Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:47, доклад
Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.
В международной торговой системе просматривается два подхода к регулированию. В системе и праве ВТО они получили названия, соответственно:
Горизонтальный подход
охватывает элементы, являющиеся общими
для всей международной торговой системы
в целом. Горизонтальный подход проявился
в создании самой ВТО.
Вертикальный подход, который можно
было бы назвать «секторальным», проявляется
в создании особых правовых режимов в
отдельных сферах международной торговли.
Секторальный подход проявляется в заключении
большого числа как «многосторонних соглашений»,
так и «многосторонних соглашений с ограниченным
числом участников» (которые, впрочем,
находятся за пределами «системы ВТО»).
Секторальные соглашения представляют
собой особую важность, поскольку они
интегрируют в «систему ВТО» области,
находившиеся вне «системы ГАТТ» (например,
торговлю сельскохозяйственными и текстильными
товарами), а также новые сферы (такие,
как услуги, инвестиции или права на интеллектуальную
собственность) в той степени, в какой
они связаны с международными торговыми
сделками.
В современной мировой торговле ВТО заняла
свое особое место. Правовой комплекс,
лежащий в основе ВТО, определяет правовые
условия, на базе которых осуществляется
внешняя торговля товарами и услугами,
построены системы государственного регулирования
внешней торговли большинства стран мира,
и функционирует то, что может быть названо
мировой торговой системой.
Россия начала подготовку к вступлению
в ВТО в 1994 г. Проблемам вступления России
в ВТО посвящен специальный Интернет-ресурс
«Россия и ВТО».
За пределами системы и права ВТО также
имеет место дифференциация правовых
режимов.
В ряде случаев многостороннее регулир
Цель этих соглашений — регулировать
транснациональные рынки товаров, обеспечить
их устойчивость, согласовать интересы
стран-экспортеров и стран-импортеров,
установив надлежащее соотношение между
спросом и предложением путем применения
системы квот, стабилизационных запасов,
гарантированных обязательств на покупку
и продажу. На основе ряда товарных соглашений
(по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы
соответствующие международные органы.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.
На современном этапе исторический процесс либерализации экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.
Различают
внутри- и внешнеэкономическую
В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70% промышленной продукции. Либерализация принимает также форму акционирования государственных предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.
Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).
С 1986 по
1995 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся
стран, приняли решение о
процесс снижения тарифных и нетарифных барьеров на путях международного обмена. Л.м.т. осуществляется на многосторонней (в рамках ГААТ), региональной (в рамках таможенных союзов, зон свободной торговли) и на двусторонней основе. Международную торговлю регулируют Генеральные соглашения на тарифном и торговом (ГААТ), действующие с 1948 года, ГААТ – многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран–участниц. Важнейшие вопросы развития международной торговли решаются на ежегодных сессиях Совета ГААТ и в ходе многолетних переговоров, получивших название "раундов", Достигнутые договоренности в рамках ГААТ о снижении таможенных тарифов понизили средневзвешенный уровень таможенного обложения промышленных товаров в развитых промышленных странах. С 1995 года ГААТ преобразовано во всемирную торговую информацию (ВТО). ВТО сокращает нетарифные ограничения.
Либерализация
хозяйственной жизни
в конце ХХ века
Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности. Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.
Внутриэкономическая
либерализация бурно протекает
в 80-90х гг. прежде всего в странах
с переходной экономикой, где суть
экономической трансформации
В
целом по мере упрочнения рыночной
экономики и превращении ее в
постиндустриальную государственное
регулирование
Внешнеэкономическая либерализация
В развитых странах внешнеэкономическая либерализация сменила внешнеэкономический протекционизм как главное направление внешней политики, например, таможенные пошлины в развитых странах снизились после Второй мировой войны в несколько раз.
В последние 2-3 десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который охватил развитые страны (либерализованы ввоз и вывоз капитала). Также либерализованы валютно-расчетные отношения, международные передачи технологии, которая регулируется в целях избежания бесконтрольного вывоза военных технологий и товаров двойного назначения. Ощутимое ограничение сохраняется лишь при осуществлении такой формы МЭО, как международная миграция рабочей силы.
В
развивающихся странах и