Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:05, реферат
Интеллектуальный капитал становится более значимым, чем физический, устойчивым конкурентным преимуществом. Таким образом, конкурентоспособность организации напрямую зависит от того, насколько полно и успешно она использует свой интеллектуальный капитал и насколько активно инвестирует в его развитие. Организация должна представать не просто совокупностью индивидов, которые что-то знают и умеют, но как целостная обучающаяся структура.
Интеллектуальный капитал становится более значимым, чем физический, устойчивым конкурентным преимуществом. Таким образом, конкурентоспособность организации напрямую зависит от того, насколько полно и успешно она использует свой интеллектуальный капитал и насколько активно инвестирует в его развитие. Организация должна представать не просто совокупностью индивидов, которые что-то знают и умеют, но как целостная обучающаяся структура.
Один
из наиболее известных, традиционных способов
использования интеллектуальног
Говоря об использовании человеческого капитала, нельзя забывать о том, что он принципиально не может являться собственностью компании. Поэтому охота на ценных специалистов, борьба за них часто принимает очень широкие масштабы и выраженные формы.
Важным
фактором в конкуренции является
также известность и
Классическая
теория конкурентоспособности
Развитие эти представления получили в трудах М. Портера, который описал такие группы основных факторов конкурентоспособности организации: барьеры входа на рынок – лицензионные, инвестиционные, ноу-хау, ценовая власть потребителей, ценовая власть поставщиков, степень конкуренции имеющихся компаний и угроза заменителей товаров и услуг.
Чем выше барьеры вхождения на тот или иной рынок товаров и услуг, тем значительнее конкурентоспособность компаний, которые уже на нем существуют по отношению к новичкам.
Ценовая власть потребителей – это их способность в тех или иных условиях диктовать собственную цену на товар или услугу, например, при условии, что их очень мало или потребитель вообще только один, в этом случае он имеет абсолютную ценовую власть. Это снижает конкурентоспособность поставщиков.
Ценовая власть поставщиков, в свою очередь, проявляется, когда их мало или только один, монополист. При этом фактором такой власти являются рыночные связи, как элемент интеллектуального капитала, которые позволяют противодействовать монополиям или, наоборот, приобретать монопольное положение.
Угроза заменителей состоит в том, что на рынке постоянно появляются похожие товары и услуги, аналогичные и даже несколько превосходящие по качеству и доступности.
Важна
также структура отрасли: если на
рынке действует множество
Таким образом, построение конкурентной
стратегии здесь сводится к уменьшению
возможностей поставщиков и покупателей
навязывать свои условия, ограждении себя
угрозы заменителей, действий по предотвращению
проникновения на рынок новых конкурентов,
уменьшению конкуренции в своей отрасли.
Также
весьма продуктивной является идея о
цепочке стоимости (Г. Хамел, К. Прахалад).
Цепочка стоимости – это
Необходимо определить центральную компетенцию, то есть понять, где и как организация способна достичь наилучших показателей. Именно на эти виды активности следует направлять основной объем ресурсов. Центральная компетенция должна культивироваться, развиваться и оберегаться всеми способами.
Центральная компетенция организации может базироваться как на материальных, так и на нематериальных ресурсах. К последним относятся связи, репутация, бренд, патенты и так далее, причем они должны быть уникальными, иметься только у данной организации и ни у какой другой из числа их реальных и возможных конкурентов. К таким ресурсам все чаще относятся персонал со своими опытом и квалификацией, логистика, знание рынка, технологии, особенности обслуживания, планирование, экономика, основанная на знаниях, сети дистрибуции, инновационный потенциал. Все это во многом основано на знаниях – клиентов, рыночной ситуации, технологий, продуктов, процессов, конкурентов, культуры, методов эффективного обучения и так далее. Некоторые крупные компании вообще не занимаются производством товаров как таковым, так как не это является их центральной компетенцией: они могут заниматься, например, только исследованиями, дизайном и маркетингов, в то время как товары их торговой марки производятся контрагентами.
Часто центральной компетенцией предстает способность к инновациям. Кроме того, центральная компетенция может касаться управления брендами и их популяризации, управленческих и финансовых инноваций, инноваций в маркетинге и дистрибуции.
В целом, современная тенденция такова, что физические преимущества уступают в важности ресурсам интеллектуального капитала и его использования. Стратегически для организации важно развивать те виды активности, которые связаны с их центральной компетенцией, укреплять барьеры входа на рынок, создавать альянсы с поставщиками внешних услуг.
Обычно
организация делает ставку на один
из видов интеллектуального