Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 18:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы осветить деятельность и влияние Тэтчер на
международной арене, показать изменения в мире в отношении Британии.

В связи с такой популярностью М. Тэтчер, огромным влиянием, которое она оказала на возрождение Великобритании и на мировые политические процессы, представляется актуальность изучения этой темы.
Задачами данной работы являются:
Охарактеризовать М. Тэтчер в политике Великобритании.
Охарактеризовать основные направления внешней политики Великобритании в период премьерства М. Тэтчер.

Содержание

Глава 1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.1. М. Тэтчер в политике Великобритании 6
1.2 Ольстерский кризис 12 октября 1984 года в курортном городке Брайтон должна была открыться конференция Консервативной партии. Накануне вечером состоялся большой прием в «Гранд-отеле», лучшем в городе. В ночь перед конференцией Тэтчер работала в своих апартаментах в «Гранд-отеле» над докладом, с которым собиралась выступать на конференции. В этот момент раздался оглушительный взрыв. Тэтчер спас случай. Если бы помощник не зашел к ней накануне, она была бы уже в ванной, где в результате взрыва обрушился потолок. Всего погибло пять человек, один смертельно ранен. Ранения различной степени тяжести получили 30 человек. Несколько часов спустя на дублинской радиостанции раздался звонок, и ответственность за взрыв взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), добивавшаяся освобождения Северной Ирландии от британского господства. Взрыв в Брайтоне способствовал усилению решимости Маргарет в борьбе с терроризмом. Этот террористический акт был самой дерзкой акцией ИРА с тех пор, как она возобновила борьбу за изгнание Британии из шести графств Северной Ирландии. За двенадцать лет до взрыва в Брайтоне в результате террористических актов ИРА было убито более 80 и ранено 1300 человек. В 1973 году во время двух взрывов, в том числе на Трафальгарской площади, было ранено 243 человека. В марте 1979 года во время взрыва автомобиля погиб Айри Нив, теневой министр по делам Северной Ирландии и один из ближайших соратников Тэтчер. В августе того же года погиб на своей яхте в результате взрыва бомбы лорд Маунтбеттен, фельдмаршал, один из героев второй мировой войны, член королевской семьи. Вместе с ним погибли еще трое, и столько же было ранено. В начале 80-х годов террористические акции ИРА участились: в феврале 1980 года был убит британский полковник, который служил в ФРГ; в ноябре 1981 года ИРА расправилась с депутатом британского парламента от Белфаста преподобным Робертом Брэдфордом; в июле 1982 года были взорваны две бомбы в центре Лондона, убиты 4 солдата и 7 музыкантов; в декабре 1983 года бомба взорвалась перед одним из лондонских универмагов: убиты 5 человек ранены 80. Однако до этого времени премьер-министр никогда не был целью ИРА. Исключением было лишь, планировавшееся в 1974 году покушение на Эдварда Хита, которого он избежал. Северная Ирландия, а точнее, Ольстер провинция на севере острова Ирландия, в раннее средневековье была самостоятельным королевством. В конце XII века Ольстер был официально подчинен английской короне. С XVI века он становится одной из провинций Ирландии, однако впоследствии вся Ирландия была колонизирована Великобританией. По англо-ирландскому договору 1921 года Ирландия получила статус свободного государства, но большая часть провинции Ольстер осталась под властью Великобритании. 11
Как пишут британские источники, население Северной Ирландии составляет около 6% от общего числа населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Большинство жителей Северной Ирландии – 1 млн. из 1,6 млн. – составляют протестанты, которые согласны с тем, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства и хотят остаться в его составе. Активисты католики выступают против этого. В основу их борьбы положен тезис об освобождении Северной Ирландии от британского присутствия и объединении с остальной частью острова Ирландия. 12
Ирландские боевики рассчитывают, что смогут при помощи террора заставить британское правительство отказаться от участия в делах Северной Ирландии, дать возможность католикам и протестантам дать самим договориться и в перспективе добиться объединения Ирландии. Лидеры ИРА уверены, что затраты на содержании армии в Северной Ирландии, международное давление на Лондон, страх англичан перед террором заставит наконец британское правительство вывести армию из Ольстера. 13
ИРА всегда была самым большим врагом британского правительства. И Лондон вел свою борьбу против террористов также исключительно жестоко. В Белфасте, где насилие обрело наибольший размах и в Лондондерри по улицам курсировали бронетранспортеры с войсками, а пешие патрули совершали обходы кварталов. В Белфасте в интересах безопасности были перепланированы целые районы. Новые жилые массивы планировались без небольших переулков и потайных проходов, каких было много в старых кварталах. 13
Тэтчер была твердо убеждена, что терроризм не может быть оправдан ни в каких интересах и борьба с ним должна вестись повсеместно. 13
В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом или установление совместного управления Северной Ирландией. Но ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра. 14
ИРА снова начала набирать силу – ее политическое крыло сумело провести в парламент своего лидера. Это говорило о необходимости срочно возобновить переговоры с Лондоном. Коллеги Тэтчер уговорили ее пойти на это. Стороны пришли к соглашению спустя год после возобнов

Работа состоит из  1 файл

внешняя политика Великобритании Тэтчер (1).doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Тэтчер понимала, что президент и не доверял ей, и не слишком считался с ней и с Британией. «Англо-американские отношения никогда теперь не будут прежними», - сказала Тэтчер в своем кругу. Она понимала, что вторжение США ставит перед Британией и перед ней лично много трудных вопросов - о безопасности английских граждан на острове, о позиции западных стран в отношении Афганистана; как они будут в дальнейшем продолжать осуждать вторжение советских войск и проходить мимо действий американцев в отношении Гренады16.

Правительство США  аргументировало это вторжение  как «борьбу с коммунизмом». Тэтчер была на распутье. Ее реакцию можно  было бы подразделить на два этапа. Первая волна несла слабые осуждения  американской акции. «Когда в других странах случается что-то, что нам не нравится, мы не вторгаемся в них», - сказала Тэтчер, подчеркнув, что большие страны не могут позволить себе посылать армии в другие государства. Она заметила также, что «многие народы в различных странах хотели бы освободиться от коммунизма, но это не значит, что мы должны вторгаться в них, чтобы заявить, что теперь они свободны». Правда, ни в первом, ни во втором случае США не были названы конкретно.

В Англии позицию  Тэтчер критиковали и слева и  справа. Даже консервативные круги считали, что ее действия должны быть более решительными. Американская администрация не раз ставила Тэтчер в трудное положение.

Так случилось, в частности, и в 1987 году во время  событий в Персидском заливе. Когда во время ирано-иракской войны Иран стал топить танкеры с нефтью, идущие из Кувейта, Соединенные Штаты ввели свои боевые корабли в Персидский залив. Желая превратить эту акцию в международную, они обратились к ряду стран, прежде всего к Англии, с предложением принять участие в патрулировании в заливе17.

Правительство Тэтчер колебалось. Соединенные Штаты, как это было во время ливийских событий, с каждым днем усиливали свой нажим. Тэтчер вспомнили  помощь, оказанную Соединенными Штатами Англии пять лет назад в войне из-за Фолклендов. В результате американского давления Тэтчер изменила позицию, и Англия направила свои тральщики и другие корабли в Персидский залив. Вашингтон был доволен.

Было бы неправильным объяснять все действия Тэтчер в  отношении США только давлением  последних и уступчивостью Тэтчер или ее любовью к США. Английский премьер при принятии своих решений учитывала, конечно, и интересы страны, и настроения в Англии. Несмотря на известный рост антиамериканских настроений в Британии нельзя  упускать из виду и другой стороны дела - тесные связи этих двух стран: экономические, торговые, культурные, языковую общность. Эти связи стали составной частью английской жизни, в особенности состоятельных, деловых кругов и интеллигенции.

В период первых семи лет правления Тэтчер английские компании в четыре раза увеличили свои капиталовложения в американскую промышленность. Учитывая все это, следует констатировать, что в мире не существует двух других великих держав, имеющих такие тесные отношения, как США и Британия. Тэтчер, хорошо понимая это, поощряла расширение англо-американских связей, и Англия от этого во многом выигрывала18.

В июле 1988 года Рейган был уже прошлым США, будущее  зависело теперь от Джорджа Буша. Тэтчер беспокоилась, как сложатся отношения  с Америкой при новом президенте. Она, как ни один премьер-министр до нее, внесла во внутреннюю политику, так же как и во внешнюю, элементы личного влияния. В области внешней политики это означало установление тесных персональных отношений с лидерами тех стран, связями с которыми Британия особенно дорожила. Прежде всего, это относилось к Соединенным Штатам, реанимация особых отношений, с которыми в значительной степени опиралась на установление Тэтчер личной дружбы с Рейганом. Но вступление в должность нового президента совпало со значительным изменением обстановки в мире, в особенности в Европе.

Британский  фактор ядерного сдерживания, который гарантировал Тэтчер особое место на международных переговорах, стал утрачивать свое значение, объединение Западной Европы, шедшее в значительной степени вопреки планам Тэтчер, выдвигало на первый план ФРГ и будущую объединенную Германию. Все это ставило перед Тэтчер много новых вопросов. Для Англии существовали благоприятные моменты, позволявшие надеяться на его благожелательность к Британии.

В отношении  Советского Союза Буш предостерегал  Запад, как это делала и Тэтчер, что надо быть начеку и не сокращать сил НАТО, пока СССР не сократит свои силы до уровня, необходимого для обороны. Здесь взгляды Буша и Тэтчер также совпадали. Но неясным было, насколько при решении внешнеполитических проблем он будет прислушиваться к мнению Британии и других европейских стран. Существовали некоторые сомнения на этот счет. Перед Тэтчер встала нелегкая задача - сохранить и при Буше особый характер связей Британии и США.  Делала она это настойчиво, с присущими ей энергией и активностью.

Тэтчер в  ноябре 1988 года предприняла визит в Соединенные Штаты: формально -  чтобы проститься с Рейганом, на самом деле, - чтобы первой, пока Буш еще не вступил официально в должность, встретиться с новым руководителем США. Тэтчер со своей стороны последовательно проводила прежнюю тактику - хвалить президента, на этот раз нового, его политику. Но уже 1989-й, а затем и следующий год показали, что англо-американские отношения не будут прежними. Президент Буш призвал к ускорению интеграции Европы, что противоречило намерениям Тэтчер, которая хотела бы ее затормозить.

Тэтчер, опасаясь ослабления военных позиций США  в Европе, выступала против сокращения американского военного бюджета. Подходы Буша были более реалистическими. В течение нескольких лет конфронтации Тэтчер в ряде случаев пыталась играть роль посредника между Востоком и Западом, СССР и США. Это было возможно, так как позиции ее и Рейгана были близки или тождественны. Теперь положение стало меняться.

Сама Тэтчер, однако, так не считала и изо  дня в день продолжала бороться за сохранение своего влияния на американскую администрацию. После того как она в сентябре 1989 года встретилась с Горбачевым, Тэтчер дала Бушу полный отчет об этой встрече. Когда в декабре того же года американские войска вторглись в Панаму, она первой из вcex западных лидеров немедленно поддержала Соединенные Штаты, демонстративно показывая, что у США нет болee верного союзника, чем Британия.

 

 

3.2 Отношения Великобритании и СССР во время премьерства Тэтчер

 

    Перед   правительством  Тэтчер  встал   вопрос   об   определении   своей политической линии и в отношении СССР. Одно дело, — когда Тэтчер была  лидером оппозиции, тогда она могла позволить себе и  антисоветские  высказывания,  и резкую критику политики лейбористов в  отношении  Советского  Союза.  Другое дело, — когда она стала премьером. Здесь на первый  план  выступали  уже  не мотивы избирательной борьбы,  а  понимание  государственных  интересов.  Эти вопросы вплотную встали перед новым премьером.

    Отношение   Тэтчер  к  СССР  было  сложным   и   в   известной   степени противоречивым. Конечно, ни о какой любви  к  Советскому  Союзу  не  было  и речи. Вся философия Тэтчер диктовала ей отрицательное отношение к СССР.  Но, как большой политик, она понимала необходимость  для  Англии  иметь  с  СССР нормальные дипломатические отношения, а в ряде случаев — в области  торговли или обмене информацией — даже более тесные, чем  они  были.  Отвечая А.  Н. Косыгину на приветствие по случаю ее вступления  на  пост  премьера,  Тэтчер писала,  что  она  разделяет  надежды  советского  премьера  на   дальнейшее развитие отношений между двумя странами.Она сделала и  еще  один  жест, показывающий, что ее правительство намерено улучшать отношения с  СССР.  Она посетила открывшуюся в то время в  Лондоне  национальную  выставку  СССР  и, проявив интерес к ее экспонатам, в  особенности  к  павильону  космонавтики, подчеркнула  интерес  англичан  к  жизни  советских  людей.  Тэтчер  приняла министра  внешней  торговли  СССР,  находившегося  в  Лондоне,  и  высказала заинтересованность Англии в развитии экономических связей с СССР.

    Тэтчер  тогда, в начале своего правления,  серьезно  думала  о  развитии деловых отношений с Советским Союзом. Однако,  начиная со  второй  половины 1979 года  обозначился вновь поворот к холодной  войне.  Усиленно  стали продвигаться планы размещения в Европе новых видов  ракетно-ядерного  оружия средней дальности.  Стала  затягиваться  ратификация  советско-американского договора ОСВ-2. Запад поставил  под  сомнение  даже  разрядку  международных отношений. Правительство Тэтчер стало высказывать опасения, как  бы  договор ОСВ-2 не ослабил гарантий США в отношении безопасности Западной Европы.

    В  этой обстановке Тэтчер осенью 1979 года выступила с серией  речей,  в которых доказывала, что с СССР можно разговаривать только с позиции силы.

    Но  полного размаха эти враждебные  СССР  выступления достигли  в 1980 году. И, к сожалению, сам Советский Союз  подтолкнул  Тэтчер  к  активизации антисоветской политики.

 

Вторжение   советских   войск   в   Афганистан   значительно    усилило антисоветскую направленность действий  Тэтчер.  Для  Англии  Афганистан  был больной точкой.  Несколько  неудачных  войн  вела  Англия  в  прошлом  из-за Афганистана, который в XIX веке являлся  яблоком  раздора  между  Россией  и Англией. Обладание Афганистаном было важно для Британии, для  укрепления  ее позиций в Юго-Восточной Азии. После вступления советских войск в эту  страну британское правительство отозвало своего посла из Кабула, порвало все  связи с Афганистаном. Лондон призвал членов ЕЭС и НАТО к введению  санкций  против СССР.

    Английское  правительство сразу квалифицировало акт СССР как агрессию, а внешнюю политику СССР как агрессивную, угрожающую  интересам  всех  народов.

29 декабря 1979 года Тэтчер  направила  протест   советскому  руководству  по поводу афганской акции, а еще через день заявила о необходимости  пересмотра всего комплекса взаимоотношений с СССР.

    В   области   политических   отношений   правительством   Тэтчер   были приостановлены обмены с СССР на самом высоком  и  министерском  уровнях,  то есть,  аннулированы  те  приглашения  советским  руководителям  и   министру иностранных дел, которые были сделаны  раньше.  Правительство  Тэтчер  стало свертывать советско-английское сотрудничество по всем направлениям.

    Выступая  на митинге в Лондоне в 1981 году, премьер-министр заявила, что Советский Союз представляет собой "главную угрозу"  образу  жизни западных стран. Итак,  после афганских событий наметился рубеж в советско - английских отношениях, началось их ухудшение. Вступление советских  войск  в Афганистан в большей степени определило советско-английские отношения.

                Другим разломом в советско-английских отношениях были события в Польше. Если в отношении Афганистана  сама  советская  сторона дала  основания для соответствующих действий, то события  в  Польше  были  искусственно  увязаны Тэтчер с Советским Союзом по нехитрой формуле:  "Польша  — сателлит  СССР", следовательно, за все, что происходит в ПНР и не нравится  Англии,  отвечает Советский Союз.

    12 декабря  1981 года в  Польше  было  введено  чрезвычайное  положение. Деятельность  "Солидарности"  была  приостановлена.   Правительство   Тэтчер заявило  в  свою  очередь  о  приостановке  контактов  с  СССР  на   высоком политическом  уровне  и  о  сокращении  деятельности  по  четырем  советско- английским  соглашениям  —  в  области  науки  и   здравоохранения,   охраны окружающей    среды,    научных    сельскохозяйственных    исследований    и сотрудничества между Госкомитетом по атомной энергии СССР и  Управлением  по атомной энергии Великобритании.

    Еще  в апреле 1981 года Тэтчер выступила с "предупреждением"  Москве  по поводу "возможного вторжения  в  Польшу".  Она  заявила,  что  "вторжение  в Польшу будет несчастьем для Советского Союза так же, как  и  для  Польши,  и для отношений между Востоком и Западом, для всех  народов,  а  реакция  НАТО будет  более  быстрой  и  эффективной", чем  после  начала  событий   в Афганистане. Правительство Тэтчер прекрасно знало,  что  ни  о  каком  вводе советских войск речи  не  шло,  но  распускаемые  слухи  давали  возможность очернить СССР, создать благоприятную атмосферу для дальнейшего обострения отношений с Советским Союзом.

    Советское  правительство в этих  условиях  предприняло ряд мер,  чтобы приостановить ухудшение отношений между двумя странами.

    В  марте  1981  года,   в  переданном  послании  советского  руководства английскому премьеру был затронут широкий круг вопросов,  предусматривающий меры политического и военного характера в отношении различных  видов  оружия и  вооруженных  сил.  Среди  предложений  были:  установление  моратория  на размещение в Европе ядерных ракет  средней  дальности  СССР  и  стран  НАТО, существенное расширение объема мер доверия в Европе, распространение  их  на всю  европейскую   часть   СССР,   созыв   специального   заседания   Совета Безопасности с участием  высших  руководителей  государств  —  постоянных  и непостоянных членов Совета в целях оздоровления международной обстановки.

    В  беседе с Тэтчер советский  посол В. И. Попов подчеркнул, что, конечно, потребуется  время  для  его  изучения  и  обдумывания  и,  что  если  будет возникать  необходимость  в  каких-то  консультациях,  обменах  мнениями,  в различных формах диалога,  то  мы  к  этому  готовы.  Тэтчер  отметила,  что английское правительство внимательно изучит послание и даст свой  ответ,  но уже в ходе беседы она, по  существу,  отреагировала  на  основные  положения документа. Главной темой беседы был, конечно,  вопрос  о  моратории,  то есть  будет  или  нет  Англия  размещать  американские   ракеты   на   своей территории. Премьер сказала, что Британия хотела бы сокращения вооружений  с обеих сторон, но под самым строгим контролем.  Английское  правительство  не доверяло советской стороне, считая, что СССР имеет перевес в вооружениях.

Информация о работе Внешняя политика Великобритании в годы премьерства Маргарет Тэтчер