Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:09, контрольная работа
Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.
Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Библиографический
список
Введение
Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.
Конкуренция существует во многих областях и в каждой области, так же не исключая и экономику, она не может ограничиваться одним лишь определением, поэтому приведу ещё более детальные и близкие к экономике:
Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция
— это элемент рыночного
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Как видно понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Общества,
полагающиеся на конкуренцию, успешнее
других достигают своих целей
и что именно конкуренция показывает,
как можно эффективнее
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации
Сегодня
понятно, что чем ожесточеннее конкуренция
на внутреннем рынке, тем лучше национальные
фирмы оказываются
С переходом
России на рыночные методы хозяйствования
роль конкуренции в экономической
жизни общества значительно возросла.
При этом поддержание конкурентной
среды в РФ, как и во всех развитых
странах в настоящее время, стало
важной задачей государственного регулирования
экономики. А значит, изучение конкуренции,
ее роль в развитии рыночных отношений
является в настоящий момент важнейшей
задачей экономических исследований в
нашей стране.
1. Виды конкуренции
Различают конкуренцию:
· функциональную (это конкуренция определенного товара);
Функциональная
конкуренция возникает
· видовую (по цене и качеству);
Видовая
конкуренция возникает
· межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
Межфирменная
конкуренция — борьба между предприятиями
одной или разных отраслей за ограниченный
объем платежеспособного
· внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.
Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
а) большое
количество самостоятельных производителей
некоторого однородного товара и
масса обособленных потребителей данного
товара. Структура связей такова, что
каждый потребитель, в принципе, может
купить товар у любого производителя,
сообразуясь с собственной
б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
в) единственный
потребитель товара и множество
самостоятельных
г) структура
взаимосвязей, где единому потребителю
противопоставляется
Конкуренция
по своему содержанию весьма противоречива.
С одной стороны, она выражает
стремление к свободе, экономической
независимости - это проявление центробежных
сил. С другой - стремление самих
конкурентов обезопасить себя от
превратностей борьбы, что свидетельствует
о центростремительной
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая.
Рыночные и внерыночные формы
монополия олигополия монопсония конкуренция
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
· повышение качества продукции,
· снижение цен («война цен»),
· реклама,
· развитие до- и послепродажного обслуживания,
· создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
Основные методы недобросовестной конкуренции:
· экономический (промышленный шпионаж);
· подделка продукции конкурентов;
· подкуп и шантаж;
· обман потребителей;
· махинации с деловой отчетностью;
· валютные махинации;
· сокрытие дефектов и т.д.
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
· ценовую (конкуренцию на основе цены);
· неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном
мире ценовая конкуренция утратила
такое значение в пользу неценовых
методов конкурентной борьбы. Это
не означает, конечно, что на современном
рынке не используется "война
цен", она существует, но не всегда
в явной форме. Дело в том, что
"война цен в открытой форме
возможна только до того момента, пока
фирма не исчерпает резервы снижения
себестоимости товара. В целом, ценовая
конкуренция в открытой форме
приводит к снижению нормы прибыли,
ухудшению финансового