Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:25, реферат
Принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон предполагает разделение функций обвинения, защиты и разрешение дела. В современном уголовном процессе разделение процессуальных функций не означает, однако, что собирание и представление оправдательных доказательств, выявление обстоятельств дела, оправдывающих обвиняемого и смягчающих его наказание, является проблемой, решаемой исключительно самим обвиняемым и его защитником.
Введение……………………………..…………………………………………3
1. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел……………………………………….…………………..5
2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции…………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников………………………………………..16
В процессе судебного следствия прокурор обязан объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых было предъявлено обвинение. Прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения обвинительного приговора и определиться по отношению к доказанности инкриминируемых обвиняемому действий. Это имеет исключительно важное значение, так как в отдельных случаях суд безальтернативно связан с позицией обвинения. В частности, согласно ч.8 ст.293 УПК при отказе государственного обвинителя и потерпевшего от обвинения в ходе судебного следствия или по его окончании постановляется оправдательный приговор, даже если суд пришел к убеждению о доказанности вины обвиняемого.
В теории уголовного процесса считается, что прокурор обязан отказаться от обвинения, если:
не установлено событие преступления;
в деянии подсудимого нет состава преступления;
не доказано участие подсудимого в совершении преступления.
Прокурор формулирует, обосновывает и аргументирует свой отказ в судебных прениях. Это самостоятельный вид речи прокурора в суде первой инстанции.
Прокурор должен неукоснительно следовать требованиям закона об отказе от обвинения при отсутствии убедительных доказательств вины. Оправдание обвиняемого либо прекращение дела в отношении его в связи с отказом от обвинения могут служить основанием для привлечения к ответственности государственного обвинителя только в случае умышленного нарушения им закона, явной недобросовестности или недисциплинированности. [6, с. 5]
После окончания судебного следствия суд переходит к прениям. Участвующий в деле прокурор в своем устном выступлении подводит итог проверки исследования доказательств. Судебные прения оказывают определенное влияние на формирование убеждения судей, способствуют более полному усвоению материалов дела. Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве. Речь должна способствовать суду не только правильно разрешить вопросы, связанные с постановлением приговора, но и иметь воспитательное значение.
Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям:
хорошее знание материалов уголовного дела;
в речи должны содержаться глубокий социальный, правовой и психологический анализ фактов;
убедительность речи;
безукоризненная логика доказательств;
язык простой и ясный, понятный не только юристам, но и лицам, юридически не осведомленным.
От прокурора требуется не перечисление доказательств, а критический анализ и объективная их оценка.
Передовая практика поддержания государственного обвинения выработала единую структуру речи. В ней содержаться следующие элементы:
1. социально-общественная оценка преступления;
2. анализ и оценка доказательств;
3. юридическая квалификация преступления;
4. характеристика личности обвиняемого, оценка отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;
5. анализ причин совершения преступления и условий, способствовавших его совершению;
6. предложение о мере наказания;
7. мнение о возмещении вреда, причиненного преступлением, взыскании процессуальных издержек, судьбе вещественных доказательств.
Соотношение этих частей, их место в структуре речи, объем могут меняться в зависимости от конкретных обстоятельств каждого уголовного дела. В одних случаях больший акцент следует сделать на юридическую квалификацию, в других – на анализ и оценку доказательств, в третьих – на характеристику личности обвиняемого и т.д. Может меняться последовательность структурных частей речи. Например, социально-общественная оценка преступления может быть дана или в начале, или в конце речи в зависимости от характера дела, обстоятельств совершенного преступления. При этом все элементы речи должны находиться в неразрывной связи между собой, один другой дополняя. [12, с. 140]