Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:07, контрольная работа
История основания польской столицы уходит вглубь веков. Первое укрепленное поселение на территории современного города – Брудно (IX – X вв.) и Яздув (XII – XIII вв.). После того, как Яздув был разрушен в результате набега, поселение возникло на основе рыбацкой деревушки, которая называлась Варшова. В начале XIV века она становится одной из резиденций мазовецких князей, став столицей Мазовии в 1413 году. В связи с затуханием княжеского рода, княжество было преобразовано в Королевство Польское в 1526 году. Еще через 3 года Варшава впервые стала местом собрания Общего Сейма.
Введение……………………………………………………………..3
Старый город Варшавы……………………………………………..4
Королевский тракт…………………………………………………..8
Памятник Шопену…………………………………………………...11
Окраины Варшавы…………………………………………………...12
Список использованной литературы…………………………….....16
В 1980 году Старый Город Варшавы был включен ЮНЕСКО в список Мирового наследия.
Он соединяет Королевский замок с летней резиденцией в Лазенках и ведет через Краковское Предместье, Новый Свет и Уяздовские аллеи к Бельведеру. Когда-то это была загородная дорога, потом пригородная улица, которая, наконец, стала городской аллеей. Этот тракт королевский не только потому, что здесь ездили короли, но и по облику, настроению, по сути.
Краковское Предместье,
где начинается тракт, - красивейшая
улица Варшавы. Это давний торговый
путь, идущий через город с юго-востока
на северо-запад, от Черска до Закрочима.
Сначала улица называлась Черским
предместьем, потом, по имени бернардинского
костела Св. Анны, - Бернардинским, а в XVI
в. стало Краковским.
В начале сквера, который тянется вдоль
улицы, стоит барочная фигура Божьей Матери.
Ее поставил приехавший в Польшу итальянец,
королевский архитектор и скульптор Юзеф
Белотти. У него было два повода это сделать:
во-первых, выжил во время эпидемии 1677
г. и, во-вторых, шесть лет спустя Ян III Собеский
разбил турок под Веной. За скульптурой
Мадонны в братской могиле лежат члены
штаба Армии Людовой, погибшие в августе
1944-го на улице Фрета от немецкой авиабомбы.
Южную часть сквера украшает памятник А.Мицкевичу, поставленный на пожертвования граждан. На нем надпись: "Адаму Мицкевичу - соотечественники". С этим памятником связана любопытная история. В 1897 г. Николай II приехал в Варшаву; встретили его как положено, по-царски. Император, довольный приемом, согласился на предложение поставить на Краковском Предместье памятник Мицкевичу и открыть его 24 декабря 1898 года, в столетие со дня рождения поэта. Однако поставил условие: высота памятника должна быть на голову ниже стоящей неподалеку статуи генерал-фельдмаршала Паскевича. Того самого, что в 1831 г. подавил польское восстание, за что получил титул светлейшего князя Варшавского. Поляки условие приняли, но пошли на хитрость. В проекте, представленном российским властям, условие было соблюдено, зато позже к постаменту достроили несколько ступенек, и при открытии памятника оказалось, что он выше фельдмаршала как раз на голову...
Чуть дальше по левой стороне улицы привлекает внимание дворец Радзивиллов, где юный Шопен впервые выступил с концертом. Его называют также дворцом наместника, потому что с 1818 г. здесь была резиденция наместника Царства Польского. Спустя столетие в здании расположился Совет министров, который находится тут и по сей день.
Перед дворцом - памятник князю Юзефу Понятовскому. Судьба памятника оказалась трудной. За то время, пока его делали, царские власти успели разгромить восставших поляков, и царь подарил скульптуру отличившемуся в этом деле фельдмаршалу Паскевичу. Понятовский на коне более ста лет украшал дворцовый сад фельдмаршала в Гомеле. Потом он вернулся в Варшаву, стоял на Саксонской площади перед колоннадой одноименного дворца. Нет уже того дворца, да и площадь носит имя Пилсудского. Не пережил 1944 г. и памятник. В 1952 г. его восстановили в Копенгагене и подарили варшавянам. Сначала он стоял в Лазенках, и только в 1965 г. занял место, определенное для него еще в 1815 г. - на Краковском Предместье.
Варшавский университет (дом №26-28) вы узнаете по затейливым барочным воротам. В XVII в. это был летний королевский дворец, здесь же располагалась Рыцарская школа, где учился Т. Костюшко. В 1816 г. в здании дворца открыли университет, но сразу же после разгрома восстания в 1831 г. закрыли. Потом еще не раз открывали и закрывали, но даже в годы оккупации занятия почти на всех факультетах тайно продолжались.
Напротив университета в здании, тоже входившем в свое время в дворцовый ансамбль, расположилась Академия изящных искусств. В одном из флигелей в 1826 г. жил Шопен, это была его последняя варшавская квартира, о чем напоминают мемориальная доска и музей. С этим именем связан и соседний костел Св. Креста. В одной из его колонн замурована урна с вернувшимся на родину сердцем композитора.
У дворца Сташица
начинается улица Новый Свет (Новы
Свят), которая тянется. До площади Трех
Крестов. Она - часть старого тракта, и
название свое получила в связи с ехавшими
по ней переселенцами. Напротив дворца
стоит памятник Николаю Копернику. Делал
его датский скульптор Торвальдсен, он
же работал и над памятником Мицкевичу,
В 1944 г. немцы вывезли скульптуру, но уже
летом 1945-го она вернулась на место.
Там, где улица пересекается с Иерусалимскими
аллеями, нельзя не заметить здание с крупной
надписью на фасаде: "Весь народ строит
свою столицу". Этот дом построили в
1949 г., и в нем размещался совет, руководивший
восстановлением города.
Площадь Трех Крестов (пляц Тшех Кшижи) своим названием обязана двух колоннам с позолоченными крестами и фигуре св. Яна, покровителя дорог и мостов. Их поставил Август II в 1731 году. А в начале прошлого века на площади построили костел Св. Александра в память о приезде сюда Александра I.
Миновав площадь, попадаем на Уяздовские аллеи. Улица была проложена на месте старой дороги, которая вела от площади Трех Крестов до деревянного костела в Уяздове. Со временем церквушку разобрали, а при Станиславе Понятовском начались городские преобразования и улица приобрела современный вид. Это один из самых романтичных и, как полагают поляки, элегантных уголков города; здесь любят гулять и назначать свидания. В послевоенные годы на этих аллеях в многочисленных дворцах и особняках, восстановленных и благоустроенных, разместились правительственные учреждения, представительства, посольства. Видимо, не случайно именно эта улица в свое время была удостоена чести носить имя Сталина.
Рядом с аллеями - Уяздовский парк, небольшой, но устроенный с большим вкусом. На его месте издавна устраивали военные парады, народные гулянья, выставки. Одна из примечательных парковых скульптур - памятник выдающемуся музыканту, композитору и государственному деятелю Игнацы Падеревскому, поставленный в 1939 г.
Дворцы Уяздовских аллей заканчиваются на площади На роздрожу (На распутье). Здесь встречаются четыре улицы. На одной из них - аллее Шуха - возвышается монументальное здание в стиле модерн. Сейчас в этом доме №25 находится Министерство народного образования, а в годы оккупации располагалось гестапо. В нем замучены тысячи поляков, и об этом рассказывает размещенный в бывших тюремных камерах Музей борьбы и мученичества.
От Уяздовских аллей уходит утопающая летом в зелени улица Агрикола. Она возникла двести лет назад как дорога в парк Лазенки. Примерно тогда же, в 105-ю годовщину битвы с турками под Веной, здесь поставили памятник Яну III Собескому, который стоит и до сих пор.
За Агриколой
начинается Ботанический сад Варшавского
университета. Кроме экзотической флоры
здесь можно увидеть и руины
храма Провидения, построенного в
конце позапрошлого века. У этих
руин во времена неволи встречались
молодые патриоты и отмечали годовщины
памятных для поляков политических
событий.
К Ботаническому саду примыкает красивейший
дворцово-парковый ансамбль Лазенки, один
из самых крупных в Европе. О нем отдельный
разговор, а мы обратим внимание на Бельведер,
который возвышается неподалеку от главного
входа в парк. На его месте некогда стояла
деревянная вилла королевского канцлера,
которую тот построил для своей жены. Отсюда
открывается прекрасный вид на парк, и
это обстоятельство, изложенное по-итальянски
(belle vedere), дало название дворцу. В этом
классическом здании, построенном в 20-х
годах прошлого века, когда-то обитал царский
наместник, великий князь Константин.
Помнит дворец и президента независимой
Польши Станислава Войцеховского, и маршала
Юзефа Пилсудского (кстати, здесь действует
постоянная выставка, посвященная маршалу).
В годы войны гитлеровцы собирались взорвать
дворец, но, к счастью, не успели. Сейчас
Бельведер - государственная резиденция
президента страны.
Наверное,
ни один варшавский памятник не пережил
столько, столько этот Идея увековечить
память о Фридерике Шопене возникла
за полвека до того, как в парке
Лазенки появилась эта
Вот тогда-то на опустевшем постаменте
и появилась эта надпись. "Кто меня снял,
не знаю, но зато знаю почему; чтобы я не
сыграл ему похоронный марш".
Памятнику не везло и после войны. Появились предложения заменить его другим, объявить новый конкурс и т.д. Снова начались дебаты, дискуссии, споры. К счастью, было решено восстановить старую скульптуру.
В знаменитой мастерской братьев Лопеньских было изготовлено 116 частей статуи, весящих в общей сложности около 16 тонн. Работа продолжалась почти весь 1957 год, и следующей весной памятник, с таким трудом построенный и не меньшим трудом возвращенный Варшаве, вновь стоял в столичном парке.
В день его торжественного
открытия здесь состоялся концерт,
в котором участвовали
Теперь познакомимся с окрестностями Средместья, обогнув его с юга, из района Мокотова, по ходу часовой стрелки. Чтобы попасть сюда с улицы Ставки, где мы только что побывали, надо пересечь все Средместье с севера на юг. Сделать это можно на автобусе или трамвае. Кстати, неподалеку отсюда, от площади Красиньских, отправился в свое время первый в городе электрический трамвай, и поэтому скажем несколько слов о варшавском трамвае.
В 1880 г., когда
Варшава насчитывала всего 400 тыс.
жителей и занимала немногим более
20 кв. км, столичные власти решили пустить
по городу конный трамвай. Первая конка
двинулась осенью 1881 г. с Венского
вокзала, который располагался недалеко
от пересечения Маршалковской
Первый электрический трамвай отправился в марте 1908 г. от уже упомянутой площади Красиньских до площади Унии Любельской, откуда начинается Маршалковская. Трамвай этот наделал немало шума, причем не только своим грохотом. Дело в том, что он напугал и встречных коней, и самих варшавян, которые сочли это чудо техники изобретением дьявола. Со временем и те и другие пообвыкли, и трамвай стал самым популярным транспортом в городе.
Что касается метро, то тут успехи скромнее. История его уходит в двадцатые годы, в конце тридцатых начали строить, но помешала война. Потом несколько раз снова принимались за дело, и снова безуспешно. В 1982 г. была предпринята очередная попытка, причем к концу 90-х намечалось пустить первую линию метро, которая соединила бы южную окраину с севером столицы. Но реформы внесли свои коррективы в эти планы, и пока строится только очередная станция - в центре, у Дворца культуры и науки, а сроки окончания строительства плавно перешли в будущий век.
Итак, район Мокотов. Когда-то здесь была деревня Мокотово, принадлежавшая еще мазовецким князьям. В течение столетий тут мало что менялось, а в середине XVIII в. аристократы облюбовали это живописное место и принялись строить дворцы, закладывать парки. Появилась и промышленность - мануфактура, пивоварни, кирпичные заводы. Район стал модным, и вскоре линия конных омнибусов- предшественников трамвая - соединила его с Варшавой.
Там, где пересекаются
улицы Вавельская и Рачиньская, начинается
улица Жвирки и Вигуры. Она названа
в честь польских летчиков Франтишка
Жвирко и Станислава Вигуры, которые
в 1929 году на небольшом самолете облетели
вокруг Европы, преодолев 5 тыс. км. В
том же году Жвирко установил рекорд
высоты для легких самолетов, поднявшись
на 4004 м. На счету асов было уже немало
спортивных побед, когда в 1932 г. они отправились
на соревнования в Прагу. Но в тот день
над Чехословакией разразилась буря, и
этот полет стал для друзей последним.
Улица Жвирки и Вигуры ведет в международный
аэропорт Окенче, где первоклассная техника
(самолеты в основном фирмы "Боинг")
находится в умелых руках. Среди пилотов
авиакомпании "ЛОТ" много спортсменов,
участников международных соревновании
по пилотажу, причем, только чемпионов
- более десяти, такого нет ни в одной авиакомпании.
На этой же улице располагается кладбище,
где покоится более двадцати тысяч советских
солдат, павших в боях за освобождение
Варшавы.
Мы находимся уже на территории соседнего района, который называется Охота. Там, где сейчас тянется улица Груецка и Краковская аллея, издавна пролегал старый тракт. В начале прошлого века на нем построили корчму, название которой и дало имя всему району. Потом он постепенно превращался в пригород, появились заводы, мельницы. А там, где идет улица Вавельска, когда-то на зеленой травке разбивали летние лагеря русские солдаты. В межвоенные годы Охота быстро стала одним из самых оживленных и современных районов города.
Если от Средместья
пойти на запад, то попадем в район
с названием Воля. Вдоль улицы
Окоповой тянется несколько