Добро и зло. Ф.Ницше “К генеологии морали”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 15:58, реферат

Описание

В данной работе мы постараемся дать общую характеристику добра и зла как этических категорий, проанализировать диалектику добра и зла, попытаться выяснить, где находится граница между добром и злом, а также раскрыть проблему выбора.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………..…..3

2. Место добра и зла в категориях этики ……………………………..……5

3. Природа и содержание добра и зла ……………………………….…..….7

4. Взаимоопределенность добра и зла …… ……… … …………….……11

5. Фридрих Ницше…………………………………………………….…….12

6. Работа Ф. Ницше над созданием "Генеалогия морали………………...14

7. Заключение……………………….………………………………………17

8. Список использованной литературы …………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

МОУ ВПО Институт права и экономики.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

                     
 
 
 
 

           
 
 
 

                                 Реферат

                                   по основам этики

       на тему: “Добро и зло. Ф.Ницше “К генеологии морали”  ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Содержание

    1.Введение………………………………………………………………..…..3

    2. Место добра и зла в категориях этики ……………………………..……5

    3. Природа и содержание добра и зла ……………………………….…..….7

    4. Взаимоопределенность добра и зла …… ………  … …………….……11

    5. Фридрих Ницше…………………………………………………….…….12

    6. Работа Ф. Ницше над созданием "Генеалогия морали………………...14

    7. Заключение……………………….………………………………………17

    8. Список использованной литературы …………………………………..18             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                          
 

                                                

                                                      Введение 

                                                            Тот, кто борется с чудовищами,  должен

                                                           следить за собой, чтобы самому не обра-

                                                           титься  в чудовище. Попробуй подолгу

                                                          смотреть    в   пропасть,  и она заглянет

                                                         тебе  в  глаза.

                                                                                                              Ф. Ницше

                                                                              "По ту сторону добра и зла"

     Есть  один вопрос, который интересует всех, важность которого рано или поздно становится ясной каждому. Речь идет о таком простом и «детском» вопросе, как «Что такое хорошо и что такое плохо?» или в другой формулировке «Что есть добро, и что есть зло?»

     Проблема  выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра  и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

     Решить проблему хочется, чтобы раз и навсегда понять, как поступать можно и нужно, а как нельзя ни при каких обстоятельствах. С вопросом о добре и зле тесно связаны все важнейшие вопросы: «Как жить?», «Зачем жить?», «Почему все происходит так, а не иначе?», наконец, «Как устроен мир?». Поэтому, наверное, немного найдется людей, которые бы ни разу не думали об этом.

     В мифах и легендах, преданиях и сказках, в религиозных исканиях и философских учениях выражены мечтания людей об идеальном миропорядке, в котором добро и справедливость, долг и ответственность, честь и достоинство выступают основой и содержанием общественных отношений. Значительный вклад в духовные искания человечества вносили и вносят религия и искусство. Однако только в этике как в философской науке мир нравственных ценностей и целей, мораль в целом становится предметом специального интереса.

     В данной работе мы постараемся дать общую характеристику добра и зла как этических категорий, проанализировать диалектику добра и зла, попытаться выяснить, где находится граница между добром и злом, а также раскрыть проблему выбора. 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    2. Место добра и зла в категориях этики

Как и  всякая наука, этика располагает  богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория»  греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.

В этическом  отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

Однако  категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что в нем  сконцентрировано то, что есть в  реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

Данное  тестирование необходимо проводить  по всем этическим категориям, которые  весьма многочисленны. Эти категории  принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные.

Другие  кладут в основу иной принцип: всю  классификацию строят на основе одной  из категорий, которая рассматривается  как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики  категории счастье. Аристотель главной  считал категорию блага, а Кант - категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

Приняв  за основу вторую позицию, среди категорий  этики можно выделить: категории  морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное влияние друг на друга.

На основе морали, категории этики можно  подразделить на 3 группы:

категории собственно морального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор) категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)

категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные  последствия, моральные последствия). В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.  

                           3. Природа и содержание добра и зла

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

«Что  бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за своей фантазии наслаждаться голым светом?» - искушает Сатана своими вопросами Леви Матвея, ученика Иешуа Га Ноцри Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 29. .

Добро и зло связаны тем, что они  взаимно отрицают друг друга. Они  содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они по своему онтологическому Онтология (от греч. on - сущее, бытие + ...логия) - часть метафизики, изучающая бытие. Слово «онтологический» - не вполне строго, с лексической точки зрения, употребляется также в значении «относящийся к бытию».

статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы.

Согласно  одной, менее распространенной, точке  зрения, добро и зло являются однопорядковыми  началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Такая точка зрения, признающая равновеликость противоположных начал мира, называется дуализмом От лат. duo - два, dualis - двойственный. , Наиболее ярким выражением религиозно-этического дуализма стало в первой половине III в. манихейство - учение, основанное персом Мани на базе различных религиозных традиций. Согласно манихейству, в мире борются два независимых и самостоятельных начала добра и зла или света и тьмы. В ходе их постоянной борьбы происходит смешение различных элементов добра и зла. Посланники Бога -- Будда, Заратустра Заратустра - основатель религии в древней Персии (VI в до н.э.). , Иисус и, наконец, сам Мани -должны были, по этому учению, навсегда утвердить четкие границы между двумя началами. Сам Мани был побит камнями по наущению зороастрийских священников, но его учение достигло Европы и в виде тех или иных ересей просуществовало на протяжении всего средневековья. Манихейство является еретической ветвью христианства.

Задумаемся  вот о чем: можно ли сказать, что  добро и зло сосуществуют так же, как во Вселенной соприсутствуют свет и тьма? Или же их отношения иные - подобные свету и тени, как они видятся нами на Земле? Поскольку понятия добра и зла касаются именно людей в их земных свершениях, мы должны, по-видимому, принять второе сравнение.

К этому  склоняет нас и другая точка зрения относительно природы добра и  зла. Как на Земле солнечные лучи являются источником и света, и тени, так и добро со злом, взаимосоотнесенные, определены в отношении третьего Вот до этого не доводил свой провокационный вопрос булгаковский Сатана. . Так учат большинство религиозных нравственных учений: добро представляет собой путь к абсолютному добру - к Божеству, зло же есть отпадение от Божества. Действительным абсолютным мировым началом является божественное добро, или абсолютно добрый Бог. Зло же - результат ошибочных или порочных решений человека, пусть далее провоцируемого Дьяволом, однако свободного в своем выборе. Но ведь и Дьявол, или Сатана, как носитель зла отнюдь не абсолютен; согласно иудейско-христианским воззрениям, Дьявол - это падший ангел, т.е. заблудший сын Божий. Так что и перед человеком стоит задача конечного выбора не между абсолютами добра и зла, но между добром, которое потенциально абсолютно, тяготеет к абсолюту, и злом, которое всегда относительно.

Таким образом, и добро, и зло относительны - в их соотнесенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства, или Добра (с большой буквы). Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.

Иногда  можно услышать слова об абсолютном зле. Это выражение может показаться довольно убедительным: если есть абсолютное добро, то должно быть и абсолютное зло. Если исходить из возможных мифологических и религиозных смыслов, то возможны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсолютное зло воплощает Сатана. Но выше мы показали, что это может быть дуалистическая точка зрения, типа манихейской, которая предполагает существование стоящего над Сатаной Бога. Это может быть также учение в духе мировых религий, где Сатана - падший ангел или заблудший сын Бога; он обусловлен Богом и в этом смысле не безусловен.

Согласно  другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло. Соответствующий культ называется сатанизмом. Но поклоняющиеся ему люди, по-видимому, полагают, что в этом заключается благо. Так же и садист, устраивающий кровавую оргию, патологическим образом усматривает в ней благо для себя (пусть и достигаемое ценою мучений других людей, не принимаемых им во внимание). И биржевой спекулянт, вкладывая мощные финансовые средства или просто блефуя, устраивает панику на бирже с тем, чтобы получить великий барыш, который есть для него благо (пусть и получаемое ценою дестабилизации валют ряда стран и банкротств тысяч частных банков, компаний и лиц). Со стороны в этом усматривают «абсолютное зло», тем более, если таким действиям ничего не удается противопоставить, по крайней мере, вовремя.

Информация о работе Добро и зло. Ф.Ницше “К генеологии морали”