Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:46, реферат
В наши дни внешняя политика постепенно теряет свой прежний статус. Начавшиеся в XIX столетии процессы «парламентаризации» и «политизации» дипломатии, равно как и возрастание роли прессы и общественного мнения в области принятия внешнеполитических решений, демократизация самой дипломатической службы, – все это в значительной мере способствовало изменению традиционного облика дипломатии. Речь идет о вызревании совершенно новой организации дипломатической службы, когда в основе взаимоотношений между правителями различных государств лежит обязательный, взаимный, регулярный и, желательно, равноправный обмен постоянными дипломатическими представителями.
Главный вопрос, который необходимо учитывать при изучении основных этапов становления профессиональной дипломатической службы - что же следует считать историческим рубежом, знаменующим ее появление, каковы закономерности ее развития?
Введение………………………………………………………………………...………………..2
1. Зарождение дипломатической службы…………………………………….………………...3
2. Зарождение российской дипломатической службы……………………………………..….4
3. Переход к европейской модели дипломатической службы………………………………...6
4. Дипломатическая служба после Петра 1…………………………………………………….8
5. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XXв…..………….11
Заключение………………………………………………………………………………..……15
Список использованной литературы…………………………………………………….…...16
Серьезным нововведением стал усложненный конкурсный экзамен для поступления на дипломатическую службу. Принятые на работу чиновники приносили присягу. Целый ряд дополнительных правил — возраст не старше 27 лет, обязательное высшее образование, преимущество для выпускников юридических учебных заведений и лицеев, непременное знание немецкого и английского, не говоря уже о французском языке — все это способствовало укреплению ведомства профессионально подготовленными специалистами.
Первая мировая война изменила характер деятельности Министерства иностранных дел. Его главной задачей стало обеспечение внешнеполитической обстановки, благоприятной для успешного ведения войны, а также подготовка условий будущего мирного договора. Ставка Верховного главнокомандующего стала новым центром, управляющим государственным механизмом. При Ставке была образована Дипломатическая канцелярия, в задачу которой входило осведомление Верховного главнокомандующего по всем вопросам внешней политики, а также поддержание постоянной связи между главковерхом и министром иностранных дел.
Война вынудила руководство МИД непосредственно участвовать в принятии не только внешнеполитических, но и внутриполитических решений. Начатая в июне 1914 г. очередная перестройка центрального аппарата министерства на основе нового закона «Об учреждении МИД» пришлась на военные годы. Особое внимание в новом законе было уделено следующим задачам Министерства иностранных дел:
1) защита русских экономических интересов за рубежом;
2) развитие торгово-промышленных сношений России;
3) укрепление русского влияния на почве церковных интересов;
4) всестороннее наблюдение за
явлениями политической и
Соответствующим образом менялась и структура министерства. Центральный аппарат МИДа был поделен на два самостоятельных подразделения, возглавляемых товарищами министра. Главной задачей реформы явилось создание большого Политического отдела для координации действий в выработке, принятии и осуществлении внешнеполитических решений. Позже в 1915 г. был создан Осведомительный (информационный) отдел, преобразованный через год в Отдел печати и осведомления. Война вынудила создать ряд новых отделов: отдел по делам военнопленных; справочный отдел о русских подданных, оставшихся за границей и в особенности в неприятельских странах; отдел денежных переводов, долженствовавший оказывать помощь людям, оставшимся вне России. Была проведена также унификация должностей центральной и зарубежной службы.
Февральская революция 1917 г. создала новую систему власти. Высшим законодательным органом после отречения царя и до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство, образованное Временным комитетом Государственной думы. Временное правительство, пользовавшееся поддержкой большинства царских дипломатов, практически сохранило сложившуюся к тому времени структуру и личный состав МИД.
Позже по инициативе сотрудников МИД было учреждено Общество служащих МИД, которое должно было войти в федеративную связь с чиновничьими союзами и делегировать в Государственную думу своих представителей. Во главе Общества стоял Исполком. Наряду с младшими служащими в Исполком вошли и некоторые высшие чины министерства. Устав ограничивал полномочия Общества и ставил задачи улучшения материально-финансовых и организационно-технических условий прохождения службы. Тем не менее, объективно Общество играло более существенную роль, некоторые члены Исполкома стремились, и небезуспешно, управлять ведомством. В конечном итоге Исполком превратился в своего рода «министерство в министерстве» и оказывал немалое влияние и на решение задач дипломатического характера.
Исполком действовал до 27 октября 1917 г. Преобразовавшись в стачечный комитет, он вместе с другими чиновничьими организациями, вступившими в прямую борьбу с большевиками, отказался от сотрудничества с новым политическим режимом. Тем самым российская дипломатическая служба вошла в принципиально новый этап своего развития.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует выделить основные этапы становления российской дипломатической службы:
1. Становление в XVI в. профессиональной дипломатической службы России (Посольский приказ) свидетельствует о превращении ее в самостоятельную отрасль государственного управления. Следует отметить, что этот процесс по времени в основном совпадает с аналогичными процессами развития дипслужбы в европейских странах. Особенности российской дипломатической службы этого периода объясняются характерными чертами ее государственного устройства, прежде всего «симфонией» властей.
2. Реформы Петра I коренным образом изменили государственное устройство России. Это повлекло за собой включение российской дипломатии в общеевропейскую дипломатическую систему. Дипломатия Российской империи по праву встала в ряд наиболее высокопрофессиональных и искусных дипломатий мира.
3. В конце XIX — начале XX в. несоответствие системы государственного управления происходящим в стране и на международной арене переменам вызвали серьезные симптомы системного кризиса. Крушение монархии обусловило дальнейшее реформирование дипломатической службы в республиканском духе. Революция 1917 г. открыла качественно новый этап в развитии российской дипломатии и дипломатической службы.
Необходимо помнить, что современный мир динамичен, его развитие не стоит на месте, и вместе с ним развивается и дипломатия, а значит и дипломатическая служба.
Список использованной