Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности эстетических взглядов И.Бродского в комплексе
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
Попытка рассмотреть и обобщить теоретические источники, посвященные теме «Бродский и постмодернизм»;
Выявить принципы поэтики И.Бродского в системе эстетики постмодернизма
Дать анализ Нобелевской лекции поэта с позиции трех основных моментов – отношения поэта к языку, искусству и категории эстетического.
Далее в своей речи Бродский сам обосновывает свой выбор в пользу эстетики, который неразрывно связан с отношением поэта к языку как к божеству: «Язык же – даже если представить его как некое одушевленное существо (что было бы только справедливым) к этическому выбору не способен».[13] Да, к этическому выбору язык неспособен, зато способен к эстетическому.
Слово само по себе прекрасно. Поэтому для Бродского нет слов «плохих» или «хороших», уместных или неуместных. Все они равны и представляют ценность. Отсюда думается, появление в поэтической речи лексики ей не свойственной – научной и проч. Ярко это проявляется в одной строчке из стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты»(1970 г.):
И вообще инкогнито
эрга
сум, как заметила
форме в сердцах
субстанция…
От этого стихотворения Бродского получаются интеллектуально сложными на уровне лексики, «трудными» для восприятия. Об этой самой «трудности» Бродский упоминает в одном из своих эссе «По ком звонит осыпающаяся колокольня», в котором он пишет о шестерых писателях «уходящего XX столетия», с коими он «себя не равняет, но и не отделяет себя от них». Бродский пишет: «Истина заключается в том, что никакой трудности на самом деле не было. <…> Никто в здравом уме не возьмется писать то, что трудно понять»[14] (Тут вспоминаются строки А.С.Пушкина из письма, кажется, Вяземскому: «Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата!»). Причину использования подобной лексики Бродский видит в «осознанной или интуитивно угаданной необходимости вырваться из ограничивающих условностей современной прозы». Иными словами, «трудность» воспринималась ими как одна из форм самовыражения, как форма отделения, если не возвышения, себя над другими. В конце концов, стройные фразы четко отточенных слов выглядят убедительно, но в большей степени – красиво.
И.А.Бродский
в своей поэзии стремился даже
к внешней красоте своих
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
(«Натюрморт»,
1971 г.)
Брезгливость
к быту - чистое эстетство. Бродский
будто выжимает все "человеческое"
из своих стихов, оставляя нам один только
"скелет", но "скелет" прекрасный,
сотканный из нитей необычных метафор.
Можно предположить, что отношение к метафоре
Бродский позаимствовал у авангардистского
течения – ультраизма, основным принципом
поэтики которого было сведение лирики
к первоначальному элементу – метафоре.
Ультраистское стихотворение состоит
из метафор, каждая из которых содержит
неведомое дотоле видение какого-либо
фрагмента жизни. Это же встречается и
у Бродского, к примеру, в стихотворении
«Узнаю этот ветер, налетающий на траву…»
(1976 г.):
Растекаясь широкой стрелой по косой скуле
деревянного дома в чужой земле,
что гуся по полету, осень в стекле внизу
узнает
по лицу слезу.
Читая этот отрывок, мы получаем эстетическое удовольствие, но не обычное, а разумное. К этому, думается, Бродский и стремится на протяжении всего своего творческого пути.
Заключение
Итак, согласно поставленным задачам, мы приходим к следующим выводам.
Во-первых, исследуя теоретические источники, мы приходим к выводу о том, что Бродского действительно не без оснований относят к эпохе постмодернизма.
Мы
рассмотрели несколько точек
зрения на сам феномен постмодернизма
и заключили, что наиболее уместная
из них – точка зрения на то, что
постмодернизм стоит
и то, как эти черты воплощаются в эстетике И.Бродского.
Во-вторых, нами был дан анализ основных эстетических взглядов И.Бродского на основе его Нобелевской лекции. Нами было выделено три основных вопроса, которым Бродский уделяет большое внимание не только в своей речи, но и в творчестве. Вопросы об отношении поэта:
В рамках нашей работы нам не удалось охватить и исследовать весь пласт эстетических взглядов поэта, ввиду его сложности и многогранности. Но, надеемся, что данная работа заинтересует следующее поколение исследователей и даст толчок к дальнейшему изучению данной темы.
Библиографический
список
http://www.krugosvet.ru/enc/
Информация о работе Эстетические взгляды И.А. Бродского (на материале нобелевской лекции 1987 года)