Гефест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:04, реферат

Описание

Вулкан, или Гефест, — бог огня; он олицетворял собою силу и творчество. Огонь был его элементом подобно тому, как вода была элементом Нептуна. По древним сказаниям, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто наружу, и вот греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф о Вулкане.
Он — сын Юпитера и Юноны; подобно пламени, которое вначале слабо и ничтожно и только потом разгорается и усиливается, Вулкан родился слабым, хилым и хромым. Красавица Юнона, стыдясь подобного сына, сбросила его с вершины Олимпа.

Работа состоит из  1 файл

Рождение Вулкана.docx

— 947.57 Кб (Скачать документ)

1.Рождение Вулкана. Его свержение с Олимпа

 

Вулкан, или Гефест, —  бог огня; он олицетворял собою  силу и творчество. Огонь был его  элементом подобно тому, как вода была элементом Нептуна. По древним  сказаниям, земной огонь происходит от небесного огня; этот земной огонь  находился главным образом внутри вулканов, выбрасывающих его часто  наружу, и вот греки, желая олицетворить эту силу природы, сложили миф  о Вулкане.

Он — сын Юпитера  и Юноны; подобно пламени, которое  вначале слабо и ничтожно и  только потом разгорается и усиливается, Вулкан родился слабым, хилым и  хромым. Красавица Юнона, стыдясь  подобного сына, сбросила его с  вершины Олимпа.

Рис.Юнона-мать Вулкана.

Он упал в море и был  воспитан двумя Нереидами, Фетидой  и Эвриномой; в продолжение девяти лет он занимался изготовлением украшений из драгоценных камней и металлов для дочерей Океана.

Так как люди стали заниматься ремеслами только после открытия огня, то Вулкан является богом —  покровителем и поощрителем ремесел и промышленности. Он сам работает и придумывает разные искусные и полезные вещи для богов; его называют «искусным художником», «плавильщиком металлов» и «кузнецом».

Его хромота и искривленные ноги должны напоминать о том, что  пламя коверкает и искривляет все, что попадается ему на пути, даже самые твердые металлы.

Когда-то Вулкан был сильно привязан к матери (Юноне), всячески демонстрировал ей свою любовь и даже пытался ее утешать, когда она  страдала от пренебрежения Юпитера. Однажды, решив наказать Юнону за очередной приступ ревности, Юпитер приковал ее к золотой цепи и свесил с неба. Но Вулкан, заметив это, втянул ее обратно, и собирался уже было освободить от цепей, как вернулся Юпитер и, рассердившись, что он вмешался в дела родителей, низверг его с неба.

 Пространство между  небом и землей было таким  огромным, что Вулкан падал весь  день и всю ночь, пока, наконец,  не оказался на горе Мосихл, на острове Лемнос.

 Конечно, для любого  смертного это падение означало  бы верную смерть, и даже Вулкан  не вышел из него целым и  невредимым. Он сломал себе ногу  и с тех пор стал хромать,  оставшись калекой на всю жизнь.

 И хотя Вулкан рисковал  и жестоко пострадал, спасая  свою мать, она не сделала ни  малейших попыток узнать, приземлился  ли он живым или разбился  при падении. Оскорбленный ее  безразличием и неблагодарностью, Вулкан поклялся, что никогда  не вернется на Олимп, и поселился  в одиночестве в горе Этна, где вместе с Циклопом установил огромную кузницу, чтобы изготовлять много хитрых, полезных вещей из металла, который в изобилии имелся в недрах земли.

Вулкан изготовил себе двух золотых служанок, которые поддерживали его, куда бы он ни шел.

 Вулкан создал также  золотой трон с бесчисленными  тайными пружинами. Когда на  нем никто не сидел, он казался  самым обычным стулом, но, как  только кто-нибудь опускался в  него, пружины приходили в движение, и трон запирал сидевшего на  нем. Несчастный не мог ни  встать, ни избавиться от объятий  этого золотого чудовища.

 Закончив его создание, Вулкан отослал его своей матери, которая, придя в восхищение  от его красоты и тонкой  отделки, гордо уселась на него  и обнаружила, что оказалась его  пленницей. Напрасно пыталась  она встать, напрасно все боги  пытались вырвать ее из объятий  трона. Их соединенные усилия  и все их хитрости оказались  совершенно бесполезными.

 Наконец, к Вулкану  отправили Меркурия, который самым  дипломатичным образом попросил  его почтить Олимп своим высоким  присутствием, но красноречие  и убедительность Меркурия не смогли заставить бога огня покинуть свое прокопченное жилище. Посланник богов вынужден был вернуться назад и сообщить о провале своей миссии. Тогда боги посовещались и решили послать Бахуса, надеясь, что его метод убеждения окажется более удачным.

 Захватив с собой  флягу своего лучшего вина, Бахус  предстал перед Вулканом и  предложил ему освежиться. Вулкан, которому от жары все время  хотелось пить, принял предложенную  чашу и пил до тех пор,  пока совсем не опьянел. В  этом состоянии Бахус привел  его на Олимп, заставил освободить  царицу небес и велел обнять  отца и попросить прощения.

 И хотя Вулкан сумел  вернуть себе милость богов,  он не стал жить на Олимпе, но предпочел вернуться в свою  кузницу и продолжить работу.

На острове же Лемносе находился храм в честь этого бога, выстроенный на том месте, куда, по древним сказаниям, упал Вулкан; там ежегодно бывал праздник в честь огня, который поддерживали на жертвеннике круглый год.

 

 

 

Рис.1. Фетида и Эвринома берут к себе Вулкана, сброшенного его матерью с Олимпа. По Флаксмену.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тип и атрибуты Вулкана

 

Древние поэты описывали  Вулкана в виде сильного, искусного  кузнеца, но неуклюжего и смешного, подвергавшегося частым насмешкам  красивых олимпийских богов.

Архаическое искусство изображало его в виде хромоногого карлика  в остроконечной шапке, и только в эпоху расцвета греческого искусства  его стали представлять сильным  и мужественным, с густою бородою  и со всеми принадлежностями кузнеца.

Он неутомимый работник и  придумывает для богов Олимпа всевозможные вещи; им сделаны скипетр  и эгида Юпитера, трон бога сна, корона и колесница Гелиоса, корона Ариадны, медные быки, охраняющие золотое руно; он также выковал для Аполлона стрелу, которая всегда попадала в  цель и вновь возвращалась к нему. Диана также обратилась к Вулкану, когда ей понадобились колчан, лук  и стрелы.

Так как Гефест первоначально  означает стихийную силу огня, то на него переносятся и все его  действия. Из отверстых кратеров вулканов вырывается подземный огонь— это Гефест действует внутри огнедышащей горы, имеет там свои горны и кузницы. Так гласит сказание о горе Мосихл на Лемносе, главном месте культа Гефеста. Не менее известна по отношению к нему гора Этна в Сицилии.

Самое благодетельное действие огня проявляется в том, что он обладает силой растапливать металлы, делает их годными для изготовления сосудов и утвари. Поэтому на Гефеста  постепенно стали смотреть как на изобретателя всех металлических производств  и сделали его покровителем тех  ремесленников и художников, которые  нуждались в огне для изготовления своих изделий. Благодаря этому  он стал близок покровительнице искусств богине Афине и, понятно, что в  Афинах, центре греческого искусства  и науки, оба эти божества нашли  всеобщее поклонение и общие празднества.

О чудесных произведениях  кузнечного мастерства Гефеста у  древних существовало немало легенд. Часто повествовали они о великолепном бронзовом дворце, который он выстроил себе на Олимпе, где находилась большая  кузница с двадцатью искусно  сделанными раздувательными мехами. Он мастерски делал всякого рода затейливую утварь, например движущиеся столы или треножники. Другие работы Гефеста, упоминаемые поэтами: эгида Зевса, его же скипетр, трезубец Посейдона, щит Геракла, вооружение Ахилла. Велико было уважение к Гефесту в Афинах, где в его честь устраивалось на различных праздниках излюбленное состязание в беге с факелами. Юноши должны были бежать с зажженными факелами, и кто первый достигал цели с горящим еще факелом, тот получал приз. Кроме того, Гефест был в большом почете у греков в Кампании и на Сицилии, что легко объясняется существованием там огнедышащих гор — Везувия и Этны. Римляне называли этого бога Вулканом. Они почитали в нем благотворные действия огня, но молили его также и об избавлении от пожаров. Согласно с греческими мифами ему дали в жены Венеру, причем, несомненно, имелось в виду, что только в союзе с красотой могут возникнуть истинные произведения искусства.

Местом культа этого бога в Риме был Вулканал, собственно не храм, а просто крытый очаг. Настоящий же храм Вулкан имел на Марсовом поле, близ цирка Фламиния, где и совершались в его честь главные праздники — Вулканалии.

Греческие и римские художники  обычно изображали Гефеста сильным  мужчиной и всегда с бородой. Внешние  атрибуты Гефеста: кузнечные орудия, яйцевидной формы колпак рабочего и  короткая верхняя одежда, которую  носили ремесленники и которая оставляла правое плечо обнаженным.

 

 

Рис.2. Голова Вулкана. Античный фрагмент.

Рис.3 Вулкан

                               

3.Месть Вулкана

Вулкан, водворенный  на Олимпе Вакхом

 

Желая отомстить своим  безжалостным родителям, Вулкан придумал выковать золотое кресло, которое  не выпускало неосторожного, рискнувшего  сесть на него, и только повинуясь  воле Вулкана, отпускало свою жертву.

Однажды Юнона, придя навестить  сына в его кузницу и ничего не подозревая, села на золотое кресло; Вулкан, несмотря на все ее просьбы, не захотел ее освободить; тогда  бог войны Марс вступился за свою мать и принудил его отпустить Юнону.

Вулкан страшно рассердился, он не захотел более возвращаться на Олимп и ничего не стал делать для богов. Огорченные боги напрасно просили его вернуться — он был неумолим, пока наконец Вакху не удалось напоить его вином и привести пьяным на Олимп. С тех пор дружба между Вулканом и Вакхом упрочилась, и в этом надо видеть намек на то, что виноград созревает лучше и обильнее на вулканической почве, как бы согреваемый подземным огнем.

Рис.Вакх

 

4.Сети Вулкана

 

По «Одиссее» и по некоторым  другим мифам супругою Вулкана была Венера, богиня красоты; по другим же сказаниям, она была супругой Марса, бога войны. Желая примирить эти разноречивые сказания, поэты измыслили другую версию на более поэтичной и любовной подкладке.

Венера, не любя своего хромого, вечно покрытого сажей и занятого грубыми работами мужа, изменила ему  ради красивого, статного бога войны.

Всевидящий Гелиос первым рассказал об этом обманутому мужу. Тогда Вулкан выковал тончайшую  проволоку, из которой он изготовил  почти невидимую, но крепкую сеть, и, подкравшись к ничего не подозревающим жене и Марсу, он набросил на них эту сеть, затем призвал богов для того, чтобы они могли полюбоваться на смятение двух любовников.

Но Вулкана, по-видимому, мало огорчала измена Венеры; в шутливой форме повествует одно стихотворение  о том, что Вулкан более всего  тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Венере, и решил  не выпускать ее из сетей до тех  пор, пока не получит их обратно.

Античные барельефы, сохранившиеся  до наших дней, изображают пленных  Марса и Венеру и осмеивающих  их богов.

Рис.3. Венера и Вулкан. С картины Джулио Романо. Париж, Лувр.

 

Рис. Венера и Марс в сети Вулкана

Мартин ван Хеемскерк, 1536 г.

 

 

 

 

 

 

5.Кузница Вулкана

Циклопы

 

Кузница Вулкана и его  работники, одноглазые циклопы, служили  не раз темой для разных произведений искусства; их изображали на камеях, античных барельефах и картинах.

Из художников новейшего  времени Веласкес изобразил мастерскую Вулкана в тот момент, когда  Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а  три циклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к  рассказу Гелиоса.

В Лувре находится небольшая  картина Романо: в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и  Вулкан, он показывает ей только что  выкованные стрелы и колчан.

Исполняя заказ кардинала  Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбано написал Вулкана и его кузницу как олицетворение огня.

Существует много изображений  циклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних, такой  адский шум в недрах вулканов. Они  сильно занимали народное воображение, и им приписывали в древние  века, подобно тому как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения.

Циклопы своим видом нагоняли на всех ужас. В одном гимне рассказывается о том, как Диана в сопровождении  нимф отправилась в кузницу Вулкана  просить его выковать ей колчан и  стрелы. Там они видят циклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея  и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди  лба.

Рис.4. Циклоп

 

От ударов их тяжелых молотов  дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая  из недр вулканов, где живут эти  страшилища. Даже матери пугали ими своих непослушных детей.

 


Информация о работе Гефест