Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:59, контрольная работа
Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашего повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Однако деньги - это продукт исторического развития. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена. В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (например, раковины, пушнина, ювелирные украшения и, наконец, золото и серебро).
Принципы бюджетного процесса:
Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти – бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют бюджет – исполнительные органы, утверждают отчет – законодательные органы;
Принцип ежегодности бюджета – это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;
Принцип гласности и публичности – до принятия бюджета его проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через СМИ;
Принцип специализации бюджетных показателей – в основе составления бюджета лежит бюджетная классификация.
Бюджетная
классификация – это
Задачами бюджетного процесса являются:
Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
Определение
доходов бюджета по отдельным
налогам и другим платежам, а также
общего объема в соответствии с прогнозами
и целевыми программами социально-
Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
Общую структуру бюджетного процесса можно представить в виде схемы (рис. №1), из которой видно, что бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.
Рис. № 1
Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе. По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и утверждение – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ. В хронологическом аспекте бюджетный процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.
Процесс разработки включает: разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов; составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; разработка проекта законов о бюджете; представление пакета документов в законодательные органы.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами). Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения:
-о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
-о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
-о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
-о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
-о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
-о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление
бюджета основывается на следующих
источниках: законодательных и нормативных
материалов представительных и исполнительных
органов власти РФ, субъектов РФ местных
органов самоуправления; финансовых планов
исполнительных органов власти, министерств
и ведомств РФ и административных образований;
финансовых планов предприятий и организаций
государственного сектора; плановых материалов
государственных финансовых институтов
– МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных
фондов и т.д.; программ и прогнозов социально-экономического
развития РФ и административно-
Порядок и
сроки составления проекта
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для предоставления одновременно с проектом Федерального бюджета, определяются Правительством РФ.
В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Составление бюджета основывается:
-на Бюджетном послании Президента РФ;
-на прогнозе социально-экономического развития;
-на основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
-на прогнозе сводного финансового баланса;
-на плане развития государственного или муниципального сектора экономики.
Правительство
Российской Федерации вносит на рассмотрение
и утверждение в
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
- основными
направлениями бюджетной и
- предварительными
итогами социально-
- прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- оценкой
ожидаемого исполнения
- прогнозом основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- пояснительной
запиской к проекту
- расчетами
по статьям классификации
- реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
- перечнем
публичных нормативных
- методиками
(проектами методик) и
- основными показателями государственного оборонного заказа;
- отчетами
о реализации долгосрочных
- федеральной адресной инвестиционной программой;
- верхним
пределом государственного
- верхним
пределом и проектом структуры
государственного внутреннего
- проектом
программы предоставления
- проектами
программ государственных