Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:47, доклад

Описание

Регулирование на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран-участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.

Работа состоит из  1 файл

Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)
  • объективная потребность, возникшая вследствие увеличения числа стран — активных участников мировой торговли (с нескольких десятков в 40-х годах до более 200 в конце XX столетия);
  • появление и развитие проблем, которые по своей природе могли быть разрешены только на основе многостороннего подхода;
  • глобализация мировой экономики, которая предполагает возрастание объема и усложнение номенклатуры международного обмена товарами и услугами, появление международного кооперационного производства, растущую зависимость всех стран от международного обмена товарами и услугами.

В международной торговой системе просматривается два подхода к регулированию. В системе и праве ВТО они получили названия, соответственно:

  • «горизонтального» подхода и
  • «вертикального» подхода.

Горизонтальный подход охватывает элементы, являющиеся общими для всей международной торговой системы в целом. Горизонтальный подход проявился в создании самой ВТО. 
 
Вертикальный подход, который можно было бы назвать «секторальным», проявляется в создании особых правовых режимов в отдельных сферах международной торговли. 
 
Секторальный подход проявляется в заключении большого числа как «многосторонних соглашений», так и «многосторонних соглашений с ограниченным числом участников» (которые, впрочем, находятся за пределами «системы ВТО»). 
Секторальные соглашения представляют собой особую важность, поскольку они интегрируют в «систему ВТО» области, находившиеся вне «системы ГАТТ» (например, торговлю сельскохозяйственными и текстильными товарами), а также новые сферы (такие, как услуги, инвестиции или права на интеллектуальную собственность) в той степени, в какой они связаны с международными торговыми сделками. 
 
В современной мировой торговле ВТО заняла свое особое место. Правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет правовые условия, на базе которых осуществляется внешняя торговля товарами и услугами, построены системы государственного регулирования внешней торговли большинства стран мира, и функционирует то, что может быть названо мировой торговой системой. 
 
Россия начала подготовку к вступлению в ВТО в 1994 г. Проблемам вступления России в ВТО посвящен специальный Интернет-ресурс «Россия и ВТО». 
 
За пределами системы и права ВТО также имеет место дифференциация правовых режимов. 
 
В ряде случаев многостороннее регулирование в международной торговой системе осуществляется, например, самостоятельными — не входящими в пакет ВТО — соглашениями, касающимися отдельных товарных рынков. Такие соглашения получили обобщенное название международных товарных соглашений
 
Цель этих соглашений — регулировать транснациональные рынки товаров, обеспечить их устойчивость, согласовать интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обязательств на покупку и продажу. На основе ряда товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные органы.

 

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - расширение свободы экономической  деятельности, полное или частичное  снятие политических, юридических и  административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных, т. е. ответственных собственников.

На современном  этапе исторический процесс либерализации  экономики приобрел характер глобальной мировой тенденции, охватывающей все большее число стран. Открывается простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путем принятия хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления доступности гражданского судопроизводства и др.

Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации  относится происходящая в рамках национальных экономик приватизация государственных  предприятий, расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, процентных ставок, условий предоставления кредитов и т. д.

В России на приватизированных предприятиях производится ныне около 70% промышленной продукции. Либерализация принимает  также форму акционирования государственных  предприятий, в ходе которого доля государства в акционерном капитале многих предприятий уменьшается за счет продажи пакетов акций. Однако приватизация пока не привела к образованию в стране эффективных собственников и поэтому либерализация российской экономики еще далека от завершения.

Внешнеэкономическая либерализация - это расширение беспрепятственного международного движения товаров и  услуг, капиталов, информации. Либерализация  мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к  размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Если в 1947 г. средневзвешенный мировой уровень импортных пошлин составлял 50-60%, то к началу 1990-х гг. он снизился до 9,6%. В 1997г. в России он составлял 13,4%. Это намного больше, чем в Европейском Союзе (5%), США (4,2%), Японии (2,7%).

С 1986 по 1995 гг. 72 страны, в т. ч. 58 развивающихся  стран, приняли решение о либерализации  торговых режимов. В результате стала  быстро расти внешнеторговая квота  в этих странах, т. е. отношение объема импорта и экспорта к их внутреннему валовому продукту (ВВП). Существенной чертой либерализации международного движения капиталов является рост объемов и роли прямых иностранных инвестиций, т. е. инвестиций в реальный сектор экономики.

Либерализация международной торговли

   процесс снижения тарифных и нетарифных барьеров на путях международного обмена. Л.м.т. осуществляется на многосторонней (в  рамках ГААТ), региональной (в рамках таможенных союзов, зон свободной  торговли) и на двусторонней основе. Международную торговлю регулируют Генеральные соглашения на тарифном и торговом (ГААТ), действующие с 1948 года, ГААТ – многостороннее международное соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран–участниц. Важнейшие вопросы развития международной торговли решаются на ежегодных сессиях Совета ГААТ и в ходе многолетних переговоров, получивших название "раундов", Достигнутые договоренности в рамках ГААТ о снижении таможенных тарифов понизили средневзвешенный уровень таможенного обложения промышленных товаров в развитых промышленных странах. С 1995 года ГААТ преобразовано во всемирную торговую информацию (ВТО). ВТО сокращает нетарифные ограничения.

 

Либерализация хозяйственной жизни  в конце ХХ века 

  Процесс уменьшения государственного регулирования  хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической деятельности. Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

  Внутриэкономическая либерализация бурно протекает  в 80-90х гг. прежде всего в странах  с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования  и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается. Если судить по доле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил регионы третьего мира: Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку. Относительно развитых стран можно сказать, что в тех сферах, где роль государства была чрезмерной, она уменьшается. Где оказалась недостаточной, возрастает. В результате, во-первых, государственные расходы все больше переключаются на социально-культурные отрасли и науку; во-вторых, государство все больше использует в экономике прямые рычаги регулирования к тому же, требующие больших расходов (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии), и все больше прибегает к косвенным рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной и налоговой политики).

  В целом по мере упрочнения рыночной экономики и превращении ее в  постиндустриальную государственное  регулирование внутрихозяйственной  жизни во всех трех группах стран  становится все более либеральным. 

  Внешнеэкономическая либерализация

  В развитых странах внешнеэкономическая либерализация сменила внешнеэкономический протекционизм как главное направление внешней политики, например, таможенные пошлины в развитых странах снизились после Второй мировой войны в несколько раз.

  В последние 2-3 десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который охватил развитые страны (либерализованы ввоз и вывоз капитала). Также либерализованы валютно-расчетные отношения, международные передачи технологии, которая регулируется в целях избежания бесконтрольного вывоза военных технологий и товаров двойного назначения. Ощутимое ограничение сохраняется лишь при осуществлении такой формы МЭО, как международная миграция рабочей силы.

  В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), – после краха модели импортазамещения. В этих двух группах стран больше всего  ограничений на ввоз и вывоз капитала. Здесь намного ощутимее государственное регулирование и остальных форм МЭО. Тем не менее в этих двух группах стран в настоящее время уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце 19 – начале 20 века.

Информация о работе Суть и этапы развития многостороннего регулирования торгово-экономических отношений