Эстетики как самостоятельную науку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 02:11, доклад

Описание

В истории эстетической науки первая половина XVIII в. занимает особое место: в 1750 г. вышел первый том «Эстетика», Баумгартена (1714-1762). Опираясь на греческие понятия ейсетикосу, Эстес, Баумгартен ввел новый термин - эстетика.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по эстетике.docx

— 17.71 Кб (Скачать документ)

7. Эстетики как самостоятельную  науку 

 

В истории эстетической науки  первая половина XVIII в. занимает особое место: в 1750 г. вышел первый том «Эстетика», Баумгартена (1714-1762). Опираясь на греческие понятия ейсетикосу, Эстес, Баумгартен ввел новый термин - эстетика.

 

Появилась потребность выделения  в самостоятельную науку определенных представлений, знаний, идей, связанных  с эмоциональным, чувствительным, ценностным отношением человека к действительности, природы, к обществу, искусства.

 

А. Баумгартен, как философ, утверждал, что гносеология имеет две формы познания - эстетику и логику. Эстетика связана с пониманием вкуса и познает прекрасное. А. Баумгартен широко использовал понятие прекрасного, однако предмет эстетики он не определил через идею прекрасного (такая тенденция проявилась позже, в частности в позициях Гегеля и Чернышевского. Баумгартен определил предмет эстетики через понятие совершенно.

 

Баумгартен разбил эстетику на два уровня - теоретическую (изучать проблемы красоты, специфики чувственного восприятия действительности,) и практическую (связана с вопросами развития искусства)-двопредметнисть эстетической науки.

 

Важным этапом в разработке проблемы предмета эстетики был период развития немецкой классической философии. Непосредственный интерес к широкому кругу эстетических проблем обнаружили Кант, Фихте и Гегель.

 

Иммануил Кант (1724-1804) убежден, что только человек может быть идеалом красоты, только человечество «может быть идеалом совершенства.

 

Разрабатывая принципы «критической философии», И. Кант выдвинул идею о  неопознанных «вещи в себе» и  распознаны явления, которые создают  сферу бесконечного возможного опыта. Он определил два вида познания: априорное (додосвидне) и эмпирическое. Особый вес приобрела кантовской идея эстетики как критики вкуса,

 

И. Кант значительно расширяет  понятийно-категориальный аппарат  эстетики, обосновывая понятие вкус, воображение, игра, целесообразность, совершенство, изящество, самонаблюдения, предвидения и др.

 

И. Кант в выявлении специфики  предмета эстетики опирался на человеческую чувственность, на сложную структуру  вкуса. В отличие от него Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) в понимании эстетики тяготел к идее возведения предмета науки теории искусства, он считал, что именно искусство способствует становлению целостного человека.

 

Принципиально новой направленности эстетические проблемы приобретают  в теоретической наследии Гегеля

 

Во вступлении к лекциям  по эстетике Гегель заметил, что предметом  этой науки должно быть «царство прекрасного», которое интерпретируется им как  «сфера искусства, или, еще точнее - художественного творчества». Гегель вообще отрицательно относился к  термину «эстетика» и счел целесообразным заменить его на термин «философия искусства» или «философия художественного творчества. Гегель ввел в определение предмета эстетики понятие прекрасное

 

В первой половине XIX в. появилось понятие философия искусства (Гегель), которое показало возможность постичь искусство не только как систему отдельных видов со своей историей и теорией, но и как целостный феномен, специфика которого раскрывается через цели и задачи творческой деятельности художественно одаренного человека - художника.

 

Идею Гегеля о связи  эстетики и прекрасного развил Николай  Чернышевский (1828-1889). Определяя предмет  эстетики через понятие «прекрасное», он, однако, не ограничивал его сферой искусства, а настаивал на способности  этой науки к всеобъемлемости жизни. Такая позиция четко прослеживается в попытках философа определить прекрасное в различных сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, М. Чернышевский закрепил на русской почве понимания эстетики через идею прекрасного.

 

Гегелевское понимание эстетики подытожил значительный период в  истории 'этой науки. Условно можно  определить развитие эстетики от эпохи  Античности до 30-х годов XIX в. как  классический период. При этом следует  подчеркнуть, что с середины XVIII в. эстетика развивается как самостоятельная  наука.

 

Период с 30-х годов до конца XIX в. определяется как посткяасичний. А в условиях XX в. формируется неклассическая эстетика.

 

8. Эстетическая деятельность: ее сущность и формы 

 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ее ФОРМЫ 

 

Эстетическая деятельность в современном промышленном производстве может существовать и на уровне индивидуального  трудового процесса. Правда, это  возможно только в том случае, если его осуществляет квалифицированная, творческий человек, мастер своего дела. Потребность находить удовольствие в работе заставляет талантливую, неравнодушный  человек постоянно совершенствовать себя, развивать свои способности  и навыки, вносить в трудовой процесс  элементы творчества. Известно немало мастеров, которые в обычном, на первый взгляд, трудовом процессе добиваются блестящих результатов. Именно в  этих случаях мы говорим о мастерстве хлебороба, каменщика или повара.

 

Что является определяющим для такого трудового процесса? Творческий подход к делу, одаренность и неисчерпаемая  любознательность, постоянное недовольство достигнутым и бесконечные поиски новогоТворчий потенциал человеческого труда неисчерпаемый.

 

Человеческая личность КАК  ОБЪЕКТ эстетической деятельности

 

Жизни человека и общества не ограничивается одной лишь працек: разнообразное, и все его процессы подчинены законам доцЬ и социализации '. Сам человек, его тело, его внешность, формы ее о ного проявления с древнейших времен были предметом эстетической действовали Казалось бы, внешность является естественным достоянием, однако в кон итоге тело человека формировалось и под влиянием трудовой дь те, а также общественного образа жизни. Прямохождения, специй конечностей, развитие речи и способного к ее восприятие слуха, лю обоняние, вкус и осязание, лицо, светящееся умом, - все это есть с шого следствием специфической для человека формы життедиял Процессы совершенствования человеческой формы и сущности происходили тивно, бессознательно для самого человека. Однако выразительность людсью раз, внешности, способность через интонацию, жесты, мимику пе ты сложные духовные, эмоциональные процессы имели решающее зна ^ развития общественных форм життя.передусим удовлетворял потребность защиты от неспршп влияния среды, а также должен был отвечать определенным моральным ним требованиям, также испытывал больших изменений, все большей мер

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТРУДА

 

бытия человека, который  является ее родовой признаку, состоит прежде всего в предметно-практической деятельности, которое опосредствует как биологическую ее природу, создавая специфическую родовую человеческую анатомию, так и высокие формы психического и интеллектуального ее жизнь. Другими словами, сам человек как живое существо, мир материальной культуры, в котором она живет, а также внутренний мир человека - его чувства, ум, способность к преобразованию окружающего мира - зарождаются, развиваются и изменяются в общественно-исторической практике. Итак, обще-гатства, как сфера вложения капитала. Некоторые из них даже не могут быть оценены в денежном выражении, поскольку существуют как раритеты государства или даже международного сообщества. Таким образом, и на начальных этапах развития общества производительный труд, как убеждает история, не исключала эстетического компонента. А когда человечество от периода охоты перешло к продуктивному хозяйствования, когда появились простейшие технические средства производства и заметно возросла производительность труда, это, в свою очередь, высвободило время для совершенствования мастерства, для развития воображения и фантазии. Предметы ремесленной деятельности становились все более разнообразными и совершеннее, они начали обогащаться элементами, непосредственно не влияли на их утилитарную функцию. Орнаментации гончарных изделий изящной формы и тканей, отделки оружия и конской сбруи ', мозаичное и фресковая украшения сооружений - все это дополняло утилитарную функцию эстетической, нередко приобретала приоритетное значение. Этому способствовало социальное расслоение общества, в котором предметы с определенными эстетическими качествами становились признаком особой социального статуса владельца. Что касается самого процесса производства, в котором так гармонично сочетались ди-ялкшгть утилитагша и эстетическая, труд репродуктивная и творческая, то за) дство в процессе исторической практики совершенствует общественные отношения, стремится их гармонизировать, сделать по-настоящему человечными, гуманными. В этой сфере эстетическое сопряжено с моральным


Информация о работе Эстетики как самостоятельную науку