Деловой конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:43, реферат

Описание

Понятие конфликта
Самое распространенное определение конфликта следующее:
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Одна сторона пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне, сделать то же самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны. Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой:

Работа состоит из  1 файл

Деловой конфликт.docx

— 38.85 Кб (Скачать документ)

       Спор, когда идет обсуждение, в  рамках которого открываются  новые возможности;

       Конкурентная борьба, в процессе  которой стороны соперничают,  чтобы достичь цели с лучшими  результатами, что стимулирует развитие  творчества и инициативности;

       Конфликт, который просто вреден, поскольку одна сторона стремится  помещать другой в достижении  каких-либо целей. 

    1.   Типы конфликтов
 

       Если рассматривать типы конфликтов  по причине возникновения, то  можно выделить три основные  разновидности:

       Конфликт целей – стороны по-разному  оценивают ситуацию.

       Конфликт познания – у сторон  расходятся взгляды по решаемой  проблеме.

       Чувственный конфликт – в его  основе лежат отношения людей  друг с другом. 

     Типы  конфликтов можно разделить и  по участию в них определенного  количества сторон:

       Внутриличностный – происходит  внутри человека, когда тот пытается  достигнуть взаимоисключающих целей.  Например, выбор места работы  или личностных ценностей.

       Межличностный – проявляется  как столкновение личностей, находящихся  в оппозиции друг к другу.  Такой тип конфликта встречается  наиболее часто.

       Внутригрупповой – конфликт между  частями или членами группы  и личностью.

       Часто такие конфликты возникают  при смене руководства или  появлении нового неформального  лидера.

       Межгрупповой – противостояние  нескольких групп, имеющее профессиональную, социальную или эмоциональную  окраску.

       Внутриорганизационный - может возникнуть  на почве неприятия распределения  работ или власти. 

       Психологические  особенности личности 

    1.  Темперамент
 

       В жизни нет совершенно одинаковых  людей. Мы отличаемся друг от  друга возрастом, телосложением,  образованием, личным опытом, привычками, вкусами, отношением к тем или иным жизненным ценностям и многим другим, в том числе и темпераментом. Знание свойств темперамента может помочь построить хорошие взаимоотношения. Безусловно, это знание особенно важно в коллективе.

       Большую роль при разрешении  конфликтов играют психологические  особенности личности. Рассмотрим  краткие характеристики типов  темперамента и некоторые советы  по общению с людьми разных  типов.

       Существуют 4 основных типа темперамента  людей: 

       Холерики – легко возбудимы, их речь и движения стремительны, реакция импульсивна, они быстро мыслят, способны на мгновенную смену полярных чувств. Холерики работоспособны, инициативны, любят трудности и умеют их преодолевать, стремятся к самостоятельной работе, плохо подчиняются власти, общительны, часто бывают эмоциональными и деловыми лидерами. 

       Таких людей не стоит стараться  подавлять, нельзя допускать резкого  тона в общении с ними, а  лучше наладить с ними хорошие  отношения. Холерики нуждаются  в социальном признании, в служении  высоким целям. Ошибки холерика  можно вынести на коллективное  обсуждение, так как холерики  наказаний и аудитории не боятся. Люди такого склада хорошо  работают с меланхоликами и  флегматиками, но никогда с холериками. 

       Сангвиники – подвижны, энергичны, уравновешенны, имеют быструю реакцию, живую речь и движения, обладают высокой работоспособностью, но трезвы и расчетливы. Сангвиники не выносят монотонной и однообразной работы, но очень хорошо справляются с опасными и ответственными заданиями. 

       Для сангвиников необходима яркая  цель – новые и интересные  задачи.

       Отношения с такими людьми  лучше строить формальные, т.к.  они склонны к анализу личностных  проблем. Женщины-сангвиники очень  чувствительны к личным отношениям, поэтому им необходимо постоянно  чувствовать поддержку.

       Поощрение и положительная оценка  их деятельности мобилизует сангвиников  к активным действиям. А разбор  ошибок лучше проводить в присутствии  очень ограниченного круга лиц. 

       Флегматики – медлительны, но чувства бурные; неинициативны, повторяют ошибки, имеют медленно нарастающую, но длительную и глубокую реакцию на произошедшее; работоспособны, но им необходимо длительное время, чтобы втянуться в работу. Хорошо работают в спокойной обстановке, если труд монотонный. Лидерами в коллективе флегматики бывают редко. При терпеливости и постоянстве темперамента флегматики способны на мощные взрывы, если их терпение долгое время несправедливо эксплуатировалось.

       Бунт флегматика очень трудно  погасить, поэтому лучше стараться  не доводить отношения с ним  до конфликта. В коллективе  флегматики хорошо уживаются  с людьми всех типов темпераментов,  а споре могут спокойно выслушать,  но остаться при своем мнении. Флегматики незаменимы в стрессовых  ситуациях - они не поддаются  панике и отчаянию, а анализируют  ситуацию и выбирают правильную  стратегию поведения. При работе необходимо привлекать флегматиков к активной деятельности, заинтересовывать их, а чтобы «оживить» полезно организовать совместное дело с сангвиником и меланхоликом. 

       Меланхолики – эмоциональны, речь и движения медлительные и плавные, очень наблюдательны, не способны длительное время переносить нервные перегрузки. Работоспособность зависит он настроения, необходима постоянная эмоциональная поддержка.

       В коллективе меланхолики нередко  находятся в позиции ведомых,  они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей, болезненно  переживают свои ошибки и склонны  преувеличивать неприятности. 
 

    1. Язык жестов и поз
 

       Жесты и позы подсказывают  нам, как вести себя во время  спора или конфликта, как лучше  отреагировать на слова оппонента.  Эта дополнительная информация  поможет предотвратить возможную  бурю, если вовремя разрядить  назревающий конфликт. Особенно  важно понимать жесты и позы  защиты, неодобрения. Любой из  нас понимает, что сложно вести  беседу с человеком, у которого  насуплены брови, наклонена вперед  голова, широко расставлены на  столе локти, пальцы сжаты в  кулаки и сцеплены в замок. 

       Холодный, чуть прищуренный взгляд, искусственная улыбка говорят,  что собеседник «на пределе»  и может произойти срыв. Руки, скрещенные на груди, с пальцами, как бы впившимися в бицепсы,  свидетельствуют о неприятии  позиции оппонента, человек с  трудом сдерживает себя, чтобы  не перебить говорящего. В таких  случаях лучше замедлить речь  и движения, как бы предлагая  партнеру сделать то же самое. 

       Если собеседник дергает скатерть, скручивает галстук или поигрывает  авторучкой – он нервничает. 

       Приподнятые плечи и опущенная  голова, рисование на листе бумаги  – собеседник оскорблен. В  этом случае нужно постараться  переключить разговор на другую  тему, а позже выяснить причину  обиды. 

       Даже самый искушенный человек  не в состоянии контролировать  движение своих зрачков, которые  непроизвольно расширяются или  сужаются, передавая информацию  о реакции на ситуацию. Сужение  зрачков - означает потенциальную  опасность - несогласие, обида, защита. 

       Модель решения  конфликтов корпорации  Марриотт 

       Эти материалы были разработаны  для проведения тренингов для  сотрудников корпорации Марриотт. Эта организация отличается тем,  что уделяет большое внимание  комфорту и удобству работы  персонала. Марриотт - одна из  первых корпораций, которая разместила на территории своей штаб- квартиры детский сад и ясли, облегчив женщинам уход за ребенком и обеспечив возможность полноценной работы во время декретного отпуска. Надо отметить, что все материалы тренинга изложены очень доступным языком – это одна из основных целей подготовки обучающих программ. Такие материалы доступны для понимания людям различного уровня образования и социального статуса. 

       Улучшение работы и решение  возникающих проблем – ключ  к успеху и процветанию бизнеса.  А чтобы предотвратить появление  конфликтов необходимо знать  как, почему, когда они возникают,  и что нужно сделать для  их разрешения. Очень важно разделить  деловые и личные проблемы. 

       В решении проблем предлагается  использовать модель «Планировать-Делать-

       Проверять-Реализовывать» (Plan-Do-Check-Act). Такая модель построена на  необходимости предварительного  осмысления и планирования решения  проблемы, которое включает в  себя:

       План: идентифицировать проблему, сравнить  настоящее положение вещей и  желаемое положение, проанализировать  проблему, найти возможные способы  ее решения, выбрать один из  способов и разработать план  достижения желаемой цели.

       Деятельность - воплощение способа  решения проблемы.

       Проверка – анализ эффективности  выбранного способа и проверка  достижения желаемой цели.

       Реализация - если цель достигнута, то необходимо внедрить новую  систему в жизнь.

       Под проблемой здесь подразумеваются  самые различные аспекты: взаимоотношения,  конфликт, рабочий процесс, способ  изготовления деталей и т.д.  Изложенная модель была придумана  Шюхартом и Эдвардом Демингом, а в Марриотте на основе  этого придумали «6-ступенчатое  Колесо решения проблем»:

       Идентифицировать и выбрать проблему  – необходимо четко понимать  причину конфликта и цель, которую  нужно достигнуть, решив конфликт. Возможно, что конфликт состоит  из нескольких проблем, которые  в свою очередь нужно отделить  друг от друга и для каждой  поставить желаемую цель.

       Анализ проблемы – изложить  в порядке убывания важности  различные аспекты конфликта,  подкрепив их при необходимости  примерами, данными или наблюдениями.

       Поиск возможных решений –  постараться найти несколько  способов решения возникшей ситуации, учитывая даже самые на первый  взгляд неуместные варианты. Выходя  за рамки стереотипов, часто  можно найти очень необычное,  но достойное решение.

       Выбор плана и цели – здесь  рекомендуется даже посовещаться  с коллегами, если конфликт  серьезный и грозит опасными  последствиями. Итак, необходимо  выбрать план и цель, которой  мы хотим достигнуть. При выборе  плана нужно распределить обязанности,  запланировать даты осуществления  этапов плана, учесть интересы  тех, кого коснуться изменения  в работе (в отношениях, в трудовом  процессе).

       Реализация плана – воплощение  намеченного плана в жизнь.

       Анализ плана – убедиться в  том, что проблема решена и  желаемые цели достигнуты. Если  это так, то план, при необходимости,  можно сделать новой системой, перераспределив обязанности сотрудников  или следуя определенной тактике  поведения в будущем. Если по результатам анализа видно, что проблема не решена и цель не достигнута, то «колесо» проходят заново. 
 

       Особенности межличностных  взаимоотношений 

       Особое внимание уделяется решению  самых распространенных межличностных  конфликтов. Очень важно выходить  за рамки «своего мира», учитывать  и с уважением относиться к  различиям между людьми. Это позволяет  понять других, раскрыть их способности  и таланты, вовлечь каждого  сотрудника в общее дело, изменить  обстановку взаимоотношений, сделав  ее максимально эффективной для  работы. Чем больше мы знаем  о ценностях и привычках коллег  и партнеров, тем легче будет  общение с ними. 

       Материалы данной программы ориентированы  на создание коллектива, команды,  но мне кажется, что и в  деловых взаимоотношениях правильное  поведение не может быть лишним. 
 

Информация о работе Деловой конфликт