Внешнеэкономические связи АПК России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение и анализ внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: изучение состава и структуры агропромышленного комплекса; анализ современного состояния и внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России; анализ возможных путей развития внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса России.

Содержание

Введение
1. Состав и структура агропромышленного комплекса
2. Анализ современного состояния и внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса РФ
3. Анализ возможных путей развития внешнеэкономических связей агропромышленного комплекса РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_внешнеэкономические связи АПК.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

     Страны  СНГ избрали разные подходы для  решения этой проблемы. Страны, присоединившиеся к ВТО (Грузия и Кыргызстан) выбрали  первую стратегию, тогда как Молдова, которая практически уже завершила переговоры – вторую. Остальные страны, которые находятся в переговорном процессе – Беларусь, Казахстан, Россия – также пытаются как можно больше мер включить в «желтую корзину». Для экспортного субсидирования сельхозпродукции и продовольствия существует аналогичная мерам «желтой корзины» схема связывания, а затем поэтапного сокращения (в течение 6-летнего периода по затратам – на 36% от первоначально связанного размера субсидий, и по объему – на 21%). Присоединяющиеся государства должны предоставить информацию в ВТО об используемых экспортных субсидиях и принять обязательства по их сокращению.

     Реально может возникнуть ситуация, при которой  в ВТО будут приняты решения  о таможенных тарифах, ущемляющих интересы нашей страны. Россия будет не вправе дискриминировать импортные товары, применять количественные ограничения, экспортные субсидии, ограничивающие торговлю, предоставлять привилегии агропредприятиям, вводить ограничения в деятельность контрагентов. Меры по защите внутреннего рынка от давления импорта могут быть приняты только в случае доказательства его угрозы продовольственной, экономической и экологической безопасности страны. Приходится учитывать и то обстоятельство, что в соответствие с правилами ВТО, страна должна предоставлять национальный режим импортерам из стран-членов ВТО. Это означает, что правительства не должны создавать более благоприятные условия отечественным производителям по сравнению с иностранными или оказывать предпочтение какому-либо иностранному поставщику.  
России, в случае вступления ее в ВТО, целесообразно не откладывать процесс адаптации к тарифным квотам, как и к механизму введения специальных охранных мер, необходимость в которых возникает тогда, когда появляется критическая ситуация с импортом какого-либо продукта, особенно при значительном увеличении его объема по сравнению с допустимым. Но специальная охранная мера может быть использована только в отношении продуктов, которые были тарифицированы, а не в отношении импорта в рамках тарифной квоты. Право применять эти меры правительство должно специально оговорить в обязательствах по сельскому хозяйству8.

     Таким образом, можно сформулировать базисный вывод, касающийся прогнозирования  возможных последствий вступления России в ВТО: опыт стран с переходной экономикой, вступивших в ВТО, свидетельствует, что опасения снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции являются большей частью преувеличенными. Другим важным аспектом проблемы является то, что сельское хозяйство России до сих пор не преодолело последствий экономического кризиса 90-х гг. В 2002 г. объем произведенной продукции составлял всего 69% от 1990 года. В этой связи данные по странам с переходной экономикой, также вынужденным справляться с последствиями кризисов 90-х годов, свидетельствуют, что вступление в ВТО не решило проблему восстановления предкризисных объемов сельскохозяйственного производства. Лишь Кыргызстан сумел устранить последствия кризиса в сельском хозяйстве. Однако роль вступления ВТО в этом процессе не столь очевидна: наибольшие темпы прироста производства приходились на период 1995-1998 гг., когда удалось восстановить 27% сокращенного объема производства 1990 г., тогда как в 1999-2002 гг. данный показатель составил всего 12%.

     Российский агропромышленный комплекс находится в глубоком кризисе перепроизводства. Выйти из него производителям поможет ориентированная на экспорт политика государства. При суммарном потреблении в 74 млн. тонн и 10 млн. тонн переходящих запасов урожай в 108 млн. тонн вполне можно назвать кризисом перепроизводства, считает вице-президент Зернового союза Александр Корбут. Однако с этим согласны далеко не все экономисты. «Разовый хороший урожай не обязательно называть кризисом перепроизводства, под которым обычно понимают многолетний стабильный рост производства», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев9. По его словам, если бы посредники на зерновом рынке сократили свою маржу, то отрасли вообще бы не понадобилась господдержка. В то же время низкая производительность труда и высокие издержки в животноводстве не позволяют надеяться на рост потребления зерновых в этой отрасли. «Более того, низкая продуктивность скота и рост тарифов заставляют сокращать поголовье скота».

     По  данным Росстата, на конец декабря 2008 года поголовье крупного рогатого скота упало на 2,6% по сравнению с аналогичной датой предыдущего года. В том числе поголовье коров сократилось на 1,3%. Устойчивая тенденция падения поголовья наблюдается в России с 1990 года. Не изменили ситуацию квоты и ввозные пошлины на мясо, которые были введены с 2003 года. С тех пор поголовье коров сократилось, по данным Росстата, с 11,09 млн. до 9,2 млн. на конец 2008 года. Понятно, что такое стимулирование животноводства обернулось запросами лоббистов на господдержку экспорта зерна.

     Согласно  данным ФТС, в январе импорт мяса упал почти на 50%. При этом в России импортное мясо составляет как минимум 35% от совокупного потребления. Если предположить, что столь серьезное  падение импорта окажется устойчивым, то возможны два варианта: либо отечественные производители должны резко увеличить объемы выпуска, либо потребление мяса должно снизиться на 12–17%.

     Финансовый кризис может еще больше подстегнуть импорт продовольствия, поскольку отечественные производители из-за сокращения кредитования замораживают часть проектов по развитию производства. По этой причине особое место в системе мер по поддержанию отечественного производителя в условиях кризиса должна занять таможенно-тарифная политика. По тарифным квотам на импорт мяса в 2009 году политическое решение принято, но остаётся важный этап согласования конкретных объёмов квот, который должен проходить при обязательном участии союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей. Пока Россия не в состоянии полностью обеспечить себя мясом собственного производства и зависит от импорта в значительной мере. Причем если по производству мяса птицы мы выходим на мировой уровень, то свиноводство не в состоянии в ближайшее время полностью обеспечить страну своей продукцией. Если говорить о говядине, то производство ее в объеме потребления по физиологическим нормам – задача довольно далекого будущего, достаточно отметить, что в России почти не осталось крупного рогатого скота пород мясного направления. Вся говядина (97%) получается от комбинированных и молочных пород КРС.

     Вместе  с тем, остаётся много проблем  развития АПК, требующих неотлагательного  решения.   Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства. Изношенность производственных фондов, растущие цены на основные потребляемые отраслью ресурсы, и, прежде всего – энергоресурсы. За последние семь лет цены на зерно, муку, хлебобулочные изделия выросли в среднем на 140 – 170 процентов. В то время как горюче-смазочные материалы для села, электроэнергия, железнодорожные перевозки подорожали на 250 – 350 процентов. Требуют решения и такие проблемы как низкие темпы модернизации отрасли, неэффективное регулирование агропродовольственного рынка,  сохранение и увеличение плодородия почв. Нашей стране необходима таможенно-тарифная политика, которая бы формировала режим справедливой конкуренции и устойчивого развития отечественного производства. И, кроме того, оперативно учитывала быстроменяющуюся конъюнктуру на международном рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Агропромышленный  комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. Развитие агропродовольственного сектора экономики страны должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства, так как надежное продовольственное обеспечение населения невозможно без устойчивого функционирования агропромышленного комплекса страны (АПК) и продовольственного рынка.

        Снижение посевных площадей, недостаточное внесение удобрений  в почву, использование устарелой сельхозтехники и ее высокий износ – препятствуют реализации потенциала России для повышения урожая основных сельскохозяйственных культур.

        Фактором, ограничивающим увеличение зернового экспорта, стали  транспортные расходы, прежде всего, провоза  по железной дороге из внутренних областей России, что ведет к снижению внутренней закупочной цены.

            В настоящее время ситуация  на внутреннем рынке требует  как повышения ввозных пошлин  на отдельные группы продовольственных  товаров, так и совершенствования таможенной политики. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких как мясо птицы, сахар, подсолнечник, крахмал. Вместе с тем процедура принятия решения по вопросу изменения ставок импортных и экспортных пошлин занимает длительный период времени, что снижает оперативность реагирования на изменение конъюнктуры мирового рынка. Поэтому требуется повышение оперативности данного механизма.

     Основой подготовки агропромышленного комплекса  к функционированию после вступления России в ВТО должна стать модернизация агропромышленного комплекса.

     На  мой взгляд, в настоящее время вступление России в ВТО для ее АПК неприемлемо; от участия в ВТО выигрывают лишь высокотехнологичные предприятия машиностроительного комплекса, легкой, текстильной промышленности и энергоресурсопоставляющие отрасли, продукция которых конкурентоспособна и востребована при экспорте. По производственному потенциалу, состоянию социально-экономической и производственной инфраструктуры АПК России пока не конкурентоспособен, в том числе и потому, что его биоклиматический потенциал в 2,3-2,8 раза ниже, чем в США и Западной Европе. Земли сельскохозяйственного назначения не могут давать высоких урожаев при богарном земледелии, требуют значительных инвестиций. Соответственно в первую очередь нужно довести конкурентоспособность АПК до требуемого стартового уровня, при котором только и можно входить в ВТО. Только тогда можно рассчитывать на достаточно прочные позиции на мировых агропродовольственных рынках, минимально необходимый уровень государственной поддержки российских сельхозтоваропроизводителей, обеспечение продовольственной безопасности страны. Пока же темпы увеличения импорта в три раза превышают темпы роста производства в России, и при вступлении в ВТО сейчас она может оказаться в значительном проигрыше. Поэтому в настоящее время, прежде всего, требуется откорректировать импортные тарифы, особенно на животноводческую продукцию, которые значительно ниже, чем в странах Европейского союза. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ «Актуальные проблемы развития агропромышленного комплекса России». – 2008.  –  №17(362).
  2. Видяпин В.И. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3-х томах, т. 2 / В.И. Видяпин и др. – М.: Триада-Х, 2000 г. – 1056  с.
  3. Горин В. Слагаемые наших успехов // Экономика сельского хозяйства России. – 2000. – №2.
  4. Информационно-аналитический бюллетень «Агропромышленный комплекс, пищевая промышленность и продовольственный рынок России». – 2008. – №44.
  5. Нещадин А. Проблемы АПК и возможные первоочередные меры // «Промышленник России». – АПК. Новые вызовы развития. Специальный выпуск от 16.01.2009.
  6. Пустуев А.Л., Чашин В.К., Езерский Е.Н. Проблемы российского АПК при вступлении страны в ВТО: макроэкономический и региональный аспект // «Проблемы современной экономики». – 2004. – №1 – 2.
  1. Сергеев М, Куликов С. Аграрии просят денег  на борьбу с урожаем // «Независимая газета» от 25.02.2009 г.
  1. Слепнева  Л.Р., Новаковская О.А. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе  России в современных условиях: Монография. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – 100 с.
  2. Смолянинов С.В. О возможных последствиях вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса страны // «Проблемы современной экономики». – 2005. – №3.
  3. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно - целевой принцип развития// «Экономист». – 2007. – №9.
 
 

Приложение 1.

Объемы  экспорта и импорта отдельных  продовольственных товаров.

  2008 г.
тыс. тонн в % к 2007 г.
Экспорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье  для их производства, млн. долларов США 9390 103,3
из  них:    
злаки 13594 81,5
в том  числе:

пшеница и маслин

11764 81,1
ячмень 1537 80,6
семена рапса 48,1 61,8
семена  подсолнечника 94,2 87,2
Импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье  для их производства, млн. долларов США 35160 127,3
из  них:    
мясо  свежее и мороженое 1711 114,9
мясо  птицы свежее и мороженое 1224 94,5
рыба свежая и мороженая 881 101,2
молоко  и молочная продукция 491 99,9
из  них:

молоко сухое

91,5 136,5
сыры  и творог 270 103,3
овощи 2845 121,1
масло подсолнечное 112 84,8
сахар-сырец 2418 70,9

Информация о работе Внешнеэкономические связи АПК России