Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современного состояния ВТО и ее проблем.
Задачи работы – это дать определение ВТО, сферам ее деятельности, охарактеризовать современное состояние организации, а также выявить проблемы следования задекларированным принципам ВТО.
Введение 2
1 ВТО и ее деятельность 3
2 Анализ эффективности работы ВТО 8
Заключение 16
Список использованных источников 17
Хотя
устав ВТО декларирует
Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Число стран, применяющих в связи с финансовым кризисом
торговые меры протекционистского характера (хотя и в пределах своих
международных обязательств), растет с каждым днем. Последний яркий
пример – принятый в США закон, предусматривающий значительные
финансовые вливания в экономику страны (787 млрд долл. США), а также
положение, обязывающее американских производителей приобретать
национальные товары (железо, сталь, промышленные товары) в рамках
правительственных закупок. Закон оговаривает, что это требование
должно применяться в соответствии с международными обязательствами
США, но время покажет, удовлетворит ли такая формулировка торговых
партнеров США и не приведет ли она к волне «зеркальных» законов с
аналогичными требованиями12.
3. Рассмотрим само понятие «свободная торговля» и утверждение «мировая торговля либеральна, свободна». Как и в XIX веке, сегодня США и страны Евросоюза добиваются отмены и снижения ограничений международной торговли в Азии, Латинской Америке и Африке, в то время как сами закрывают свои рынки, например, от сельскохозяйственных продуктов из стран «третьего мира», и поддерживают свои ТНК, в частности, снижением налогов или освобождением от налогообложения. В нынешних наиболее развитых странах таможенные налоги раньше были важным источником финансирования промышленности. Теперь же развитые страны используют МВФ и ВБ, чтобы не допустить этого в других странах, чтобы в них не было собственных промышленных производств и им приходилось бы покупать промышленные товары у западных концернов. Либерализация торговли (снижение таможенных пошлин, отмена импортных квот) стала во многих странах одной из причин кризиса государственных доходов и упадка в этих странах промышленности, ориентированной на внутренний рынок, обострения кризиса платежного баланса и сокращения рабочих мест в стране13.
В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.
Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».
Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем14.
4. Не соблюдается регулирование торговли преимущественно тарифными методами. Например, После нескольких месяцев рассмотрений ЕС и США 23 июня подали в ВТО претензии против китайских экспортных ограничений на ряд сырьевых материалов, утверждая при этом, что они намереваются выровнять условия для своих национальных производителей. В свою очередь Пекин заявил, что его экспортные ограничения обоснованы экологическими соображениями и что Китай намерен оспорить эти обвинения.
Поводом для недовольства Вашингтона и Брюсселя стали китайские экспортные квоты, экспортные пошлины и другие экспортные ограничения для девяти сырьевых материалов, которые, по мнению Китая, имеют критически важное значение для его сталеплавильного производства, алюминиевой и химической промышленности: бокситы, кокс, флюорит, магний, марганец, металлический кремний, карбид кремния, желтый фосфор и цинк. На долю Китая приходится 60% мирового производства кокса, и он является одним из основных поставщиков остальных перечисленных материалов. Как заявили официальные представители США и ЕС, экспортные ограничения позволяют Китаю поддерживать внутренние цены на эти материалы на несправедливо низком уровне, приводя к сокращению предложения в остальных странах мира и вызывая повышение цен на них на мировом рынке15.
5. Что касается транспарентности торговой политики, то ВТО исходит из того, что проводимая политика открытой торговли должна быть таковой для всех участников торгового процесса. Прозрачность торговой политики ВТО обеспечивается путем регулярного уведомления стран — участниц ВТО как на уровне данной организации, так и на уровне двусторонних межгосударственных отношений о специальных мерах, предпринятых в торговой сфере своего государства, изменениях торгового законодательства страны, а также путем проведения уполномоченными экспертами ВТО регулярного исследования (экспертизы) торговой системы отдельно взятой страны — участницы данной международной организации.
При проведении экспертизы торговой системы страны — участницы ВТО учитываются экономические и другие факторы. Необходимо отметить, что сам факт проведения экспертизы побуждает национальные правительства более строго придерживаться правил, установленных ВТО. Главным результатом экспертизы является установление обратной связи между ВТО и страной — участницей данной организации. Кроме того, это является уроком серьезного отношения к выполнению взятых на себя обязательств, что особенно ценно для тех стран, которые хотят вступить в ВТО.
На протяжении определенного периода все страны — участницы ВТО должны пройти подобное исследование. При этом частота экспертизы национальной торговой системы зависит от экономического развития страны:
- для ЕС, США, Японии и Канады, вносящих основной вклад в осуществление международных торговых операций, — каждые 2 года;
- для идущих вслед за ними по размеру вклада в международную торговлю в порядке убывания 16 стран — один раз в 4 года;
- для остальных стран — каждые 6 лет (а для наименее развитых в экономическом отношении — еще реже)16.
6. Что касается принципа разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров то можно привести такой пример:
Бразилия доказывала, что американские субсидии приводят к искусственному снижению мировых цен на хлопок и позволяют американским производителям контролировать непропорционально большую долю рынка, вытесняя с него бразильских производителей.
Решение Органа по разрешению споров подтверждает точку зрения Бразилии: субсидии США, включающие торговые кредиты, антициклические выплаты и экспортные кредитные гарантии, – не соответствуют обязательствам страны в рамках ВТО. Это первый случай, когда сельскохозяйственную политику развитой страны удалось успешно оспорить в рамках ВТО.
Хотя это решение обнадеживает участников торговых переговоров из развивающихся стран, пока не ясно, откажутся ли США от своих хлопковых субсидий. Ведь после предоставления промежуточного доклада ВТО в июле 2008 г . Майк Джоханнс (занимавший тогда пост Министра сельского хозяйства США) заявил, что правительство «приложит самые серьезные усилия», чтобы сохранить выплаты для национальных производителей хлопка17.
Этот пример говорит о том, что сам принцип правилен, но явно заметно, что развитая страна в данном случае поступает так, как ей выгодно, несмотря на переговоры и договоренности.
Рассмотренные примеры показали, что принципы ВТО соблюдаются не всегда. И все же 153 государства являются ее членами, а это говорит о том, что участие страны в ВТО имеет положительные стороны.
Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, торговая система ВТО положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.
Самая
очевидная выгода свободной торговли
для потребителя – это
В
результате снижения торговых барьеров
дешевеют не только готовые импортируемые
товары и услуги, но и отечественная продукция,
в производстве которой используются
импортные компоненты.
Например,
либерализация сектора телекоммуникаций
в Европейском Союзе привела к снижению
цен в среднем на 7-10 процентов18.
Экономические выгоды, которые приносит членство в ВТО для экономики страны в целом это повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов19. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.
Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды, например, защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.
Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну.
Главное преимущество участия в ВТО с точки зрения мирового сообщества в целом – это обеспечение равных шансов для всех участников. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО20.