Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 13:02, контрольная работа
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого
общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.
Введение.
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого
общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь максимально приятной от общения друг с другом, обойти всевозможные острые углы и нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.
Стремление вести себя
История этикета тесно связана с историей человеческого общества.
Первый письменный договор был заключён в 1278 году до н. э. между
египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир , условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что первые проявления регламентированных отношений появлялись в "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет. Древние греки, придавая большое значение межгосударственным отношениям, развили дипломатический этике, насытив его огромным количеством сложных ритуалов. Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия создаёт вокруг себя сложный церемониал с большей или меньшей степенью торжественности. И только потом формируется общегражданский этикет, который сродни придворному, но гораздо проще.
В 1204 году испанский священник Педро Альфонсо создал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов "Дисциплина клерикалис", и на её основе впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.
Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя
облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет,- всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала законодательницей вкуса, этикета и моды.
В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же
существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его,
сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому
обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных стран Европы, но преимущественно Англии, своеобразно сочетались с русскими национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём и мечом искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя (как правило, в купеческом и крестьянском сословиях) ещё долго соседствовали с европейскими правилами ( в основном, на неофициальном, семейном уровне.)
Но остановимся всё же на дипломатическом этикете и протоколе. Итак, что же такое дипломатический протокол? И каковы его функции?
Что
такое дипломатический
протокол и для чего
он нужен?
Каждый человек
в своей жизни сталкивается в
той или иной форме с вопросами
этикета или протокола. Разумеется,
люди, занимающиеся по долгу службы
организацией международного общения,
в том числе приемом и обслуживанием делегаций,
групп, вынуждены постоянно решать множество
проблем, кажущихся порою мелкими и второстепенными,
но на самом деле имеющих глубокий смысл
и большое значение: в общении между людьми
мелочей не бывает. Какой-то пустяк может
обидеть либо может быть неправильно истолкован,
а небрежность или невнимательность нанесет
ущерб вашей личной репутации или репутации
вашей фирмы, организации.
Многовековой опыт развития международных
отношений позволил выработать важнейшие
основные правила общения между представителями
различных стран. Эти правила в наиболее
концентрированном виде представлены
в дипломатическом протоколе и этикете.
Особая роль дипломатического протокола
была связана с тем, что в течение многих
лет международные отношения, в основном,
развивались на межгосударственном уровне,
где отступление от протокола могло повлечь
за собой серьезные политические последствия.
По мере широкого развития международных
экономических связей, когда в процесс
международного общения включается все
большее число людей — представителей
делового мира, строгие правила дипломатического
протокола находят свое применение и на
этом уровне. Таким образом, в основе важнейших
общепризнанных норм делового протокола
и этикета лежат основные принципы дипломатического
протокола и этикета.
Прежде всего, остановимся кратко на самом
понятии дипломатического протокола.
Нормальное общение между государствами
и их представителями было бы невозможно,
если бы они не придерживались общих основополагающих
принципов взаимоотношений:
• уважение суверенитета;
• равенства;
• территориальной целостности;
• невмешательства во внутренние дела
друг друга.
В связи с этим, возникает вопрос: каким
способом, в какой форме государства должны
общаться с представителями иностранных
государств не в ущерб своему престижу
и национальному достоинству? Каким образом
продемонстрировать свое уважение к другому
государству? Ответ на этот вопрос и дает
дипломатический протокол.
Дипломатический протокол — это совокупность
общепринятых правил, традиций и условностей,
соблюдаемых правительствами, ведомствами
иностранных дел, дипломатическими представительствами,
дипломатическими работниками и другими
официальными лицами в международном
общении.
Дипломатический протокол по своему назначению
— категория международная. Его основные
нормы должны соблюдаться более или менее
одинаково всеми государствами. Однако
дипломатический протокол каждой страны
может иметь некоторые национальные черты.
В настоящее время обязательно строгое
соблюдение норм дипломатического протокола
при: признании новых государств, установлении
дипломатических отношений, назначении
глав дипломатических представительств,
вручении верительных грамот, осуществлении
дипломатических визитов, проведении
бесед и переговоров, дипломатической
и личной переписке, подписании договоров
и соглашений, организации дипломатических
приемов, организации встреч и проводов
официальных делегаций, созыве международных
совещаний и конференций, отмечании разного
рода праздничных и траурных событии.
Правила дипломатического протокола
основаны на общепризнанном международно-правовом
принципе суверенного равенства государств
независимо от системы, размера территории
и населения страны, политического влияния
или экономической мощи.
Суверенитет государства выражается
в таких нормах, как оказание почести государственному
флагу, исполнение гимна и т.д.
Принцип равноправия государств проявляется
в очередности представления дипломатов
высокому лицу в стране пребывания, в рассадке
делегаций на международных конференциях,
дипломатов на дипломатических приемах.
Нормы дипломатического протокола в своей
основе исходят из принципов международной
вежливости. И хотя этот принцип не имеет
обязательной юридической силы, тем не
менее дипломаты стараются соблюдать
его нормы. Вместе с тем, дипломатический
протокол весьма гибок. В рамках общепринятых
в международной практике норм возможны
довольно значительные отступления. В
зависимости от состояния отношений между
странами, исходя из поставленных политических
задач, всегда имеется возможность придать
различные оттенки протокольным правилам
(большая или меньшая торжественность;
увеличение или сокращение количества
участников официальных церемоний; повышение
или понижение уровня представительства
на них и др.).
Однако необходимо помнить, что любое
отступление от сложившейся традиции,
норм неизбежно будет замечено и соответствующим
образом истолковано.
Так, в ходе официального визита королевы
Великобритании Елизаветы II в Австралию
в феврале 1992 г. была допущена протокольная
вольность, которая омрачила визит самой
королеве и вызвала бурю гнева на Британских
островах за оказанный ей прием.
Представляя именитых гостей, а их собралось
более 800, премьер-министр Австралии Пол
Китинг, вероятно, непроизвольно взял
английскую королеву за талию. Вдобавок,
его супруга, голландка по происхождению,
не исполнила реверанс — уважительное
коленопреклонение перед монархом, как
того требует дворцовый этикет.
Инцидент не остался незамеченным. Пресса
раздула из него целый скандал. Дело в
том, что Австралия — бывший доминион
Англии, затем союзник, входящий в Содружество
наций, где в большинстве случаев английский
монарх считается главой государства.
А в Австралии это, похоже, поставили под
сомнение. Случайно сложившаяся ситуация
не улучшила отношения между двумя странами,
которые и так были непростые, а скорее
наоборот.
Таким образом, строгое соблюдение правил
дипломатического протокола играет не
последнюю роль в поддержании нормальных
отношений между государствами и их представителями.
Основные
принципы дипломатического
протокола.
Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.
Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.
Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет — это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.
Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.
Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.
Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.
Приёмы и церемонии.
К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц.
Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.
Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости.
В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны.
Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты).
К дневным приемам принято относить «бокал
шампанского» (или «бокал вина») и «завтрак».
К вечерним — «чай», «коктейль», «фуршет»,
«обед» (или «обед-буфет» и «ужин»). Завтрак,
обед и ужин проводятся со строгой рассадкой,
когда каждому гостю с учетом протокольного
старшинства отводится специальное место
за столом. При организации обеда-буфета
или чая рассадка достаточно свободна.
«Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 15-30 минут — за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна — две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски.
Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода — за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.
«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00, 18.00-20.00). Нормальным считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам.