевое геополитическое положение во всем Ближневосточном регионе, а борьба курдов за национальное освобождение делает «курдский фактор» актуальной проблемой мировой политики и международных отношений. Особенностью географического положения Курдистана является отсутствие четких физических и юридически фиксированных политических границ.

Иракская проблема вот уже более семи лет представляет особую остроту для всего мирового сообщества в целом, а для нашего государства в особенности. Для того чтобы наладить наиболее эффективное совместное торгово-экономическое сотрудничество и восполнить образовавшийся по понятным причинам информационный вакуум в отношении потенциала российских инвесторов в Ираке, на сегодняшний день созданы и ведут свою деятельность следующие институты:

Российско-иракская комиссия по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству;

Деловой совет  по сотрудничеству с Ираком;

Деловой совет  по сотрудничеству с Курдским автономным районом Ирака.

Договорно-правовая база российско-иракских торгово-экономических  отношений представлена нормативно-правовыми  актами:

Соглашением между  Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о торговле, экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 5 августа 1993 г. (предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования);

Соглашением между  Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак об учреждении Российско-Иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству от 5 августа  1993 г.;

Соглашением между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Ирак о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности от 25 апреля 1995 г.;

Соглашением между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Ирак об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 13 февраля 2008 г.

Информация о работе Современные проблемы формирования торгово-экономических отношений РФ с Ираком