Евгеника и этические нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 10:26, реферат

Описание

Евгеника как учение о «хорошем роде» оформилась в самостоятельную дисциплину к концу XX столетия. Она включила в себя блок естественнонаучных теорий (дарвинизм, генетика, эмбриология и т.д.), разнородные социально-экономические и политические учения (неомальтузианство, меркантилизм, национал-социализм и т.д.)

Работа состоит из  1 файл

Евгеника и этические нормы.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)


ГРС-32 Счастливенко Марина

 

Евгеника и этические нормы

 

Евгеника как учение о «хорошем роде» оформилась в самостоятельную дисциплину к концу XX столетия. Она включила в себя блок естественнонаучных теорий (дарвинизм, генетика, эмбриология и т.д.), разнородные социально-экономические и политические учения (неомальтузианство, меркантилизм, национал-социализм и т.д.), а также несметное количество предубеждений и «вековой народной мудрости», по-своему объяснявших механизм передачи качеств по наследству. По замыслу Ф.Гальтона, считающегося основателем научной евгеники, этот конгломерат должен был служить выполнению единой задачи: опираясь на знание естественных законов, выработать рекомендации по созданию совершенного в физическом, умственном и нравственном отношении человека (1, с.19). В изменившейся общественно-политической ситуации, при многократно возросшем «техническом» потенциале генетики вопросы о моральной ответственности ученого, о допустимости вмешательства в естественный ход событий, о суверенитете личности и ее долге перед обществом (государством) и грядущими поколениями оказываются столь же сложными для осмысления, как и тогда, когда научная евгеника делала свои первые шаги (2, с.170).

В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков  в целом – управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка – создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом (3, с.5). Евгеника ставит своей целью избавление различными методами социального и генетического контроля будущего населения планеты от «субнормальных» представителей (алкоголиков, психически больных людей, половых извращенцев и т.п.). В этом случае налицо не только нарушение морально-нравственно-этических, но и правовых норм. Во-первых, здесь имеет место манипуляция выбором человека, лишение его по сути свободы воли, выбора (в случае явного поощрения браков одаренных молодоженов властями), во-вторых - дискриминация (расовая, социальная), в-третьих – нарушение прав человека (в случае насильственной стерилизации) . Неизвестно, к чему могут привести в итоге такие действия – к «раю на Земле» или концу света. Если мы представим себе на минуту, что в неопределенном будущем Землю будут населять лишь гении и физически идеальные люди, то разве не логичным предстает предположение, что эти беспрерывно стремящиеся к самосовершенствованию и лидерству индивиды начнут войну, последнюю для всей планеты и жизни на ней? Не случайно евгеника потерпела поражение – в ее крахе огромную роль сыграла именно этика. Однако отдельные ее идеи, идущие только на пользу человечеству (как, скажем, исправление «ошибок» родителей, отразившихся на детях, на генетическом уровне) и по сей день живы в обществе (4, с.174). 
Когда общество устроено правильно – живет по религиозным и нравственным законам, то евгеника имеет мягкий, косвенный характер, и реализуется через этические нормы и социальные институты. А когда общество становится безрелигиозным и функции планирования берет на себя человек, то евгеника выступает как грубая и материальная сила. Тогда появляется расовый отбор, концлагеря, стерилизация и прочее (5, с.112). Евгенические идеи должны соответствовать христианским заповедям и не «выходить за их пределы». Такой подход кажется правильным и не идущим в разрез с принципами морали (6, с. 187).

Продуктами генной инженерии являются гибриды и помеси. В данном контексте  главной этической проблемой предстает отношение человека к другим формам жизни Земли. Особенно серьезное внимание этому вопросу уделяет биоэтика, ставящая одной из главных своих задач выработку у человека справедливого отношения ко всем формам жизни на нашей планете. В случае методов генной инженерии от этой справедливости не остается и следа – здесь животные и растения стоят на службе у человека. Пользуясь их неспособностью противостоять «венцам природы», мы свободно ставим эксперименты на живых существах ради собственных эгоистических целей, не заботясь о том, хотят этого они или нет. Кроме этической, в данном случае встает и проблема угрозы здоровью самого человека, пользующегося гибридными пищевыми продуктами. Основным постулатом, от которого отталкиваются противники генной терапии, то есть генетических операций с человеком, является следующий: есть рубеж, перейдя который мы не сможем контролировать дальнейший ход событий. Им противостоит постулат «последователей» этих методов: есть люди, которые страдают наследственными заболеваниями и которые возлагают большие надежды на генную терапию . Приходится признать, что и те, и другие по своему правы. Действительно, перспективна разработка методов генной терапии злокачественных образований, СПИДа, сердечно-сосудистых заболеваний. Но вместе с тем «с перспективой» растут и этические проблемы таких методов (7, с.170).

Развитие генной инженерии  и близких ей областей знания (да и не их одних) заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности  в деятельности ученых.

Сегодня же принцип свободы  научного поиска должен осмысливаться  в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям. В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предполагающая регулировать науку. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремится к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований (8, с.203).

Многие вопросы нашли свои ответы в международных и отечественных этико-правовых документах. Свою позицию по этическим проблемам применения генных технологий выразили представители ряда религиозных конфессий. Но многие вопросы еще не нашли однозначных решений и являются предметом дискуссий.

В настоящее  время в области разработки и  использования генных технологий существует ряд проблем, вызывающих этические  опасения. Это проблема использования генных технологий для улучшения природы человека; проблема доступа различных слоев населения к возможности их использования; проблема генетического скрининга населения и генетической паспортизации населения; проблема сохранения тайны генетической информации; проблема коммерциализации процесса использования генетической информации и генных технологий; проблемы научных исследований в области разработки и совершенствования генных технологий; проблемы трансгенных растений и животных.

Область этических проблем, возникших в связи с развитием генетики, обусловлена рядом причин. Со времен античных философов в западноевропейской культуре утвердилась идея о том, что природа человека несовершенна и предназначение человека в том, чтобы использовать все свои силы и возможности для устранения этого несовершенства. Одним из таких «несовершенств» была признана смертность человека. На протяжении многих столетий человечество искало средства удлинения сроков жизни человека, стремилось найти «элексир молодости», средство, позволяющее стать бессмертным. Здоровье, долголетие (или бессмертие), высокий интеллект и разнообразные таланты, телесная красота человека стали благими целями в научных исследованиях, в том числе и в области генетики. (9, с.28).

Ни биоэтика, ни контроль над познанием и наукой  в частности не решают проблемы, особенность большинства подобных проблем в том, что будучи универсальными, они не имеют универсального решения. Это проблемы выбора, самоопределения и образа жизни. 

А нравственное состояние современного научного развития, не более чем частный случай и эпизод общего нравственного состояния современного мира, один из многих, общего духовного кризиса, общей неспособности нашего мира к производству каких бы то ни было здоровых плодов ()

Ссылаясь на Священное  писание, можно сказать, что человек  отведал плод с древа познания, прошел через вавилонское столпотворение, где каждая дисциплина говорит на своем собственном языке, непонятном для других, и оказался на ковчеге  коммерции, обреченном на катастрофу. Будем надеется на лучшее разумение, на лучшее взаимопонимание для безопасного плавания на борту нашего общего ковчега, надеясь, что он не закончит свое путешествие как корабль дураков (10, с.27).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гуськов Е.П.  К 100-летию генетики: от истока  до устья – впереди океан. / Генетика. Эволюция. Культура: Избранные  труды. Ростов н/д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007, С. 19. 

2. Захаров И.А. Этические аспекты последних достижений экспериментальной генетики / Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. – М.: Канон+, 2005, с. 170.

3. Баев А.А. Геном  человека: некоторые этико-правовые  проблемы настоящего и будущего // Человек, 1995. - №2. с. 5.

4. Медянцева М.П. Ответственность  ученого как социально-этическая проблема. Казань, - КГУ, - 1997, с. 174.

5. Силуянова И.В. Биоэтика  и мировоззренческие традиции // Человек. -№5. – 2005. с. 112.

6. Нейсбит Д.  Высокая технология, глубокая гуманность: технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; пер. с англ. А.Н. Анваера. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005, с. 187.

 

7. Захаров И.А. Этические аспекты последних достижений экспериментальной генетики / Евгеника в дискурсе глобальных проблем современности. – М.: Канон+, 2005, с. 170.

 

8. Сингер Л. Биоэтика и академическая  свобода // Проблемы биоэтики. - М. – 2003, с. 203.

 

9. Гуськов Е.П., Жданов Ю.А.  Метахимия природы (К 50-летию  открытия структуры ДНК) / Генетика. Эволюция. Культура: Избранные труды.  Ростов н/д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007, с. 28. 

 

10. Кольцов Н.К. Улучшение человеческой природы // Русский евгенический журнал. 1999. Т. 1. Вып. 1. с. 27.


Информация о работе Евгеника и этические нормы