Внешнеэкономическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:30, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономическая политика Китая, ее правовые основы, современное состояние.

Содержание

Введение 3

1.
Теоретические основы внешнеэкономической политики Китая


1.1.
Общая характеристика экономики Китая
5

1.2.
Правовые основы внешнеэкономической деятельности Китая
5

1.2.1.
Внешняя торговля в Китае
7

1.2.2
Свободные экономические зоны Китая
9

2.
Вступление Китая в ВТО и его последствия
15

2.1.
Вступление Китая в ВТО
15

2.2
Социально-экономические последствия вступления Китая в ВТО
17

3.
Тенденции и перспективы развития Китая
24

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Приложение
31

Работа состоит из  1 файл

2Внещнеэкономическая политика китая - копия.docx

— 93.96 Кб (Скачать документ)

        В законе также оговорено что, экспортные и импортные товарные и тарифные квоты распределяются отделом Госсовета, который ведает внешней торговлей, либо другими соответствующими отделами в составе Госсовета, которые действуют в пределах своей компетенции, исходя из принципов открытости, справедливости, объективности, пользы и эффективности. Также в законе прописаны положения о защите прав интеллектуальной собственности, которая имеет отношение к внешней торговле, о стимулировании внешней торговли, о порядке внешней торговли и т.д.

      Закон «О таможне» составлен с целью  защиты государственных интересов  и государственного суверенитета, укрепления таможенного контроля, содействия обмену с другими странами в сфере  экономики, торговли, науки, технологии и культуры и обеспечения социалистической реконструкции. В соответствии с  данным законом, таможенные пошлины  должны собираться в соответствии с  импортно-экспортными тарифами на товары, разрешенные к импорту/экспорту, и предметы, которые можно ввозить  или вывозить с территории.

      В законе оговорено, что снижение пошлин или освобождение от пошлин может  быть предоставлено импортируемым  или экспортируемым товарам свободных  экономических зон и других особых районов; импортируемым и экспортируемым товарам ограниченного количества предприятий, таких, как совместные акционерные предприятия, совместные договорные предприятия и предприятия, находящиеся в полном владении иностранного инвестора; импортируемым и экспортируемым товарам для особого пользования; и материалам, используемым в целях  улучшения социального обеспечения. Госсовет определяет пределы этих пошлинных  скидок и освобождения и составляет правила их предоставления.

      В законе КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным  капиталом говорится, что в целях  расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена Китайская Народная Республика разрешает  иностранным компаниям, предприятиям и прочим хозяйственным организациям или отдельным лицам (далее сокращенно именуемым - иностранные партнеры) в  соответствии с принципом равноправия  и взаимной выгоды и с разрешения Правительства Китая организовывать в пределах Китайской Народной Республики совместные предприятия с китайскими компаниями, предприятиями и прочими  хозяйственными организациями. Во всей своей деятельности совместные предприятия  обязаны строго соблюдать установления законов, распоряжений и соответствующих  положений Китайской Народной Республики.

      Формой  совместного предприятия является компания с ограниченной ответственностью. В зарегистрированном капитале совместного  предприятия доля инвестиций иностранного партнера, как правило, не может быть ниже 25 %. Партнеры по совместному предприятию  получают прибыль, несут риск и убытки согласно доле в зарегистрированном капитале.

      Положения КНР об импортно-экспортном тарифе оговаривают, что импортные пошлины  состоят из двух различных ставок - общей ставки и льготной ставки. Общая ставка применяется при  импорте товаров из стран или  регионов, которые не заключили соглашений с Китайской Народной Республикой, содержащих положения о взаимности в отношении таможенных пошлин. Льготная ставка применяется при импорте  товаров из стран или регионов, которые заключили такие торговые соглашения с КНР.

     Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов используются такие инструменты, как налоги на импортные товары и  единый курс национальной валюты. Регулирование  дополняется системой валютного  контроля.

      В целом, действующий свод законов  и положений КНР создает достаточные  условия для реализации в сфере  внешнеэкономической деятельности рыночных принципов – свободного предпринимательства и конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ КИТАЯ 

     2.1 Внешняя торговля Китая 

     Наиболее  развитая форма внешнеэкономических  связей Китая — внешняя торговля. Объем внешней торговли Китая в 2010 г составил 2,9 трлн. долларов, что на 30% превысило показатель прошлого года. В 2010 году наблюдалось быстрое восстановление китайской внешней торговли, объем которой в 2009 г под воздействием мирового финансового кризиса сократился на 13,9% и составил 2,21 трлн. долл. Согласно последним данным 2010 года, общий объем внешней торговли Китая достиг 2,9 трлн. долларов, что на 36,6 % превышает показатель 2009 г.[20]

     По  объему экспорта КНР по данным 2009 г. стала крупнейшим экспортёром в мире. В 2009 г. за рубеж было продано китайских товаров на сумму $1,07 трлн. Для сравнения еще в 2005 г. по объёму экспорта Китай ($593,4 млрд.) занимал лишь 3-е место, уступая Германии ($914,8 млрд.) и США ($819 млрд.) [21]

     Одна  из важных задач внешней торговли КНР — приобретение техники и  технологий. За счет импорта наукоемких технологий было обеспечено примерно 60% прироста промышленного производства, поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции. Товарная структура представлена текстильными товарами (КНР занимает 1-е место  в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка), продукцией электроники и машиностроения. Доля готовой продукции составляет 2/3 китайского экспорта. Основными торговыми  партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них  приходится свыше 70% закупок техники  и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования. США лидируют в поставках высокотехнологической  продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники.[11, 17]

     Значительные  сдвиги произошли и в товарной структуре экспорта. Если в 70-е гг. в ней доминировала продукция сырьевых отраслей, то в годы реформы устойчиво росла доля продукции обрабатывающей промышленности. Правда, речь идет, как правило, о продукции низкотехнологичных, трудоемких отраслей. До середины 90-х гг. ведущей статьей китайского экспорта были текстиль и готовая одежда. Но и в данном случае имеются в виду, прежде всего товары массового потребительского спроса (радиоприемники, магнитофоны, часы и т.д.) а также отдельные комплектующие и узлы для компьютерных производств, сосредоточенных в других странах.

     Сегодня более 30% китайского экспорта — это электроника, бытовая техника и оборудование раскрученных торговых брендов. Мнение о, якобы низком качестве китайских товаров существует до сих пор, однако, как считают многие, это уже не более чем стереотип. Американская торговая сеть Wal-Mart, например, настолько доверяет качеству китайских товаров, что в 2008 году закупила их на сумму в 14 млрд. долл. Это 13% всего тогдашнего американского импорта из КНР. [22]

     Динамика  оборота и баланса внешней  торговли в целом соответствует  динамике внутреннего макроэкономического  цикла. Периоды инфляционного перегрева  обычно характеризуются резким возрастанием спроса на импортные товары как потребительского, так и инвестиционного назначения. К тому же на ранних, относительно экономически благополучных стадиях цикла, как правило, осуществляются очередные меры внешнеторговой либерализации. Поэтому в периоды ускорения экономического роста обычно происходит быстрое увеличение объемов импорта, и возникает дефицит торгового баланса. В периоды активной антиинфляционной политики спрос на импортные товары ограничивается, нередко вводятся дополнительные количественные ограничения импорта, и, как следствие, образуется положительное сальдо внешнеторговых операций.[16, с.34] 

     2.2 Положение Китая в сфере привлечения  иностранных инвестиций  

     Отраслевая  структура иностранных инвестиций в КНР характеризуется опережающим  ростом вложений в обрабатывающую промышленность, где особенно велика доля живого труда  в стоимости конечной продукции. Если в 2000 году сюда поступило 62,1% прямых иностранных инвестиций, то в 2008 году - 70%. При этом положительным сдвигом в отраслевом срезе иностранных инвестиций в последние годы является возрастание доли техноемких производств, включая предприятия по глубокой переработке сырья, а также наукоемких и высокотехнологичных отраслей.[18]

     Предприятия с участием иностранного капитала являются важным каналом поступления в  КНР современной техники и  технологии. Они обеспечивают более 60% общего числа контрактов в сфере технологического трансферта и свыше половины их общей стоимости. При этом в начале XXI в. в связи с повышением внимания китайских властей к качеству экономического роста происходит последовательное стимулирование транснациональных корпораций к переносу в КНР всех стадий производственного цикла, включая его наиболее технологически емкую часть - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Этому способствует и быстрое развитие соответствующих секторов внутреннего рынка КНР. По состоянию на конец 2005 года крупнейшие транснациональные корпорации («Майкрософт», «Интел», «Дженерал моторз», «Хонда», «Сименс», «Нортел», «Фольксваген» и др.) открыли в Китае 750 центров по освоению и развитию современных технологий.[18]

     Инвестиции  ТНК сосредоточены, главным образом, в капиталоемких и наукоемких отраслях - микроэлектроника, автомобилестроение, телекоммуникации, приборостроение, фармацевтика, химическая промышленность. Инвестиции пятисот крупнейших ТНК в такие  отрасли, как электроника, телекоммуникация, транспорт и связь, химические материалы  и продукты составляют 55% от общей  суммы инвестиций в Китае.[14]

     Определенное  внимание зарубежные вкладчики капитала уделяют и таким областям экономической  деятельности, как офисное и жилищное строительство, а также сфера  услуг, в которые стабильно поступает 9-11 и 6-7% инвестиций соответственно.[28]

     Региональное  размещение иностранных инвестиций характеризуется преимущественной ориентацией зарубежных инвесторов на восточные районы страны как наиболее экономически развитые и способные  в связи с этим предоставить наиболее комфортные условия инвестирования и дальнейшей деловой активности.

      Как уже говорилось ранее, составной  частью   экономических   реформ   Китая   стала   «политика открытости», направленная на привлечение иностранного капитала, в том числе через свободные экономические зоны.      Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

        1.  Самостоятельное  экономическое   развитие  на  основе  принципов  рыночного регулирования.

        2.   Опора   на   иностранные   капиталовложения.  

        3. Главный современный отраслевой приоритет  -  промышленность.

        4.  Экспортная   ориентация   производства,   широкое   привлечение

 импортного сырья.

        5. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

        6. Налоговая система дифференцирована по региональным  особенностям СЭЗ. [5], [7, с.160]

            Основные цели создания СЭЗ:

        1. Привлечение  иностранного  капитала,  передовой  техники и технологии,   овладение   опытом   управления,   подготовка национальных кадров.
        2. Увеличение экспортной валютной выручки.
        3. Эффективное использование природных ресурсов.
        4. Стимулирование развития экономики страны в целом,  передача

передовой  зарубежной  технологии  и  опыта  управления  во внутренние районы страны.

        1. Мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции.
        2. Обеспечение ускоренного развития тех регионов  страны,  где находятся спецзоны всех типов [8]

            На данный момент в Китае  6 специальных экономических   зон,  более 30 государственных зон экономического и технического развития,  14  открытых портов, а так же иные  зоны  свободной  торговли,  таможенные  пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и  торговый  статус.  СЭЗ являются наиболее экономически  развитыми  регионами  страны.  4  из  6  СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

            СЭЗ  Шэньчжэнь  включает  17,5  тыс.  предприятий  с   общим   объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85%  приходится  на  Гонконг.  Основные сферы  инвестирования:  ядерная  энергетика,  электроника,   машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие  технологии.  Объем  экспорта  промышленной продукции в 2008 г. - $7,5 мрлд.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Китая