Эстетика - наука о прекрасном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 05:34, контрольная работа

Описание

Однако эстетика не может успешно развиваться в отрыве от истории, с которой связана жизнь и борьба минувших поколений, их опыт, их высокое достижение. Прошлое - колыбель будущего. Без прошлого нет настоящего. Основывая богатство эстетической мысли разных стран и народов, критически перерабатывая минувший опыт минувшего.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:

1. Термин “Эстетика” 3

2. Предмет эстетики 4

3. Основной вопрос эстетики 5

4. Кому и зачем нужна эстетика? 7

Эстетика - наука о прекрасном 8

а) Прекрасное как эстетический критерий 8

б) Искусство и прекрасное 9

в) Прекрасное отражение действительности 10

г) Прекрасное отражение безобразного 11

д) Воспитание прекрасного 12

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Эстетика к.р.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

     До  сих пор мы говорили об  искусстве  и прекрасном безотносительно к  источнику и сущности того и другого. Между тем вопросы об источнике прекрасного и сущности искусства имеют важнейшее значение.

б) Искусство и прекрасное

     Различные определения искусства в истории  эстетических учений сводятся к 2-м основным “формулам”, которые соответствуют 2-м противоположным воззрениям на искусство и прекрасное - идеалистическому и материалистическому. 1-ая гласит - искусство - воспроизведение, отражение прекрасного. 2-ая гласит - искусство - прекрасное воспроизведение действительности.

     Согласно  первому определению источником прекрасного в искусстве является только самодовлеющая красота объекта. Искусство, выступает как царство объективной красоты. Подобную точку зрения разделяют представители объективного идеализма от Платона до Гегеля. Платон считал, что высшая красота существует лишь за пределами видимого мира. Это красота абсолютная, божественная.

     Возникает интересный вопрос: существует ли искусство, в котором прекрасное сводится только к объекту, а творчество не играет никакой роли. История искусства не знает подобных примеров.

     По  Гегелю “...Красота в искусстве является красотой, порождаемой и вновь порожденной духом”.

     Эстетика  превращает реальный объект в видимость  объекта, реальную красоту - в видимость  красоты; искусство из средства познания реального мира превращается в целое  мистическое произведение. Такое искусство становится в один ряд с религией.

     Великий Гегель выдает за прекрасный объект призрачную идею. Он называет красотой то, что на самом деле есть мистификация, искаженная красота объективного мира. Идеалистическая эстетика возводит красоту в абстракцию, в абсолют, обожествляет.

     Искусство отражает и объективно прекрасное - это не подлежит сомнению. Среди художников слова, резца, кисти, сцены и т.п. нельзя хотя бы назвать одного безразлично относящегося к прекрасному в действительности. Мы не ошибемся, если скажем, что искусство всех времен и народов стремилось утверждать прекрасное. По словам Лессинга, греческие художники не изображали ничего, кроме красоты1. Искусство никогда не проходило мимо объективного прекрасного. Слова “искусство - изображение прекрасного” не лишены оснований. Но это определение не до конца правильное.

в) Прекрасное отражение  действительности

     Белинский, Чернышевский и Плеханов показали, что сфера искусства не ограничивается изображением прекрасного. Область  искусства шире области прекрасного, если иметь в виду объекты изображающие. Искусство изображает все, что представляет интерес для человека.

     Сегодня нам прекрасные или безобразные  объекты сами по себе ничего не говорят  о художественном уровне их изображения. Рафаэль и Тициан искали прекрасные объекты, а Домье, Гойя, А.Островский, Щедрин, Л.Толстой, Чехов, Горький нередко изображали “свинцовые” мерзости нашей жизни.

     Судьбу  искусства определят не только прекрасные объекты, сколько прекрасные художники. Часто изображение одного и того же объекта было одинаково.

     В искусстве всегда важно, что изображается, еще важнее, как изображается. Независимо от того является ли изображение по своей объективной сущности прекрасным или отвратительным, само изображение должно быть прекрасным, художественно совершенным, утверждающим прекрасное в жизни. Здесь мы приходим к выводу: искусство есть прекрасное воспроизведение действительности в образах.

     Мы  боремся не за всякое искусство, а  за прекрасное искусство.

г) Прекрасное отражение  безобразного

     Изображать  прекрасную действительность вовсе  не значит одинаково относится к добру и злу, низкому и высокому, прекрасному и безобразному. Искусство как прекрасное воспроизведение жизни исключает безразличное, примирительное отношение к низкому и т.д. Эстетически верное отношение художника к действительности предполагает глубокое проникновение и истинную сущность как прекрасного, так и безобразного и совершенную форму изображения того и другого. Изображение положительного, прекрасного в нашей действительности - одна из благороднейших задач искусств. Искусство отражает перед художником всю жизнь, но лишает его одного - права изображать ее плохо, равнодушно.

     Прекрасно изображать явление действительности и изображать прекрасное явление действительности - это не одно и то же. В первом случае определено качество художественного изображения; во втором случае определен предмет изображения.

     В эстетической теории имеет место  быть термин “лакировка”, под которым подразумевается приукрашивание.

     Категория прекрасного имеет, как мы видим, не только теоретическое, но и практически - политическое значение, с ней связано отношение искусства к действительности.

     Рассматривая  вопрос об искусстве и прекрасном, мы различаем прекрасное как эстетический предмет, т.е. прекрасное по своей объективной сущности, и прекрасное как художественное изображение.

     Материалистическая  эстетика всегда считала первоисточником  прекрасного реальную жизнь, субъективную действительность и в связи с этим ориентировал искусство на укреплении связи с жизнью.

д) Воспитание прекрасного

     Прекрасное  в искусстве возникает как  результат совершенного выражения жизненной правды. Оно дарит нам творческую радость. Прекрасное - это душа искусства. Эстетическое наслаждение - это глубокая эмоция.

     Художественное  произведение, объективно изображающее безобразное, доставляет эстетическое наслаждение не тем, что оно будто бы дает точный снимок безобразного, а тем что глубоко и правдиво вскрывает его сущность. Достаточно вспомнить образы Тартюфа, Яго, Тараса Скотинина, Фамусова, Скалозуба, Порфирия Головлев, Смердяева, Якова Островного, Грацианского - и мы видим: творя суд суровый, но праведный искусство делает нас как бы соучастниками реального изображения зла, порока.

     Эстетическое  наслаждение немного стоило бы, если бы произведения искусства не обогащали нас духовно, не возвышали нас идейно, не очищали нравственно.

     Сюрреализм  является одним из наиболее шумных течений современного декаденса, направляет свои усилия на принижение человека, на поругание всего рода человеческого  и его стремления к высокому, светлому и прекрасному. Основной “метод” сюрреализма - придать наибольшую достоверность аналогичному, бессмысленному, абсурдному, чтобы добиться угнетающего воздействия на психику человека. Яркий представитель - Сальвадор Дали. С точки зрения гегелевской и платоновской идеалистической эстетики сюрреализм находится за гранью прекрасного.

     Сюрреализм, абстракционизм, ташизм и прочие направления  декаданса заставляют вспомнить  одно из положений эстетики: нельзя безнаказанно нарушать законы и нормы прекрасного.

     Подлинное искусство начинается там, где творчество является процессом создания и утверждения  прекрасного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                           ЛИТЕРАТУРА 

  1. И.Б.Астахов  “Эстетика”, Московский рабочий. 1971 г.
  2. Ю.Борев “Эстетика”, М., Изд-во Политич.лит-ра. 1988 г.
  3. Г.И.Поспенов “Искусство и эстетика”. М. 1984.

Информация о работе Эстетика - наука о прекрасном