Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:40, реферат
Данная работа посвящена международных корпорациям . Их возникновение является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой. Их роль очень велика. Начиная с конца 90-х годов, в мире функционирует около 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и зависимых компаний по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.
Введение
Данная работа посвящена международных корпорациям . Их возникновение является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой. Их роль очень велика. Начиная с конца 90-х годов, в мире функционирует около 60 тыс. международных корпораций, имеющих 500 тыс. зарубежных филиалов и зависимых компаний по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.
Цель работы - рассмотреть
теоретические предпосылки
Работа посвящена определению сущности международных корпораций, их эволюции, а также определению их роли в мировой экономике.
1.
Сущность международных
1.1 Виды и формы международных корпораций
В мировой практике международная
корпорация (international corporation) рассматривается
как форма структурной
Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (transnational corporation) -- это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру.
Под многонациональными корпорациями (multinational corporation) обычно понимают корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.
Транснациональные (ТНК)
и многонациональные компании (МНК)
можно рассматривать как формы
существования международных
В контексте вышеизложенного международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.
Существует несколько
вариантов определения
* имеющую, хозяйственные
единицы в двух и более
* оперирующую в рамках
системы принятия решений,
* в которой отдельные
единицы связаны посредством
собственности или каким-либо
другим образом так, что одна
или более из них могут иметь
значительное влияние на
В мировой практике под
международными корпорациями понимают
лишь действительно крупные
Как правило, к ним относятся
лишь те многонациональные и
-- годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд долл. (у «Дженерал Моторз» в 1996 году он составил 168 млрд долл.);
-- от 1/5 до 1/3 общего оборота
приходится на заграничные
-- доля зарубежных активов не менее 25%;
-- филиалы имеются не менее, чем в шести странах .
Таким образом, главным качественным
признаком международных
Вместе с тем при
этом следует учитывать более
конкретные мотивы и цели международной
предпринимательской
В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.
Начиная с 80-х годов весьма
популярным объяснением развития зарубежного
производства становится обеспечение
конкурентных преимуществ фирме
в перспективе. При этом потенциал
конкурентоспособности
Совокупный положительный
потенциал взаимовыгодных долгосрочных
деловых отношений между
-- развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;
-- налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;
-- обмена финансовыми,
кадровыми, информационными
-- гармонизации
В соответствии с теорией
финансового менеджмента
-- экономии за счет
устранения дублирования
-- экономии за счет эффекта масштаба;
-- увеличению возможности
использования временно
-- диверсификации производства
в целях снижения
Практически во всех вышеозначенных
теоретических обоснованиях зарубежной
предпринимательской
Трансфертные цены -- это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклонятся как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.
Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.
I этап (конец XIX -- начало XX
века) возникновения международных
корпораций связан с
II этап (период между двумя
мировыми войнами)
На III этапе (50-е годы) интенсивно
развиваются международные
На IV этапе (60-е - 70-е годы XX
века) международные корпорации, используя
достижения НТР, преимущества межстрановой
кооперации производства и поддержку
правительств своих стран все
в большей степени
На этом этапе международные корпорации приобретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.
На современном, V этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляется новая форма международных корпораций -- глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:
во-первых, они работают в
рамках общемировой глобальной стратегии,
нацеленной на завоевание уже не отдельных
сегментов мирового рынка, а ключевых
мирохозяйственных позиций в
производстве и реализации продукции,
которой подчинены
во-вторых, они используют
глобальные факторы производства (капитал,
рабочую силу, природные ресурсы,
предпринимательские
в-третьих, они создали
систему глобального
К числу глобальных корпораций
в настоящее время можно
Современный этап развития международных корпораций характеризуется не только появлением глобальных корпораций, но и качественным изменением организации деятельности:
-- в условиях НТП и
жесткой конкуренции главной
целью их деятельности
-- создание глобальных
сетей производства и сбыта
в рамках единой глобальной
стратегии компании; при этом, не
довольствуясь созданием
-- расширение масштабов
международного разделения
-- международное производство, создаваемое ими, -- не только материальное, но и нематериальное;
в последнее десятилетие интенсивно растут ПИИ международных компаний в сферу услуг, в том числе в информационные, рекламные, консалтинговые и т.п. виды услуг, развитие науки;
-- стратегия международных
корпораций в развитии
Информация о работе Сущность и основные формы международных корпораций