Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:52, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: изучение состава и структуры агропромышленного комплекса; анализ современного состояния и внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России; анализ возможных путей развития внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России.
Введение
1. Состав и структура агропромышленного комплекса
2. Анализ современного состояния и внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса РФ
3. Анализ возможных путей развития внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Страны СНГ избрали разные подходы для решения этой проблемы. Страны, присоединившиеся к ВТО (Грузия и Кыргызстан) выбрали первую стратегию, тогда как Молдова, которая практически уже завершила переговоры – вторую. Остальные страны, которые находятся в переговорном процессе – Беларусь, Казахстан, Россия – также пытаются как можно больше мер включить в «желтую корзину». Для экспортного субсидирования сельхозпродукции и продовольствия существует аналогичная мерам «желтой корзины» схема связывания, а затем поэтапного сокращения (в течение 6-летнего периода по затратам – на 36% от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21%). Присоединяющиеся государства должны предоставить информацию в ВТО об используемых экспортных субсидиях и принять обязательства по их сокращению.
Реально
может возникнуть ситуация, при которой
в ВТО будут приняты решения
о таможенных тарифах, ущемляющих интересы
нашей страны. Россия будет не вправе дискриминировать
импортные товары, применять количественные
ограничения, экспортные субсидии, ограничивающие
торговлю, предоставлять привилегии агропредприятиям,
вводить ограничения в деятельность контрагентов.
Меры по защите внутреннего рынка от давления
импорта могут быть приняты только в случае
доказательства его угрозы продовольственной,
экономической и экологической безопасности
страны. Приходится учитывать и то обстоятельство,
что в соответствие с правилами ВТО, страна
должна предоставлять национальный режим
импортерам из стран-членов ВТО. Это означает,
что правительства не должны создавать
более благоприятные условия отечественным
производителям по сравнению с иностранными
или оказывать предпочтение какому-либо
иностранному поставщику.
России, в случае вступления ее в ВТО, целесообразно
не откладывать процесс адаптации к тарифным
квотам, как и к механизму введения специальных
охранных мер, необходимость в которых
возникает тогда, когда появляется критическая
ситуация с импортом какого-либо продукта,
особенно при значительном увеличении
его объема по сравнению с допустимым.
Но специальная охранная мера может быть
использована только в отношении продуктов,
которые были тарифицированы, а не в отношении
импорта в рамках тарифной квоты. Право
применять эти меры правительство должно
специально оговорить в обязательствах
по сельскому хозяйству8.
Таким
образом, можно сформулировать базисный
вывод, касающийся прогнозирования
возможных последствий
Российский агропромышленный комплекс находится в глубоком кризисе перепроизводства. Выйти из него производителям поможет ориентированная на экспорт политика государства. При суммарном потреблении в 74 млн. тонн и 10 млн. тонн переходящих запасов урожай в 108 млн. тонн вполне можно назвать кризисом перепроизводства, считает вице-президент Зернового союза Александр Корбут. Однако с этим согласны далеко не все экономисты. «Разовый хороший урожай не обязательно называть кризисом перепроизводства, под которым обычно понимают многолетний стабильный рост производства», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев9. По его словам, если бы посредники на зерновом рынке сократили свою маржу, то отрасли вообще бы не понадобилась господдержка. В то же время низкая производительность труда и высокие издержки в животноводстве не позволяют надеяться на рост потребления зерновых в этой отрасли. «Более того, низкая продуктивность скота и рост тарифов заставляют сокращать поголовье скота».
По данным Росстата, на конец декабря 2008 года поголовье крупного рогатого скота упало на 2,6% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года. В том числе поголовье коров сократилось на 1,3%. Устойчивая тенденция падения поголовья наблюдается в России с 1990 года. Не изменили ситуацию квоты и ввозные пошлины на мясо, которые были введены с 2003 года. С тех пор поголовье коров сократилось, по данным Росстата, с 11,09 млн. до 9,2 млн. на конец 2008 года. Понятно, что такое стимулирование животноводства обернулось запросами лоббистов на господдержку экспорта зерна.
Согласно данным ФТС, в январе импорт мяса упал почти на 50%. При этом в России импортное мясо составляет как минимум 35% от совокупного потребления. Если предположить, что столь серьезное падение импорта окажется устойчивым, то возможны два варианта: либо отечественные производители должны резко увеличить объемы выпуска, либо потребление мяса должно снизиться на 12–17%.
Финансовый кризис может еще больше подстегнуть импорт продовольствия, поскольку отечественные производители из-за сокращения кредитования замораживают часть проектов по развитию производства. По этой причине особое место в системе мер по поддержанию отечественного производителя в условиях кризиса должна занять таможенно-тарифная политика. По тарифным квотам на импорт мяса в 2009 году политическое решение принято, но остаётся важный этап согласования конкретных объёмов квот, который должен проходить при обязательном участии союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей. Пока Россия не в состоянии полностью обеспечить себя мясом собственного производства и зависит от импорта в значительной мере. Причем если по производству мяса птицы мы выходим на мировой уровень, то свиноводство не в состоянии в ближайшее время полностью обеспечить страну своей продукцией. Если говорить о говядине, то производство ее в объеме потребления по физиологическим нормам – задача довольно далекого будущего, достаточно отметить, что в России почти не осталось крупного рогатого скота пород мясного направления. Вся говядина (97%) получается от комбинированных и молочных пород КРС.
Вместе
с тем, остаётся много проблем
развития АПК, требующих неотлагательного
решения. Сохраняются неблагоприятные
общие условия функционирования сельского
хозяйства. Изношенность производственных
фондов, растущие цены на основные потребляемые
отраслью ресурсы, и, прежде всего – энергоресурсы.
За последние семь лет цены на зерно, муку,
хлебобулочные изделия выросли в среднем
на 140 – 170 процентов. В то время как горюче-смазочные
материалы для села, электроэнергия, железнодорожные
перевозки подорожали на 250 – 350 процентов.
Требуют решения и такие проблемы как
низкие темпы модернизации отрасли, неэффективное
регулирование агропродовольственного
рынка, сохранение и увеличение плодородия
почв. Нашей стране необходима таможенно-тарифная
политика, которая бы формировала режим
справедливой конкуренции и устойчивого
развития отечественного производства.
И, кроме того, оперативно учитывала быстроменяющуюся
конъюнктуру на международном рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. Развитие агропродовольственного сектора экономики страны должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, так как надежное продовольственное обеспечение населения невозможно без устойчивого функционирования агропромышленного комплекса страны (АПК) и продовольственного рынка.
Снижение посевных площадей, недостаточное внесение удобрений в почву, использование устарелой сельхозтехники и ее высокий износ – препятствуют реализации потенциала России для повышения урожая основных сельскохозяйственных культур.
Фактором, ограничивающим увеличение зернового экспорта, стали транспортные расходы, прежде всего, провоза по железной дороге из внутренних областей России, что ведет к снижению внутренней закупочной цены.
В настоящее время ситуация
на внутреннем рынке требует
как повышения ввозных пошлин
на отдельные группы
Основой подготовки агропромышленного комплекса к функционированию после вступления России в ВТО должна стать модернизация агропромышленного комплекса.
На
мой взгляд, в настоящее время вступление
России в ВТО для ее АПК неприемлемо; от
участия в ВТО выигрывают лишь высокотехнологичные
предприятия машиностроительного комплекса,
легкой, текстильной промышленности и
энергоресурсопоставляющие отрасли, продукция
которых конкурентоспособна и востребована
при экспорте. По производственному потенциалу,
состоянию социально-экономической и
производственной инфраструктуры АПК
России пока не конкурентоспособен, в
том числе и потому, что его биоклиматический
потенциал в 2,3-2,8 раза ниже, чем в США и
Западной Европе. Земли сельскохозяйственного
назначения не могут давать высоких урожаев
при богарном земледелии, требуют значительных
инвестиций. Соответственно в первую очередь
нужно довести конкурентоспособность
АПК до требуемого стартового уровня,
при котором только и можно входить в ВТО.
Только тогда можно рассчитывать на достаточно
прочные позиции на мировых агропродовольственных
рынках, минимально необходимый уровень
государственной поддержки российских
сельхозтоваропроизводителей, обеспечение
продовольственной безопасности страны.
Пока же темпы увеличения импорта в три
раза превышают темпы роста производства
в России, и при вступлении в ВТО сейчас
она может оказаться в значительном проигрыше.
Поэтому в настоящее время, прежде всего,
требуется откорректировать импортные
тарифы, особенно на животноводческую
продукцию, которые значительно ниже,
чем в странах Европейского союза.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Объемы экспорта и импорта отдельных продовольственных товаров.
2008 г. | ||
тыс. тонн | в % к 2007 г. | |
Экспорт | ||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, млн. долларов США | 9390 | 103,3 |
из них: | ||
злаки | 13594 | 81,5 |
в том
числе:
пшеница и маслин |
11764 | 81,1 |
ячмень | 1537 | 80,6 |
семена рапса | 48,1 | 61,8 |
семена подсолнечника | 94,2 | 87,2 |
Импорт | ||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, млн. долларов США | 35160 | 127,3 |
из них: | ||
мясо свежее и мороженое | 1711 | 114,9 |
мясо птицы свежее и мороженое | 1224 | 94,5 |
рыба свежая и мороженая | 881 | 101,2 |
молоко и молочная продукция | 491 | 99,9 |
из
них:
молоко сухое |
91,5 | 136,5 |
сыры и творог | 270 | 103,3 |
овощи | 2845 | 121,1 |
масло подсолнечное | 112 | 84,8 |
сахар-сырец | 2418 | 70,9 |