Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:15, реферат
Характерный пример в мировой экономике — процессы консолидации в авиакосмической промышленности в 1990-х годах. В этой сфере очевидно резкое повышение роли межфирменной научно-технической, производственной и финансовой кооперации. Ведущие производители военной и гражданской авиатехники объединяют свои ресурсы и потенциал конкурентоспособности для продвижения продукции
Стратегические альянсы в авиационной промышленности
Характерный пример в мировой экономике — процессы консолидации в авиакосмической промышленности в 1990-х годах. В этой сфере очевидно резкое повышение роли межфирменной научно-технической, производственной и финансовой кооперации. Ведущие производители военной и гражданской авиатехники объединяют свои ресурсы и потенциал конкурентоспособности для продвижения продукции и захвата новых рынков сбыта в этой отрасли, имеющей сегодня глобальный характер. Ярким примером консолидации аэрокосмических компаний являются европейские консорциумы Airbus Industrie, Eurofighter, американские корпорации Boeing (поглотившая McDonnell Douglas и Rockwell International) и Lockheed Martin (созданная в результате слияния 17 независимых компаний).
Как особенности процесса консолидации в авиакосмической промышленности можно выделить следующее:
• экономическую эффективность
слияний (например, Lockheed Martin);
• санацию слившихся компаний (например,
сброс корпорацией Lockheed Martin подразделений
Defence Systems и Armament Systems корпорации General Dynamics
как не вписывающихся в новую стратегическую
ориентацию на большие электронные интегрированные
системы) и увольнение работников, не соответствующих
стратегическим интересам развития;
• понимание длительности процесса слияния
(несколько лет);
• взаимодополнение компетенций (интерес
Boeing к высококвалифицированной рабочей
силе McDonnell Douglas);
• активную поддержку со стороны государственных
оборонных ведомств, а также законодательной
власти;
Для анализа практики консолидации
в авиастроении обратимся к производству
боевой авиации. Эта отрасль характеризуется
высокими входными и выходными барьерами,
крайне высокой степенью риска, жесткой
конкуренцией, высокими затратами на
НИОКР, чувствительностью к
Основной причиной создания стратегических партнерств в этом секторе авиастроения выступает резко возросшая технологическая сложность современной авиатехники и еще более значительно возросшие затраты на проведение НИОКР.
Сегодня Япония является крупнейшим
потенциальным конкурентом
До Второй Мировой войны японская авиастроительная промышленность обладала значительным потенциалом, что позволило Японии вести активную воздушную войну в1942-1945 годах. Но разрушения, причиненные американской бомбардировочной авиацией, и условия капитуляции, по которым Япония должна была остановить многие военные программы, отбросили авиационную промышленность Японии на много лет назад. Лишь в 1952 году Японии было позволено восстановить производство запасных частей и ремонт американских самолетов и вертолетов, участвовавших в конфликте в Корее, а затем во Вьетнаме. Безупречное качество выполнения ремонтных работ и надежность агрегатов, изготовленных на японских заводах, завоевали Японии репутацию надежного субподрядчика в авиастроительных программах.
Однако реальный рост японской аэрокосмической
отрасли начался только с 1970-х
годов, когда между японскими
и западными компаниями был заключен
ряд соглашений по лицензионному
производству самолетов. В частности,
существенным прорывом в развитии аэрокосмической
отрасли Японии стало лицензионное производство
корпорацией Mitsubishi Heavy Industries
истребителя F-15J «Eagle», разработанного
американской компанией McDonnell Douglas. В процессе
производства F-15J компания Mitsubishi Heavy Industries активно использовала
ресурсы всей корпоративной группы, частью
которой она является. Так, например, компания
получила доступ к дешевым финансовым
ресурсам банков группы, и открытый обмен
информацией между членами группы, в частности
между Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi Electric, позволил
более четко координировать ход реализации
проекта.
Интересной представляется позиция Японии в выборе американского партнера. Компании General Dynamics (авиастроительное подразделение которой позже было поглощено корпорацией Lockheed Martin) и McDonnell Douglas представили в качестве основы для разработки FS-X свои истребители F-16 и F-15. Несмотря на то, что более дешевый F-16 - технически менее совершенный истребитель, чем освоенный японцами F-15, в октябре 1987 года было принято решение выбрать именно его в качестве основы для будущего FS-X.
После нескольких лет переговоров японская сторона согласилась на совместную разработку модифицированной версии истребителя F-16. Японская сторона должна была инвестировать в альянс 6,2 миллиарда долларов (60 % общих расходов), 4,1 миллиарда долларов - американская корпорация. Однако рассмотрение этого соглашения в Конгрессе США в 1989 году привело к продолжительным дебатам об экономической целесообразности передачи технологий и последствий трансляции know-how для конкурентоспособности американских производителей высокотехнологичного оборудования и систем вооружения.
Критики совместного проекта доказывали, что программа FS-X представляет собой "сброс" передовой аэрокосмической технологии экономическому конкуренту Америки, причем без гарантий получения чеголибо взамен. Сторонники программы, в свою очередь, утверждали, что совместные исследования можно контролировать и можно направлять развитие партнера в нужное русло. Привыкшее к компромиссным решениям японское оборонное ведомство и промышленные круги были обеспокоены противодействием Конгресса США. Фактически совместные НИОКР по разработке FS-X начались в апреле 1990 года, т. е. спустя более полутора лет с момента подписания первого соглашения и почти пять лет после начала переговоров.
Тем временем в Японии без привлечения лишнего внимания Конгресса США, но с использованием американских кадровых и технологических ресурсов были внесены значительные изменения в первоначальный вариант F-16. К 1989 году специалисты уже говорили об обновленной на 70 процентов конструкции самолета. Разработанный в Японии самолет был уже не минимальной модификацией F-16, а практически представлял собой совершенно новый, разработанный японцами истребитель, лишь внешне напоминавший своего американского "родственника". Хотя рынок для нового истребителя ограничен национальными ВВС, Япония смогла улучшить свое положение в авиастроительной промышленности через прямое приобретение американских технологий и трансляцию know-how системной интеграции. Разница в технологических решениях между F-SX и F-16 Block 60, американской модернизацией базового F-16, говорит о том, что корпорация Lockheed Martin не смогла направить разработку F-SX в нужное русло и использовать ее результаты в собственных программах модернизации F-16.
Участники альянса
и отраслевые аналитики согласны
с тем, что программа обеспечила
существенное продвижение Японии в
ключевых направлениях НИОКР и производства.
Прорывы были сделаны, в частности,
в применении композиционных материалов,
в авионике, радаре и технологии Stealth.
По оценкам американской стороны, главным
достижением Японии в ходе программы стало
существенное расширение способностей
и навыков системной интеграции, то есть
объединение многочисленных систем, технологий
и платформы самолета в единый комплекс,
что в сумме с уже полученными производственными
и исследовательскими навыками позволяет
Японии самостоятельно разрабатывать
и производить современные истребители.
Главным достижением американской стороны
стало приобретение ряда военных технологий,
из которых на сегодняшний момент только
часть использована в американских аэрокосмических
проектах. Эксперты признают, что в результате
этого альянса американская аэрокосмическая
отрасль потеряла больше, чем приобрела.
Расследование, проведенное американскими
правительственными экспертами, выявило
пять основных ошибок в стратегии США,
позволивших японской стороне стать в
результате альянса более конкурентоспособной:
Оценивая
в целом эффективность
Пример стратегического альянса между корпорациями Lockheed Martin и Mitsubishi Heavy Industries показывает, что изначально стороны по-разному подошли к вопросу обучения и получения ключевых компетенций партнера. Американцы "проспали" стратегический шанс получения передовых японских компетенций в масштабах, не сравнимых с фактическими. Японская сторона, напротив, приложила все усилия для "захвата" как можно большего объема технологической и другой стратегической информации. Это объясняется тем, что, вступая в альянс с сильным и опасным партнером, американская сторона не имела четкого представления о целях альянса: сохранении и расширении японского рынка или разработке совместно с японцами нового самолета. Естественно, это вызвало противоречия в американских деловых и военных кругах, чем не преминули воспользоваться чувствительные к конфликтам японцы. Учитывая, что целью японской стороны с самого начала было резкое повышение конкурентоспособности аэрокосмической компании и эту цель активно поддерживала вся японская аэрокосмическая промышленность и правительство, Mitsubishi Heavy Industries была "обречена на успех".
Выводы для российского бизнеса
Анализ консолидации ТНК позволяет сделать ряд выводов для отечественного бизнеса. Руководителям российских промышленных предприятий при оценке альянсов и при разработке собственной политики консолидации важно:
Примечания
1 Cozying Up to Keiretsu. Business Week, 22 July, 1996.
2 Yves L. Doz, Gary Hamel. Alliance Advantage: The Art of Creating Value
Through Partnering. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1998.
3 Japanese Firms Forge Advanced Aircraft Industry. Aviation Week &
Space Technology, 29 July, 1991.
4 US-Japan Fighter Aircraft: Agreement on F-2 Production. United States
General Accounting Office: Report to Congressional Requesters, February
1997.
5 Japan Rised Defense Spending to Fund Missile, Aircraft Programs. Aviation
Week & Space Technology, 20 March, 1989.
словия окружающей среды, определяющие процесс формирования стратегических альянсов
1. Возрастающий динамизм
2. Радикальные изменения
3. Динамичные технологические
Кроме того, стратегические альянсы
образуются в таких ситуациях, при которых технологические
изменения являются результатом совместного
действия нескольких различных источников.
Такие ситуации наиболее характерны для
производства электроники, разработки
компьютерных технологий и программногообеспечения. В этих случаях любая организация стоит перед
необходимостью выбора определенного
направления деятельности, которое будет
давать ей долгосрочные конкурентоспособн