Виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:09, контрольная работа

Описание

Если рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее определение будет звучать как:
Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.

Содержание

Введение
1. Виды конкуренции
2. Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы
3. Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат микроэкономика.docx

— 47.44 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.  Виды конкуренции

2.  Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. Рыночные и внерыночные формы

3.  Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение   

Если  рассмотреть что обозначает термин «Конкуренция» то самое общее  определение будет звучать как:

Конкуре́нция (лат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь) -борьба, соперничество в какой-либо области.

Конкуренция существует во многих областях и в  каждой области, так же не исключая и экономику, она не может ограничиваться одним лишь определением, поэтому  приведу ещё более детальные  и близкие к экономике:

Конкуренция — это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему  обеспечению рынка товарами.

Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте  продукции, а также в сфере  приложения капитала.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель  заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать  технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты  на производство единицы продукции  и тем самым имеет возможность  снизить цены, расширяет ассортимент  товаров, улучшает торговое и послеторговое  обслуживание покупателей.

Как видно  понятие конкуренции настолько  многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей  и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить  вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В  этом несомненная положительная  роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция  далека от идиллии. Во все времена  глубинные корни конкурентных отношений  состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и  побежденные. С конкуренцией связываются  такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий  и т.д.

Отсутствие  возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной  трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого  с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения  потребностей, новые типы организации

Сегодня понятно, что чем ожесточеннее конкуренция  на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными  к борьбе за рынки за рубежом, и  тем в более выгодном положении  оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Виды конкуренции

Различают конкуренцию:

·  функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная  конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно  удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятий спортом  или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для  туризма - лодки, велосипеды, машины и  пр.

·  видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны  с различным уровнем выходной мощности.

·  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная  конкуренция — борьба между предприятиями  одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и  межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной  промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

·  внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая  конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции, специфическая форма  антагонистического соперничества  и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в  одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической  конкуренции; специфическая форма  борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой  процесс перелива капиталов из одной  отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства  общественного капитала.

В зависимости  от соотношения между количеством  производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое  количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и  масса обособленных потребителей данного  товара. Структура связей такова, что  каждый потребитель, в принципе, может  купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой  полезности товара, его ценой и  собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель  может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и  малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая  структура называется олигополией  и порождает так называемую несовершенную  конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий  спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим  числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество  самостоятельных производителей. При  этом единый потребитель приобретает  весь объем предложения товара, который  поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия  спроса);

г) структура  взаимосвязей, где единому потребителю  противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также  не является и рыночной.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической  независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих  конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует  о центростремительной тенденции  к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Методы конкуренции: ценовая и не ценовая.

Рыночные  и внерыночные формы

монополия олигополия монопсония конкуренция

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной  фирмы, то все остальные автоматически  лишаются возможности продавать  свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически  неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом  начале реформ в России, когда небольшое  количество начавших поступать с  Запада товаров сталкивалось с практически  ненасытным внутренним спросом.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные  методы добросовестной конкуренции:

·  повышение качества продукции,

·  снижение цен («война цен»),

·  реклама,

·  развитие до- и послепродажного обслуживания,

·  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные  методы недобросовестной конкуренции:

·  экономический (промышленный шпионаж);

·  подделка продукции конкурентов;

·  подкуп и шантаж;

·  обман потребителей;

·  махинации с деловой отчетностью;

·  валютные махинации;

·  сокрытие дефектов и т.д.

Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому  один из распространенных приемов, к  которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка. Все это  средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

В экономической  литературе принято разделять конкуренцию  на:

·  ценовую (конкуренцию на основе цены);

·  неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам.

Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном  мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых  методов конкурентной борьбы. Это  не означает, конечно, что на современном  рынке не используется "война  цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме  возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая  конкуренция в открытой форме  приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния  фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести  ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее  время обычно в следующих случаях:

Информация о работе Виды конкуренции