Формирование этического кодекса в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:58, реферат

Описание

Этический кодекс является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.
Первыми универсальными кодексами, представляющими с

Работа состоит из  1 файл

этика катя.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

После принятия и внедрения этического кодекса, при необходимости, в него можно вносить изменения. Например, у компании появился новый вид  деятельности или открылся филиал в другой стране. К кодексу этики необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту этического кодекса. 

За основу «внутрифирменной конституции» берутся  общие этические принципы, сформированные Национальным фондом «Российская деловая  культура» в конце 1990-х годов. Документ получил название «12 принципов  ведения дела в России» и был  положен в основу этических норм многих отечественных фирм. 

12 ПРИНЦИПОВ  ВЕДЕНИЯ ДЕЛА В РОССИИ 

Личные  принципы 

1. Прибыль  важна, но честь дороже прибыли. 

2. Уважай  участников общего дела – это  основа отношений с ними и  самоуважения. 

3. Воздерживайся  от насилия и угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей. 

Профессиональные  принципы 

4. Всегда  веди дело сообразно своим  средствам. 

5. Оправдывай  доверие, в нем – основа  предпринимательства и ключ к  успеху. Стремись завоевать репутацию  честного, компетентного и порядочного партнера. 

6. Конкурируй  достойно. Не доводи деловые разногласия  до суда. Самый надежный партнер  – тот, который тоже выигрывает  от сделки. 

Принципы  гражданина России 

7. Соблюдай  действующие законы и подчиняйся  законной власти. 

8. Для  законного влияния на власть  и законотворчество объединяйся  с единомышленниками на основе  данных принципов. 

9. Твори  добро для людей, а не ради  корысти и тщеславия. Не требуй  за него непременного общественного  признания. 

Принципы  гражданина Земли 

10. При  создании и ведении дела как  минимум не наноси ущерба природе. 

11. Найди  в себе силы противостоять  преступности и коррупции. Способствуй  тому, чтобы они стали невыгодными  всем. 

12. Проявляй  терпимость к представителям  других культур, верований и стран. Они – не хуже и не лучше нас, они просто другие. 

Единых  стандартов при составлении этического кодекса не существует. Обычно в  нем прописываются общие цели и принципы компании, нормы поведения, рабочий график, форма одежды, правила  работы с клиентами, партнерами. Кодекс может включать в себя обязательства компании перед коллективом, политику руководства в области охраны труда, положения о конфиденциальности и другие нюансы организационной деятельности. Каждый сотрудник сталкивается с проблемами, которые трудно решить самостоятельно. Как разрешить эти вопросы прописывается во внутреннем документе. Суть этого документа - помочь служащим соответствовать имиджу компании и поддерживать ее авторитет. 

В кодексе обязательно дается объяснение главной цели существования фирмы, т.е. ее миссия. Каждый сотрудник обязан знать, для чего создано предприятие. 

В этическом  кодексе выделяются следующие моменты: 

- корпоративные  стандарты: хорошо, если компанию  можно узнать по традиционно  корректному ответу секретаря; 

- постоянное  развитие и совершенствование:  повышение профессионального уровня, обмен положительным опытом, поиск  новых решений; 

- надежность: ответственность, преданность делу; 

- работа  в команде: уважение друг друга,  открытое обсуждение проблем; 

- порядок  внутреннего взаимодействия: налаженный  обмен информацией повышает скорость  процессов, что благоприятно отражается  на финансовых показателях компании; 

- правила  поведения в нестандартных ситуациях:  снижается риск того, что сотрудник  растеряется при общении с партнером, клиентом и т.д. 

Для соблюдения принципов  этического кодекса  необходимо: 

1. довести  принципы до сведения всех  работников; 

2. служба  персонала должна организовать  обсуждение корпоративных этических  норм (анонимные опросы, дискуссии на интернет-форумах); 

3. создать  отдел работы с претензиями  по этическому качеству обслуживания; 

4. периодически (раз в год) пересматривать  этический кодекс, чтобы исключить  или изменить устаревшие правила. 
 

Как правило, корпоративный  этический кодекс состоит из двух основных частей: 

1. идеологической, включающей в себя миссию, цели  и ценности компании; 

2. нормативной  (поведенческой), которая описывает  конкретные, общие для всех сотрудников  нормы поведения, обязательства  компании перед работниками, социальную и дисциплинарную ответственность, особенности обращения с внутрикорпоративной информацией. Здесь же регламентируется поведение сотрудников в отдельных ситуациях, например при общении с клиентами, партнерами, а также приводятся стандарты техники безопасности, экологии и многое другое. 

Добиться  соблюдения персоналом всех норм, прописанных  в корпоративном кодексе, получается не всегда. Так, если начальник нарушает кодекс, требовать его исполнения от рядовых сотрудников бессмысленно. Т.о., этический кодекс является одним из рычагов управления персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Ричард  Т. Де Джордж «Деловая этика», М. 2003 г.
  2. Лучко М.Л. «Этика бизнеса – фактор успеха», М. 2006 г.
  3. Петрунин Ю.Ю. этика бизнеса: учеб. Пособие. – М: Дело, 2000
  4. Кибанов А.Я. «Этика деловых отношений», 2007 г.

Информация о работе Формирование этического кодекса в организации