Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:41, реферат
Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный ее аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.
В формировании личности важное место отводится нравственной сфере. А толерантность выступает одним из наиболее значимых, определяющих понятий в системе ценностей личности.
Понятие толерантности на современном этапе трактуется неоднозначно. Удачное определение толерантности даѐт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Формирование толерантности происходит в процессе коммуникаций. Качество межличностного общения зависит от умения строить отношения, устанавливать оптимальные контакты, основанные на толерантности. В структуру общения входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.
Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный ее аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в политической сфере.
Свойственные молодежи в сфере духовной жизни в большей степени, чем старшему поколению, индивидуалистические ценности готовят почву для новых, взрывающих прежние схемы конфликтов, идеологий и коалиций. Эти конфликты вряд ли будут едины в своей основе, скорее для них будет характерно возникновение в определенных ситуациях усилиями отдельных людей. Формирующаяся в результате смены поколений социальная структура становится восприимчивой к пропагандируемым средствами массовой информации модным темам и, в определенной степени, модам на конфликты.
Интеграция является объективной потребностью, и особенно важно на какой духовной основе она может произойти. Э. Фромм отмечал, что «стремление к единению с другими проявляется как в низших формах поведения, то есть в актах насилия и разрушения, так и в высших формах проявления – солидарности на основе общего убеждения. Оно является также главной причиной, вызывающей потребность в адаптации; люди боятся быть отверженными».
а развитие толерантности молодёжи влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу её формирования в нашем обществе, в настоящее время отмечают следующие:
• отсутствие в обществе устоявшихся традиций многообразия мнений;
• развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран;
• свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания.
Причины возникновения нетолерантности:
Социальное неблагополучие семьи
Анти толерантная пропаганда в СМИ. Языковая вражда
Особенности подростковой психологии и физиологии
Ксенофобия - естественна для человеческого существа
Разделение по классам/группам взрослыми
Менталитет (соц. Окружение (влияние))
Глобализация
Миграция (гастарбайтеры)
Государственная политика
Влияние толпы
Несовершенство законодательной базы
Экономическая нестабильность
Трудности в трудоустройстве
Социальное неравенство
Отсутствие идеологии толерантности
Слабая проработанность
компонента толерантности в
Коммерциализация СМИ и непрофессионализм
Несовершенство форм организации досуга
Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности, – агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
Меры по развитию толерантности:
Взаимодействие молодёжных организаций
Проведение информационных
семинаров, тренингов в
Молодёжный лагерь по толерантности
Поддержка социально незащищенных групп
Уроки толерантности в школах, средних специализированных учреждениях и в вузах
Фестиваль молодёжи
К факторам, способствующим развитию толерантности молодёжи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни.
Следует разработать теоретические основы развития толерантного сознания учащейся молодежи, что достигается посредством ориентации всего образовательно воспитательного процесса в каждом звене национального образования на одновременное развитие национальной культуры личности и развитие ее толерантного сознания.
Наиболее значимым фактором развития толерантного сознания учащейся молодежи является создание особой культурно-образовательной среды, которая оказывает большое влияние на формирование и развитие современного регионального образования и функционирования учреждений культуры и образования в полиэтническом пространстве.
Затрагивая тему о духовности как способе интеграции молодежи стоило бы сказать, что особое значение духовное развитие приобретает именно для молодёжи, когда всё большее распространение в современном мире получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток; хорошие возможности для отдыха и развлечений; признание и восхищение окружающими, а духовное развитие, нравственное самосовершенствование все менее привлекают молодёжь. Обусловлено это целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми являются следующие:
- молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не может не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры.
- кризис института семьи
и семейного воспитания, подавление
индивидуальности и
- коммерциализация
средств массовой информации, различные
формы массовой культуры стали
определяющим образом влиять
на формирование ценностных
- происходит отмирание традиционных видов молодёжного творчества, что главным образом относится к народному ремеслу и промыслам.
- катастрофическое
распространение таких
Сегодня в сознании молодёжи происходят сложные процессы, идет поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок, с одной стороны свидетельствует о том, что сознание ещё не освободилось от стереотипного мышления, а с другой об идущей непростой переоценке ценностей.
В современных условиях спектр духовных интересов молодёжи не имеет приоритетного характера, духовные и бытовые проявления у молодёжных групп населения нивелированы, культурные потребности и интересы неустойчивы.
Однако нельзя не понимать, что у молодёжи есть перспектива формирования собственной субкультуры в будущем. Развитие субкультуры связано с фактическим культурным новообразованием более зрелых общественных отношений, глобализацией специализированных отношений в обществе. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь, породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодёжная субкультура.
Поэтому уже, сегодня стоит важная практическая задача — разработка методологической модели социологического изучения молодёжной субкультуры общества. В её основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния. Причём необходимо принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.
В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодёжи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.
И ещё одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру молодёжных духовных потребностей. Речь идёт о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на неё свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненности с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью. Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:
- потребность в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию окружающей действительности и применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;
- нравственная
потребность, стремление к
- потребность в духовном общении (коммуникативная), желание человека устанавливать связи и взаимоотношения в различных условиях своей деятельности, в том числе и в сфере семейных отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;
- художественно-эстетическая потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры. Тщательный анализ всей системы духовных потребностей свидетельствует о том, что они не остаются неизменными, а представляют собой продукт исторического развития. В определенных жизненных условиях наблюдается изменение и дифференциация духовных потребностей. Особое влияние на этот процесс оказывают социально-экономические сдвиги, происходящие в обществе. Под воздействием конкретных изменений в социально-экономической и политической жизни неизбежно формируются новые виды духовных потребностей.
Учитывая пластичность духовных
потребностей, их динамичность и способность
проявляться в определенных индивидуализированных
продуктах духовного
Таким образом, подводя итоги всему сказанному, можно сделать вывод, что в целом в формировании духовных и ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.