Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:34, доклад
На практике руководство часто подвергает пересмотру различные организационные процессы. Выделим наиболее важные организационные процессы: контроль, вознаграждение, оценка и процессы принятия решений (рис.4).
Сущность контроля - гарантия того, что запланированные действия будут выполнены так, как это предполагалось. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. В общем, процесс контроля состоит из определения стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Виды организационных процессов
На практике руководство
часто подвергает пересмотру различные
организационные процессы. Выделим
наиболее важные Сущность контроля - гарантия того, что запланированные действия будут выполнены так, как это предполагалось. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. В общем, процесс контроля состоит из определения стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий, заключительный. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам (информационным ресурсам).
Рис. 4. Виды организационных процессов (авторск.) Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и подбора наиболее квалифицированных сотрудников. Предварительный контроль за материальными ресурсамиосуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Необходимо также обеспечить наличие материалов в требуемом количестве, чтобы избежать дефицита. Предварительный контроль за финансовыми ресурсами проводится с помощью создания финансовых планов или бюджетов, которые позволяют также реализовать функцию планирования. Финансовый план, или бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что даетуверенность - когда организации потребуются финансовые ресурсы, они у нее будут в необходимом объеме. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектами становятся сотрудники. Руководители должны регулярно проверять ход исполнения работ, обсуждать возникающие проблемы и предложения, чтобы исключить отклонения от намеченных планов. Особое значение при осуществлении текущего контроля имеют различные системы обратной связи. Заключительный контроль В процедуре контроля (в процессе контроля) выделяют три основных этапа: 1. Выработка стандартов и критериев. 2. Сопоставление с ними реальных результатов. 3. Принятие необходимых корректирующих действий. Очевидно, что каждый этап как процедура может быть предметом попытки изменения. Следующая составляющая - система вознаграждения сотрудников. Кто вознагражден, за что и в каком объеме -эти вопросы жизненно важны для большинства членов организаций. Это особенно актуально там, где вознаграждение используется как метод контроля, и персонал исполняет задачи из-за материальных выгод. Изменение в системе вознаграждений в свою очередь затрагивает климат организации, межличностные отношения в пределах всей организации как мощного объекта изменений. Следующий элемент - система оценки. При осуществлении изменений процесс оценки должен рассматриваться как важный фактор повышения эффективности системы вознаграждения. Один из важнейших организационных процессов - принятие решений. В зависимости
от целей и методов разработки
различают следующие основные разновидности
управленческих решений: РЕШЕНИЕ - это выбор, который должен сделать сотрудник предприятия, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Проблема и возможность. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и о переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д. Когда мы говорим
о возможностях, выявленных в результате
анализа сложившейся или Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы или возможности, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы или возможности с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее частей) и ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации). Анализ ситуационных факторов позволяет рассмотреть проблему в связи с вызвавшими ее событиями и изменениями во внутренней и внешней среде организации и начать поиск решения Можно выделить следующие этапы рационального решения проблем или задач: 1. Диагностика проблемы. 2.Формулировка ограничений и критериев для принятиярешений, т.е. какими решения не могут быть, и какие целидолжны достигать этими решениями. 3.Выявление (генерация) альтернатив. 4.Оценка выработанных альтернатив. 5.Окончательный выбор. С точки зрения организационного совершенствования важны не только эффективные процедуры принятия решений, но и организация этих процессов, например, распределение типов принимаемых решений по уровням управления. В более широком
смысле, изменение может быть эффективно только при реализации
его в организации в широких масштабах. • определение миссии организации; • установление системы целей; • анализ внешней и внутренней среды; • выработку и оценку стратегических альтернатив; • реализацию и корректировку программ. При организационном
совершенствовании |